Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Мужские имена на Д. Именослов. Казаков В.С.















     Мужские имена на Д.

     Давило, тиски, давило, т.е. силач
     Дагус, значение неясно; вендское имя, упоминается у Саксона Грамматика.
     Дажьбог, солнечный бог. Прародитель славян. «Славяне суть дети солнца», «Даждьбожьи внуки». В отличие от других народов, например иудеев, которые считали, что бог вылепил их из грязи, славяне считали себя прямыми потомками бога. «И од Роусе токмо имяхомь до помоще, яко же дажбы внуце соуте (И только от Руси мы имели помощь, потому что мы — дажьбоговы внуки)» (ВК III.19). Дажьбог лишь одно из имен солнечного бога. Очевидно, первое имя его Полель, он брат Лели, близнец, сын Лады и Сварога. Он же Купало. Обычай почитания Купалы был занесен в Грецию с севера, от славян. В Греции Купалу стали почитать под именем Аполлона. В Индии он известен под именем Пуруша, у скифов под именем Гойтосир, в славянских сказках он Тарх Тарахович (Таргитай). Под именем Дажьбога Полель-Купало почитается со времен Великой Скуфи. Ипатьевская летопись под 1114 годом рассказывает о Дажьбоге: «Сын его (Сварога) именем Солнце, его наричють Дажьбог … Сълнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе муж силен», «от него же начаша человеци дань давати цесарем». Появляются люди «богатые и в сану сущие». «Яже прелюбы деюще — казнити повелеваше». Дажьбог поддерживал закон Сварога: «единому мужю едину жену имети и жене за един мужь посагати». Дажьбог, «не хотя отьца своего закона рассыпати», подвергает богатую женщину, замеченную в прелюбодеянии, примера ради, наказанию: «пусти ю водити по земли в укоризне».
     Дажьбог установил 12-месячный год: «дъвою бо на десять месяцю число по томь уведоша». Дажьбог — летнее солнце.
     Дал, далекий
     Далебор, далёкий от борьбы
     Далемир, далёкий от мира
     Далибор, возможно, что тоже самое, что и Далебор.
     Далимил, милый вдали; уменьш. Далята. Далимил Мезиржицкий — составитель «Чешской хроники» 14 в.
     Дан, данный
     Даньслав, дающий славу; уменьш. Данила (не путать с израильским именем Даниил).
     Данко, уменьш. от Даньслав
     Даньша, уменьш. от Даньслав
     Дапамор, Лютич, противник Роланда ( «Песнь о Роланде»).
     Двинец, по названию реки Двина. Имя из бересты.
     Девясил, многосильный
     Девятиглаз, остроглазый
     Девятой, девятый сын в семье. Уменьш. Девятка.
     Дедила, сокр. от Дедослав
     Дедилец, сокр. от Дедослав
     Дедослав, предками славный
     Дедята, пошедший в деда
     Деиукс, знач. неясно. Вендское имя в латинском написании.
     Делота, от «делия», «деля» — плащ, подбитый мехом.
     Делян, деловой
     Демьстик, возможно, означает раздутый: от «демить» — дуть; «двор Демьстиковъ» упоминается в рассказе летописца об убийстве Ольгой древлянских послов.
     Дергач, коростель
     Держикрай, властитель страны; галицкий боярин Держикрай Владиславич участвовал в битве на реке Калке в 1223 лето н.э.
     Дермела, золотарь; возможно, уменьшительное от Дермлиг
     Дермлиг, сокол
     Дерн, земляной
     Деян, деятельный
     Див, дивный, невиданный, лесной. Возможно, под этим именем славянам был известен «снежный человек».
     Во время одного из Кавказских походов в войске русов был страшного вида «див». Привязанный веревкой за ногу, этот «див» умело орудовал дубиной, наводя ужас на врагов. Те, кто встречался со «снежным человеком», утверждают, что тот отменно свистит. «Солнце ему тъмою путь заступише, нощь стонущи ему грозою птичь убуди, свистъ sвhринъ въста зби, дивъ кличетъ връху древа…» (СоПИ).
     Дивий, дикий, лесной, невиданный
     Дивиш, глядящий
     Дивлян, див; великан из сербской сказки.
     Дивозор, дивный взором
     Дир, значение неясно; некоторые исследователи утверждают, что имя это кельтское, означает «твердый», «крепкий». Дир княжил в Киеве в первой половине IX века. Арабский писатель Аль Масхди писал: «Первый из славянских царей — есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны». Велесова Книга называет Дира греком: «Аскольд поразил Дироса Эллинского и занял один его место». (ВК III.29)
     Очевидно Дир отвоевал Киев у хазар, затем в Киев пришел Аскольд, того убил Хелг (Олег), посадивший на киевский стол Игоря и т.д.
     Дитята, детский
     Дичко, дикий. Боярский сын Дичко Оладьин (упом. в 1495 г.). Родоначальник дворян Аладьиных.
     Днепр, имя по названию реки. Днепр Словутич.
     Добр, добрый
     Добри, добрый. Добри Карталов погиб в бою, защищая г.Габрово в 1943 г
     Добрило, добряк; сокращение от имен с основой «Добро».
     Добрит, добряк; славянский вождь 7 века, сказавший аварским послам, требовавшим дани: «Не родился еще и не согревается солнцем человек, который покорит землю нашу»
     Добровит, от «добро» и «витать» (обитать). Имя из новгородской долговой записки 11 в. Возможно, означает “добро несущий” (по В.Милову).
     Доброга, сокр. от Доброгость
     Доброгнев, добрый гнев
     Доброгость, добрый к гостям; уменьш. Добруша, либо «добрый гость»
     Доброгаст, ант, командовавший черноморской византийской эскадрой в VI веке.
     Добродей, делающий добро, благодетель
     Доброжай, значение неясно
     Доброжир, богатый добром. Имя из бересты.
     Доброжит, добром живущий
     Добролюб, любящий добро
     Добромил, добрый и милый
     Добромир, добрый к миру
     Доброслав, славящий добро. Доброслав — человек, известный в России и за рубежом. Живёт в д. Весенёво Шабалинского р-на, Кировской обл. Духовный наставник вятских славян. Основатель Русского общества охраны природы “Стрелы Ярилы”.
     Настанет время покрупней,
     Коснётся землепашец вольный
     Своих языческих корней.
     С тысячелетием крамольным
     Он всё по-своему решит,
     Когда земля одарит силой.
     Не потому ли так страшит
     Славянский дух вольнолюбивый?
     Попробуй к богу приобщить,
     Дай все блага цивилизаций —
     А вдруг он просто будет жить,
     Жить на земле и размножаться?
     Такой немыслимый расклад —
     Восстановиться в духе, в плоти…
     А вдруг он, гад, на Цареград
     Свой щит обратно приколотит?!
     Доброслав
     Доброход, с добром приходящий
     Добрын, добрый. Добрыня (Добрын) Нискинич — богатырь, послуживший прообразом былинного Добрыни «Никитича».
     Довбуш, долбун. У казаков так назывался человек, стучавший в литавры.
     Довгуш, долгун, длинный, верзила
     Довол, довольный
     Догада, догадливый
     Дойчин, значение неясно (юж.слав.имя)
     Докука, назойливый, докучливый
     Долговяз, длинношеий
     Долгой, длинный
     Дольник, имеющий долю. Так называли приемыша в семье, получившего право на наследство.
     Домагость, гостеприимный
     Домамер, значение неясно. От «дом» и «мерить». Домамер — отец галицкого боярина Юрия, участника битвы на р.Калке в 1223 г.
     Доман, домовитый, уменьшительное Доманец. Доман убил в Орде в 1245 г. князя Михаила Черниговского.
     Сравни с латинским именем Domna (домовитая, хозяйка дома).
     Доманег, нежащийся дома.
     Домжар, домашний очаг
     Домислав, домом славный. Первый король Хорватии (с 925 г.).
     Доможир, домосед, домовитый
     Доморад, рожденный на радость дому, принесший радость в дом.
     Домослав, славящий дом. Имя из бересты.
     Дончо, значение неясно (юж.слав.имя)
     Дорога, родившийся в дороге
     Дорогокуп, дорого купленный (юж. слав. имя).
     Дорогомил, дорогой и милый, Дорогомил — отец князя Ивана, который со своей дружиной принимал участие в освобождении Пскова от немцев 5 марта 1299 года, в четверг.
     Дорогомысл, думающий о дороге
     Дорогосил, осилящий дорогу
     Дорож, дорогой. Возможно, что это сокращение от имен с основой «Дорог». Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, узнав о взятии Владимира татарами (город был взят в воскресенье 7 февраля 1238 лета), послал Дорожа с 3000 человек проведать про врагов: Дорож прибежал и сказал: «Князь! уже татары нас обошли». Началась злая сеча на реке Сити, где наши побежали перед татарами: тут был убит и великий князь Юрий Всеволодович. Было это в четверг 4 марта 1238 года. По обычаю монголо-татары отрубили князю голову. Позже, в XIX веке на реке Сити был найден боевой шлем князя Юрия Всеволодовича.
     Драголюб, дорогой и любимый,
     Драгомир, дорогой миру
     Драгош, дорогой
     Драгун, дорогой, либо «дрожащий»; от «дргать» — дрожать.
     Драгутин, то же
     Дражко, сокр. от имен с основой Драг (Дрог). Князь Бодричей. После нашествия датчан в 808 г. ушел в изгнание. В 810 г. был убит подосланными датчанами людьми.
     Древан, сын дерева (священного)
     Древослав, славящий дерево
     Дрозд, дрозд
     Дроцила, баловень. Имя из бересты.
     Дружина, дружок
     Друсь, ломающий; от «друзготать» — ломать, крушить. Либо «рыхлый, сухой».
     Дубец, дубок, крепыш
     Дубовик, посвященный дубу
     Дубок, молодой дуб, крепыш
     Дубун, сын дуба. Дуб — священное дерево славян, дерево Перуна.
     Дубыня, сказочный лесной великан
     Дугиня, богатырь из русской сказки, сгибающий деревья в дугу.
     Дудика, болтун. Дудика был холопом новгородского епископа Луки Жидяты и донес на Жидяту.
     Дукора, бормотун.
     Дулей, торчун; от «дульчеть» — торчать: сравни «дулька» — уключина и «дуля» — шиш.
     Дулеб, дулеб, означает дующий в дудку (дуло), дударь. Дулебы — славянский племенной союз. Дулебы жили в Карпатах и по Бугу. Потерпели поражение от аваров в VI веке. «Си же Обре (авары) воеваху на Словенехъ и примучиша Дулебы, сущая Словены, и насилье творяху женамъ Дулебскимъ: аще поехати будяше Обрину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли женъ въ телегу и повезти Обърена; тако мучаху Дулебы». (НЛ. С.7)
     Дурак, дурак; «дурак» - жёсткий кнут, которым муж бил жену. Имя — оберег. Имя известно с 1495 г.
     Дуринк, дурной (чешск.)
     Дутая Нога, очевидно, указывает на какую-то болезнь (слоновость?)
     Духен, принадлежащий духам (чешск.)
     Душан, душевный, добрый
     Дый, имя Верховного владыки, известное всем арийским племенам. У римлян Деус, у греков Зевс (Зеус), у балтов Дейвас, у индийцев Дьяус. «Овъ Дыю жъреть, а другый — Дивии …» («Беседа Григория Богослова»).
     Впоследствие имя Дый все чаще заменялось словом Бог, что означало самый большой, великий. Сравни английское «big» — большой.
     «Молихом Патаре Дяе, яко ты изведе огнь, иж деть Матырь сва слава приесеть на крыдлех све праоцем нашем. (Мы молили Патара (отца) Дыя, чтобы он низверг огонь, чтобы он позволил матери сва славу принести
     на крыльях своих праоцам нашим)» (ВК III.19).
     Дынко, значение неясно (юж.слав.имя)
     Дюдко, дудка; В 1327 г. в Тверь «с многими татарами» приехал ханский посол Чол-хан (Щелкан), двоюродный брат хана Узбека. Чол-хан занял княжеский дворец и начал, как это обычно бывает у «гостей с юга», притеснять местных жителей. Эти действия Чол-хана, а также жадность баскаков, вызвали гнев народа. Назревало восстание, и оставалось только найти повод. Как-то субботним утром 15 августа 1327 г. некий дьякон Дудко (Дюдко) вел поить к Волге «кобылицу младу и зело тучну». Татары, подбиравшие в качестве дани даже ненужные обрывки веревочек, увидев такое богатство, сразу отобрали кобылицу у дьякона. Дьякон, однако, вместо того, чтобы «возлюбить врага своего», завопил что есть мочи: «О, мужи тферстии, не выдавайте!». Тверцы избили татар, затем, по призыву веча, против ордынцев поднялся весь город. Татары были перебиты а Щелкан сгорел в княжеском дворце. Узнав об этом, Князь Иван Данилович Калита привел из Орды 50000 татар, которых возглавлял воевода Федорчук, вошел в Тверь, сжег многие города и села, иных убил, иных взял в плен. Так тверичи были наказаны Калитой за «разжигание национальной розни».
     Дюк, богач
     Дягиль, трава
     Дяка, угощающий, угождающий
     Дятел, дятел (птица). Волхв, по имени Дятел, предсказал покорение Мордвы Русью.

***

     Мужские имена на Д. Именослов. Казаков В.С.

     Что означает Ваше имя? Не каждый из вас, дорогие читатели, сможет ответить на этот вопрос. Большинство современных имён было заимствовано в 9-13 веках вместе с христианством. Эти инородные имена были объявлены «правильными», «настоящими» и занесены в «святцы». После насаждения христианства на Руси разрешалось давать имена только через церковь, при крещении. Несмотря на то, что имена эти давались почти тысячелетие, они до сих пор остаются чуждыми для нашего народа: ведь они возникли на иноземной почве и были искусственно пересажены на славянскую землю. Привычные теперь имена Иван, Семён, Михаил - были так же непривычны для слуха наших предков, как сейчас для нас звучат имена Матомба, Нгхуру-Нгхоро и другие.
     Однако с церковью спорить было опасно (до 14 века за испечённый блин могли сжечь на костре, а в 16 веке жгли за такой ещё пустяк, как чтение иностранных книг), поэтому наши бедные прапрабабушки и прапрадедушки, старательно выговаривая диковинные имена, искажали их до неузнаваемости. Так Иоханаан превратился в Иоанна, а затем - в Ивана. Шимон стал Семёном, а Иулиания - Ульяной. Так впоследствии русские переделали немецкую фамилию Кос фон Дален в Козлодавлев, а Погенкампф - в Поганкин. Насильно обращенный в христианство народ тяжело расставался со своими, славянскими именами, поэтому в летописях и указах нередко можно встретить такие упоминания, как «Боярин Феодор, зовомый Дорога», «...именем Милонег, Пётр по крещенью» и т.д. С 17 века славянские имена начинают терять своё значение, превращаясь в прозвища, пока, наконец, не исчезают из употребления.

ДОК: Именослов на Д
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
PDF:Именослов. Казаков В.С.

[Spoiler (click to open)]#именослов #имена #казаков #баламутчума
#баламутчумаименослов #баламутчумаимена #баламутчумаказаков
именослов,Казаков,имена,имя,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумаимена, #баламутчумаименослов, #баламутчумаказаков, #имена, #именослов, #казаков, Казаков, имена, именослов, имя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments