Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Пришла Коляда - отворяй ворота! Часть 1.















































       Пришла Коляда - отворяй ворота! Часть 1.
       (Святки и Колядки в живописи).

       Автор: Парашутов. (www.liveinternet.ru)

       Обращение к теме Святок-Колядок, кои обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
       Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
       В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробное прошлое праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

      (От блога:
       Предупреждение. Поскольку, ВРАГ под видом религий, в частности, христианства, с самых первых времён боролся с народными традициями, согласно Библии:
       »ИСТРЕБИТЕ все места, где НАРОДЫ, которыми вы ОВЛАДЕЕТЕ, служили Богам СВОИМ, на высоких горах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом. И РАЗРУШЬТЕ ЖЕРТВЕННИКИ их, и СОКРУШИТЕ СТОЛБЫ их, и СОЖГИТЕ ОГНЕМ РОЩИ их, и РАЗБЕЙТЕ ИСТУКАНЫ БОГОВ их, и ИСТРЕБИТЕ ИМЯ их от места того».
       (Второзаконие, гл. 12, ст. 2-3).
       то, таких праздников, кои были до христиан, в принципе не должно быть! Но, поскольку им «истребить, разрушить, сокрушить, сжечь, разбить» традиции у «овладеваемых» народов не получалось, они просто стали их присваивать себе, подстраивая, искажая их на свой лад. Поэтому, ко всему, что написано христианскими захватчиками нужно относится критически. Но, всё равно, из всего написанного, фабула прошлого осталась, т.е. даже по искажённым данным, убрав христианскую атрибутику, можно возстановить то, что было в прошлом.
       Так же заметим, что все эти праздники отмечаются по старому стилю, т.е. по календарю, кой был до революции. Сейчас, по новому стилю, все эти праздники смещены на 2 недели раньше. Отсюда идёт путаница. Коляда, Святки - рождение Солнца, а не Христа, празднуется по Солнечному календарю, начиная с 20 декабря - зимнее Солнцестояние, когда день пойдёт в гору.
       По поводу праздника «Рождество Христово».
       Открываем Библию и читаем:
       Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам
       12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом
        Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто
        не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

       т.е. какого либо рождения "сына господа" НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! И, соответственно, самого праздника С НОВЫМ ГОДОМ ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ тоже не может быть! Ведь сам праздник отмечается в честь ОБРЕЗАНИЯ, кой делают ребёнку мужского пола евреев на восьмой день после рождения. Рождество, якобы, 24 декабря, а НОВЫЙ ГОД ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ через 8 дней - 1 января. Но, как уже отмечалось до этого, Иисус Христос не может быть господом, а лишь духом святым, то, и таких праздников как РОЖДЕСТВО и НОВЫЙ ГОД ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ тоже НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ибо ЭТО НАРУШЕНИЕ БИБЛИИ - слов господа! А нарушение слов господа, не важно, где они записаны в ТОРе, БИБЛИИ или КОРАНЕ - карается СМЕРТЬЮ!
        Ну, а само слово Коляда это должность одного из славянских Богов, кой создал Календарь для этой Земли Мидгард, т.е. это КОЛЯДЫ ДАР. Причём, календарей у славян несколько.
       7529 Лѣто от СМЗХ - Сотворения Мира в Звёздном Храме (5 508 до н.э.)
       13029 Лѣто от Великой Стужии (Великого Похолодания) (11 008 до н.э.)
       40025 Лѣто от 3-го Прибытия Вайтманы Перуна (38 004 до н.э.)
       44565 Лѣто от Сотворения Великого Коло Рассении (42 544 до н.э.)
       106799 Лѣто от Основания Асгарда Ирийского (от 9 Тайлетъ) (104 778 до н.э.)
       111827 Лѣто от Великого Переселения из Даарии (109 806 до н.э.)
       143011 Лѣто от периода Трех Лун (140 990 до н.э.)
       153387 Лѣто от Асса Деи (151 336 до н.э.)
       165051 Лѣто от Времени Тары (163 030 до н.э.)
       185787 Лѣто от Времени Туле (183 766 до н.э.)
       211707 Лѣто от Времени Свага (209 686 до н.э.)
       273916 Лѣто от Времени х’Арра (271 894 до р.х)
       460539 Лѣто от Времени Дары (458 518 до н.э.)
       604395 Лѣто от Времени Трех Солнц (начало Даарийского летоисчисления) (602 374 до н.э.)
       957529 Лѣто от Времени появления Богов (955 508 до н.э.)
       1,5 млрд Лѣто от прибытия на Мидгард первой вайтмары Великой Расы Рода небесного.

       Т.е. получается, чисто логически разсуждая, согласно первому календарю, кой Коляда создал для этой Земли Мидгард 1,5 млрд лѣт назад, то и самому празднику, соответственно, тоже столько же лѣт!)

***

       Пришла Коляда - отворяй ворота! Часть 1.

       Михайло Мороз Колядки.

        Трутовский Константин Александрович (1826-1893) Колядки в Малороссии 1864 г.
         Чумаков-Орлеанский Владимир Викторович (род. 1962) Коляда.


       Истоки

       Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
       Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

       Пимоненко Николай Корнильевич (1862-1912) Колядки 1880-е г.

        Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

        Марина Яндоленко Колядки 2008 г.


       Церковь о святках

       Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
       Еще в 4-м веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
       С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления 6-го Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
       Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
       Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

       Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые.
        1867 г.

        Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые. 1872 г.

        Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые.


       Святки

       Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.
       Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.
       Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, кои выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города.
       Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки…

       Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

       Честняков (Самуилов) Ефим Васильевич (1874-1961) Коляда (фрагмент).

       Зеленченко Татьяна Борисовна (Украина, род. 1951) Меланка.

       Справка:
       Щедрый вечер (по-украински Щедрий Вечір, по-белоруски Шчодрык, по-русски Васильев вечер) — народный праздник украинцев, белорусов и южнорусского населения, пограничного с украинцами. Это вечер в канун Старого Нового года. Празднование его происходит от древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю — это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки). Миланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василиём-Луной известить хозяев о будущих торжествах и погостить, в народе так и называется — гостины Меланки. В украинской народной традиции оба праздника объединились в Щедрый вечер, или праздник Меланки.

       Колядки

       Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
       В нашем понимании, колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
       Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку — «красным солнцем», детей их — « чистыми звездами».
       Впрочем, христианские вставки тоже присутствуют: «Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое…» Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога — сведем корову за рога, кто не даст ветчины — тем расколем чугуны…» Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито безсмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

       Сычков Федот Васильевич (1870-1958) Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

       Автор неизвестен Коляда.

       Обычаи

       В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
       Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
       Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали.
       Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

       Константин Прусов Коляды. 2010 г.

       Автор неизвестен Коляда.

       Швецова Анастасия Анатольевна (род. 1982) Колядки 2010 г.

       Хулиганство, освященное традицией

       Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
       Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

       Горелов Гавриил Никитич (1880-1966) Ряженые в деревне. 1906 г.

       Иван Лысенко Коляда.

       Традиции Cвяток на Руси

       Прошлое государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре первом. «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея. После смерти Петра первого отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине 18 века было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласила императорская грамота.
       Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не безпокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
       После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

       Автор под ником Гульнара Панно "Колядки" (батик)

       Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

       Новое рождение старых традиций

       Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, отдельные родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику — наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
       Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
       В Коломне, например, нашлись энтузиасты — артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом — прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
       Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в коем он живет.

       Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

       Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

       Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

       Серафим Ореханов

***

       Пришла Коляда - отворяй ворота! Часть 1.

       Предупреждение. Поскольку, христианство с самых первых времён боролась с народными традициями, согласно Библии:
       »ИСТРЕБИТЕ все места, где НАРОДЫ, которыми вы ОВЛАДЕЕТЕ, служили Богам СВОИМ, на высоких горах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом. И РАЗРУШЬТЕ ЖЕРТВЕННИКИ их, и СОКРУШИТЕ СТОЛБЫ их, и СОЖГИТЕ ОГНЕМ РОЩИ их, и РАЗБЕЙТЕ ИСТУКАНЫ БОГОВ их, и ИСТРЕБИТЕ ИМЯ их от места того».
       (Второзаконие, гл. 12, ст. 2-3).
то, таких праздников, кои были до христиан, в принципе не должно быть! Но, поскольку им «истребить, разрушить, сокрушить, сжечь, разбить» традиции у «овладеваемых» народов не получалось, они просто стали их присваивать себе, подстраивая, искажая их на свой лад. Поэтому, ко всему, что написано христианскими захватчиками нужно относится критически. Но, всё равно, из всего написанного, фабула прошлого осталась, т.е. даже по искажённым данным, убрав христианскую атрибутику, можно возстановить то, что было в прошлом.
       Так же заметим, что все эти праздники отмечаются по старому стилю, т.е. по календарю, кой был до революции. Сейчас, по новому стилю, все эти праздники смещены на 2 недели раньше. Отсюда идёт путаница. Коляда, Святки - рождение Солнца, а не Христа, празднуется по Солнечному календарю, начиная с 20 декабря - зимнее Солнцестояние, когда день пойдёт в гору.

       По поводу праздника «Рождество Христово».
       Открываем Библию и читаем:
       Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам
       12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом
       Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто
       не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

       т.е. какого либо рождения "сына господа" НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! И, соответственно, самого праздника С НОВЫМ ГОДОМ ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ тоже не может быть! Ведь сам праздник отмечается в честь ОБРЕЗАНИЯ, кой делают ребёнку мужского пола евреев на восьмой день после рождения. Рождество, якобы, 24 декабря, а НОВЫЙ ГОД ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ через 8 дней - 1 января. Но, как уже отмечалось до этого, Иисус Христос не может быть господом, а лишь духом святым, то, и таких праздников как РОЖДЕСТВО и НОВЫЙ ГОД ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ тоже НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ибо ЭТО НАРУШЕНИЕ БИБЛИИ - слов господа! А нарушение слов господа, не важно, где они записаны в ТОРе, БИБЛИИ или КОРАНЕ - карается СМЕРТЬЮ!
        Ну, а само слово Коляда это должность одного из славянских Богов, кой создал Календарь для этой Земли Мидгард, т.е. это КОЛЯДЫ ДАР. Причём, календарей у славян несколько.
       7529 Лѣто от СМЗХ - Сотворения Мира в Звёздном Храме (5 508 до н.э.)
       13029 Лѣто от Великой Стужии (Великого Похолодания) (11 008 до н.э.)
       40025 Лѣто от 3-го Прибытия Вайтманы Перуна (38 004 до н.э.)
       44565 Лѣто от Сотворения Великого Коло Рассении (42 544 до н.э.)
       106799 Лѣто от Основания Асгарда Ирийского (от 9 Тайлетъ) (104 778 до н.э.)
       111827 Лѣто от Великого Переселения из Даарии (109 806 до н.э.)
       143011 Лѣто от периода Трех Лун (140 990 до н.э.)
       153387 Лѣто от Асса Деи (151 336 до н.э.)
       165051 Лѣто от Времени Тары (163 030 до н.э.)
       185787 Лѣто от Времени Туле (183 766 до н.э.)
       211707 Лѣто от Времени Свага (209 686 до н.э.)
       273916 Лѣто от Времени х’Арра (271 894 до р.х)
       460539 Лѣто от Времени Дары (458 518 до н.э.)
       604395 Лѣто от Времени Трех Солнц (начало Даарийского летоисчисления) (602 374 до н.э.)
       957529 Лѣто от Времени появления Богов (955 508 до н.э.)
       1,5 млрд Лѣто от прибытия на Мидгард первой вайтмары Великой Расы Рода небесного.

       Т.е. получается, чисто логически разсуждая, согласно первому календарю, кой Коляда создал для этой Земли Мидгард 1,5 млрд лѣт назад, то и самому празднику, соответственно, тоже столько же лѣт!

ДОК: Пришла Коляда - отворяй ворота! Часть 1
https://yadi.sk/i/uFuMtRid6dm6ig
ПРИШЛА КОЛЯДА - ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (СВЯТКИ И КОЛЯДКИ В ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ 1)
https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post200676420/

[Spoiler (click to open)]#коляда #святки #календарь #баламутчума
#баламутчумаколяда #баламутчумасвятки #баламутчумакалендарь
Коляда, календарь,Святки,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумакалендарь, #баламутчумаколяда, #баламутчумасвятки, #календарь, #коляда, #святки, Коляда, Святки, календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments