Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Крюковое нотное письмо или крючковая запись

Източник Вспомнить забытое. Часть 3.
      Но не пользовались наши Предки нотами и современным музыкальным строем, то есть 12-ти полутонами, то есть 7 тонов. 12 полутонов. У наших Предков была круговая система, то есть там, если брать от ЛЯ до ЛЯ, получался Круг. Круг делился на 16 звуков, а звук делился на 9 тонов, как бы октава была разделена на 144 части. И чтобы это записать, использовалась специальная крючковая запись. У нас, у хранителей есть книги, где Гимны, Прославления, которые пели – они все записаны в крючковой записи. У старообрядцев тоже крючковая запись, и они поют. То есть там многоголосье, распев.

      Знаменное, или крюковое нотное письмо в России (11-17 вв.) Знаменное или крюковое письмо возникло на Руси в 11-м – начале 12-го веков.  Знаменным он был назван от старославянского слова "знамя", что означало  "знак". Второе название он получил по названию одного из основных его знаков – "крюка". Знаменное или крюковое письмо использовалось для записи знаменного  распева – основного древнерусского церковного пения.
        В своём развитии это древнерусское нотное письмо при христианах прошло 3-и периода :
        а) ранний (11 – 14 века), нотация этого временного промежутка до сих пор не расшифрована;
        б) средний (15 –  начало 17 века), нотация этого периода исследователем также не ясна;
        в) поздний (с сер. 17 в.), в записи этого периода появились киноварные пометы, тушевые признаки, что дало возможность расшифровать записи этого времени.
        Крюковые рукописи делятся на:
        а) беспометные;
        б) одновременно пометные;
        в) призначные.
        Известны 3-и типа древнерусской идеографической нотации:
        а) крюковой: с помощью крюков обозначали в определённой последовательности 1-3 тона (редко 4 и больше);
        б) попевочный: знаками попевки, с помощью простых знамён, фиксировали краткие мелодические формулы, часто с элементами тайнописи. 
        в) фитный: подобная запись представляла собой большие мелодические построения, полностью зашифрованные.
        Некоторые крюковые знаки сохранили своё исходное греческое название (в частности "параклит"). Другие же стали звучать по-русски (так "кремасти" стал "крюком", "тцакисма" – "чашкой"). Ряд  знаков получил греческие названия, но по своему виду и значению эти знаки совершенно не соответствовали греческим прототипам (например, "хамила"). Преобладающее большинство знаков в данной нотации получили русские наименования, часто связанные с их начертанием ("палка", "стрела") (см. рис. 6.1, 6.2, 6.3., 6.4, 6.5, 6.6, 6.7).

НАЗВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
Крюк с оттяжкой
ноты
Параклит с оттяжкой
ноты
Статья простая
ноты
Статья мрачная
ноты
Статья светлая
ноты
Крыж
ноты
Статья с запятой
ноты
Запятая с крыжом
ноты
Стрела простая
ноты
Статья с крыжом
ноты
Рог
ноты
Челюстка
ноты
Статья с запятой и крыжом
ноты
Рис. 6.1 Одноступенные знамёна равные "целой"
НАЗВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
Крюк
ноты
Параклит
ноты
Стопица
ноты
Палка
ноты
Запятая
ноты
Рис. 6.2  Одноступенные знамёна равные "половинной"

НАЗВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
Крюк
с отсекой
ноты
Параклит
с отсекой
ноты
Стопица
с отсекой
ноты
Палка
с отсекой
ноты
Запятая
с отсекой
ноты
Рис. 6.3  Одноступенные знамёна равные "четвертной"


НАЗВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
ноты
Голубчик борзый
ноты
Скаменца
ноты
Переводка
ноты
ноты
Голубчик тихий
ноты
Скаменца тихая
ноты
Переводка тихая
ноты
ноты
Статья светлая с сорочьей ножкой и зевком
ноты
Стрела простая с сорочьей  ножкой и зевком
ноты
ноты
Стрела крыжовая с борзой пометой
ноты
Рис. 6.4  Двуступенные знамена восходящие
НАЗВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
ноты
Сложития
ноты
Стопица с очком
ноты
Чашка
ноты
Подчашие
ноты
Параклит с подвёрткой
ноты
Крюк с подвёрткой
ноты
Палка с подвёрткой
ноты
ноты
Статья закрытая малая
ноты
Статья мрачная с облачком
ноты
Стрела простая с облачком
ноты
Стрела закрытая средняя с сорочьей  ножкой
ноты
Статья светлая с облачком
ноты
ноты
Параклит с подчашием
ноты
Крюк  с подчашием
ноты
Статья простая с подвёрткой
ноты
ноты
Статья закрытая средняя с тихой пометой
ноты
Рис. 6.5 Двуступенные знамена
нисходящие
ноты
Рис. 6.7 Стихира на праздник Воздвижения Креста
НАЗВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
РИТМ
Два в челну
ноты
ноты
Сложития с запятой
ноты
ноты
Стрела подводная
ноты
ноты
Стрела громкая
ноты
ноты
Стрела тихая
ноты
ноты
Хамила
ноты
ноты
Статья со змеицей
ноты
ноты
Палка воздёрнутая
ноты
ноты
Стрела поездная
ноты
ноты
Дербица
ноты
ноты
Рис. 6.6 Многоступенные знамёна

        Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты. По крюковой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева.
        Различные мелодические украшения записывались с помощью кондакарной нотации.  Кондакарный репертуар записывался в особых книгах - кондакарях. В кондакарной нотации в отличие от знаменной, кроме палочек, точек и запятых применялись также и  разнообразные "завитушки".
        В 12-13 веках знаменную и кондакарную нотации часто используют совместно. Так известны рукописные ноты того времени,  в которых за основу взято крюковое пение, но вместе с тем есть места, записанные в кондакарной нотации.
Древнерусское нотное письмо, по мере развития знаменного пения, постепенно отдалялось от византийского первоисточника, начертание знаков изменялось: некоторые совсем перестали использоваться, другие изменяли своё певческое значение, появлялись новые. Уже в 15-16 веках был практически полностью определён набор знамённых знаков.
        С конца 15 века в состав певческих рукописей стали вводить т.н. "музыкальные азбуки". Название – "азбука" эти  теоретические пособия получили значительно позже – лишь в 18 веке.
        Музыкальные азбуки помещались на 2-3-х страница певческих книг. Если поначалу в азбуках просто перечислялись используемые в песнопениях знамена, то в 16 веке  к этому перечню добавилось разъяснение как их исполнять.
В музыкальных азбуках также разъяснялось как петь "фиты". Со временем появились т.н. "фитники", в которых приводились названия и начертания "фит", а также слова с которыми они используются в пении. Следующим этапом в развитии "фитников" стало введение в них "розводов", т.е. расшифровки фит в крюковую запись.
В начале 17 века в теоретические пособия стали вводить "кокизники" (от древнерусского "кокиза" – попевка). В "кокизниках" рядом с кокизой приводилось слово или фраза из песнопения в котором она встречается.
        Когда в конце 17 века в России стали применять пятилинейную нотацию, появились "двоезнаменники". В этих пособиях не только демонстрировались "кокизы" и "фиты", но и приводился их "перевод" в нотолинейную систему.
Музыкальные азбуки применялись ещё и в 18 веке, но в связи с окончанием развития знаменного распева на рубеже 17-18 веков, не имели прежнего веса.
Крюками в 16 – 1-ой половине 17 века записывались также "путевой" и "демественный" распевы.
        17 век дал русской церковной музыке и систему церковных согласий. На основе согласий строился диатонический церковный звукоряд, каждая из ступеней которого получила буквенное название. Это новшество повлекло за собой возникновение системы киноварных помет, которые служили для более точного  указания высоты звуков, обозначенных крюками. Некоторые источники указывают на то, что автором киноварных помет возможно является новгородский мастер Иван Шайдур.
Пометы рисовались красной краской ("киноварь" – краска ярко-красного цвета, вырабатываемая из одноимённого ископаемого) слева от крюков, наравне или чуть выше них.
        В 1660-х годах вместо киноварных помет комиссией под руководством А. Мезенца была создана система тушевых (чёрных) "признаков", которые состояли из "головки" и "штиля". Различное расположение "признака" при крюке указывало на разные ступени. Так если "признак" располагался слева, справа, посередине или сверху от крюка, то это означало II или III ступень; если признака не было – значит имелась ввиду I ступень согласия (см. рис. ).
        Также как и остальные знаки знаменного распева, к концу 17 века пометы и признаки стали сходить на нет, уступая место пятилинейной нотации.


Tags: Дий, крюковое, крючковое, ноты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments