Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

ГИПОТЕЗА. С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954










       Глава 11
       ГИПОТЕЗА

       § 1. Определение гипотезы
       Мы считаем то или иное явление объяснённым, когда нам удалось найти причину, которая вызвала данное явление, или отыскать тот общий закон, которому эти явления подчиняются. Однако прежде чем окончательно установить, какая именно причина вызывает данные явления, мы делаем различные предположения.
       Так, врач, ещё не определивший окончательно, чем именно болен данный человек, наблюдает и исследует проявления болезни (повышение температуры, боли и пр.), предполагая какую-либо определённую причину болезненного состояния этого человека.
       Предположение, которым пользуются в науке для объяснения каких-либо явлений, но достоверность которого ещё не доказана опытным путём, называется гипотезой.
       Так, например, предположение о том, что внутреннее ядро земного шара находится в расплавленном состоянии, оказывается гипотезой. Это предположение не может при современном состоянии наших научных знаний быть доказано путём непосредственного наблюдения и оправдывается единственно тем, что объясняет нам некоторые явления.
       Таким образом, при постановке гипотезы мы умозаключаем о причине по её действию.
       Гипотезы создаются в результате продолжительных поисков, опыта и эксперимента. Сплошь и рядом учёный бывает вынужден отказаться от найденных уже гипотез, если предположенные новые гипотезы оказываются более правильными.

       § 2. Проверка гипотезы
       Конечно, не всякая гипотеза может иметь научное значение. Чтобы гипотеза получила научное значение, она должна подвергнуться проверке.
       Что значит проверить какую-нибудь гипотезу? Проверить гипотезу значит:
       1) установить, что следствия, которые из неё должны вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями;
       2) показать, что применяемая нами гипотеза не противоречит другим законам, которые считаются нами истинными, другим гипотезам, которые мы приняли раньше как более или менее вероятные.
       Первое и главнейшее условие, которому должна удовлетворять всякая научная гипотеза, заключается в том, чтобы она соответствовала всем известным явлениям, всем фактам опыта.
       Однако исследователь должен убедиться, что принимаемая им гипотеза не только не противоречит известным фактам, но что она есть единственно возможная, что только при её помощи вся совокупность наблюдаемым явлений находит себе вполне достаточное объяснение.

       § 3. Гипотеза и теория
       Гипотеза, которая не только не противоречит наблюдаемым фактам, но и подтверждается в практике людей, становится теорией.
       Примером превращения гипотезы в теорию является история атомистического принципа в физике. Ещё в древней Греции философ Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.) учил, что вся материя состоит из мельчайших невидимых частиц, которые он назвал атомами (слово «атом» — греческое и значит буквально «то, что нельзя разделить»). Но в том виде, в каком это учение разрабатывалось древними философами, оно оставалось гипотезой.
       В средние века атомизм не находил себе сторонников, но с эпохи Возрождения учёные возродили этот принцип. Однако и в этом случае атомистический принцип ещё оставался гипотезой.
       Однако наука идёт вперёд. Современная физика с очень большой точностью измерила вес атомов и, определив отношение веса атомов разных элементов, раскрыла внутреннее строение атома и показала, что сам атом представляет собой целую систему электронов, вращающихся около центрального ядра. Таким образом, гипотеза превратилась в общепринятую, научно проверенную теорию.
       Теория является тем совершеннее, чем большее количество фактов и явлений, которые до того времени были изолированными, включается в круг, объясняемый этой теорией.
       Совершенная теория есть та, которая подтверждена на практике, проверена практикой и служит интересам практической деятельности людей.
       Ярким примером этого может служить марксистско-ленинская теория об обществе, о законах развития общественной жизни. Эта теория блестяще подтверждена и доказана всем ходом истории общества, всей практикой коммунистического строительства в СССР.

       Вопросы для повторения
       1. Что такое гипотеза?
       2. Какую роль играет гипотеза в экспериментальном исследовании?
       3. Приведите пример гипотезы.
       4. Что значит проверить гипотезу?
       5. Каким условиям должна удовлетворять гипотеза, чтобы стать теорией?


***

       ГИПОТЕЗА

       С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954.

       По окончании войны проведенный Сталиным анализ показал: наши потери были бы много меньше, умей мы рассуждать последовательно. А переполнили чашу терпения Сталина заседания Совета министров, где он, к ужасу своему, увидел, что члены правительства не слышат друг друга (ну точно как наши современные кнопкодавы). И тогда по указанию отца народов логику вернули в школы.
       ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.
       В соответствии с этим постановлением в 1947–1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах.
       И вот тут то начинается самое интересное. Хотя после войны логике и стали учить в школе, но заменили великолепный еще царский учебник Поварнина новым. Школьникам преподавали новую науку не привыкшие к точности математики, а учителя литературы. Не мытьем так катаньем превращали людей в «совков».
       Сталинской логики хватало на то, чтобы вести страну вперед, задавая в ней наивысшую в мире производительность труда. Однако, вождь всех народов слишком доверился придворным философам и совершенно не контролировал их. Образец танка или очередного самолета он отбирал лично, тщательно сопоставляя со старой техникой. А в этом случае таких сопоставлений не произвел, нарушив принятый им же порядок. С одной стороны поручение Сталина было выполнено — логику вернули в школьную программу, а с другой стороны — уровень преподавания сводил саму идею на ноль. Лжеученые продолжали портить головы людям.
       Сталин умер весной 1953 года, а уже первого сентября школьники не обнаружили в расписании предмета «логика».

PDF С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954
https://cloud.mail.ru/public/Ggkn/ns8WQmBGF
ДОК: ГИПОТЕЗА
https://yadi.sk/i/LtHB_twRBTkYhA

[Spoiler (click to open)]#книга #логика #виноградов
#баламутчума #баламутчумакнига #баламутчумалогика #баламутчумавиноградов
логика,Виноградов,гипотеза,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумавиноградов, #баламутчумакнига, #баламутчумалогика, #виноградов, #книга, #логика, Виноградов, гипотеза, логика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments