Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Глина и фарфоръ (Детская энциклопедия т. 1. 1914)






















































       Выдѣлка глиняной посуды въ древнемъ Египтѣ.

       Глина и фарфоръ.
       Давно это было. На землѣ не было еще ни городовъ ни селеній. Одинокіе люди небольшими семьями блуждали по лѣсамъ, гдѣ добывали себѣ пропитаніе охотой, звѣроловствомъ. Для жилья они отыскивали пещеру, а отъ холода разводили тамъ костеръ изъ хвороста, кой и жгли день и ночь. За дровами не надо было ходить далеко, а тушить огонь было нельзя, потому что очень трудно было снова зажигать его.
        Но и тогда люди проявляли большую сообразительность и художественный вкусъ и даже умѣли нацарапать острымъ камнемъ на твердой мамонтовой кости рисунокъ самого мамонта. Конечно, они умѣли тогда, какъ и наши маленькія дѣти, лѣпить изъ мягкой глины все, что имъ вздумается.
       Однажды кто-то подмѣтилъ, что кусокъ глины, кой случайно попалъ въ огонь и накаливался тамъ нѣсколько дней и ночей, измѣнилъ свою природу. Всякую сухую глину можно размочить вновь и получить изъ нея опять такое же липкое тѣсто. Глина же обожженная остается навсегда твердой и каменной, сколько ее ни держи въ водѣ. Она перестала быть глиной и превратилась въ камень.
       Это было великое открытіе, кое дало человѣку въ руки первую твердую посудину. Онъ легко сообразилъ, что если изъ глины вылѣпить что-нибудь въ родѣ чаши и обжечь ее, то чаша станетъ каменной. Тогда въ ней можно не только носить воду изъ источника, но и держать ее про запасъ.
       Послѣ этого изобрѣтенія прошло много тысячъ лѣтъ. Въ наши дни, раскапывая старинныя пещеры, находятъ иногда въ нихъ вмѣстѣ съ костями человѣка и различныхъ животныхъ, слѣды огня и даже черепки битой посуды. Священная древность! Это одни изъ самыхъ первыхъ продуктовъ великой человѣческой изобрѣтательности!
       Съ тѣхъ поръ человѣчество много пережило. Были города и исчезли. Развалины ихъ засыпаны вѣтрами, песокъ и пыль многихъ вѣковъ покрыли ихъ толстымъ слоемъ. И теперешнему ученому приходится глубоко копать, чтобы докопаться до нихъ. Но гдѣ бы онъ ни раскопалъ эти развалины, въ Европѣ или Америкѣ, въ Азіи или Африкѣ, онъ вездѣ найдетъ среди нихъ и черепки битой глиняной посуды.
       Изъ всѣхъ изобрѣтеній человѣческаго рода едва ли не самымъ древнимъ и самымъ стойкимъ было это изобрѣтеніе глиняной посуды. Все мѣнялось, рождалось и исчезало: націи и города, изобрѣтенія и науки. Только глиняная посуда безсмѣнно сопровождала человѣческій родъ на всѣхъ ступеняхъ его развитія. Только она одна неизмѣнно оставалась спутникомъ жизни дикаря и ученаго, пастуха и земледѣльца. Мѣнялись только формы и цвѣтъ этой посуды, но сущность ея — лѣпка изъ мягкой глины и обжиганіе — сохранилась во всѣ вѣка.
       Глина бываетъ всевозможныхъ сортовъ и различнаго качества. Въ Петербургѣ, напримѣръ, всѣ дѣти, занимающіяся лѣпкой, прекрасно знаютъ синюю (кемврійскую) глину. А въ остальныхъ мѣстахъ Россіи ее днемъ съ огнемъ не сыщешь. Въ Кіевѣ хорошо извѣстна бѣлая (фарфоровая) глина. А въ Петербургъ для фарфороваго завода приходится везти такую глину изъ Кіева, либо изъ Чернигова — ближе нѣтъ ея нигдѣ. Зато почти повсемѣстно есть красная глина, и повсемѣстно же есть красные горшки, которые дѣлаются изъ нея.
       Въ Россіи не меньше 20 милліоновъ семей. И нѣтъ ни одной такой захудалой семьи, у кой не было бы глиняной посудины. А есть много семей, гдѣ эта посуда считается десятками, даже сотнями штукъ. Конечно, не было на свѣтѣ человѣка, который съ ранняго дѣтства не разбилъ бы ни одной такой посудины. На мѣсто разбитыхъ, большіе и маленькіе заводы ежегодно приготовляютъ милліоны новыхъ, въ новыхъ формахъ и съ новыми украшеніями. Оттого нынѣшняя посуда не похожа на ту, коя была 20—30 лѣтъ назадъ и коя теперь уже вся перебита.
       Посмотрите на любой черепокъ въ разломѣ: онъ либо красный либо темно-зеленый, либо бѣлый — разной бѣлизны. Сразу видно, изъ какай глины дѣлалась та либо другая посудина. Одинъ черепокъ почти рыхлый, пористый, другой плотнѣе, третій совсѣмъ плотный, стекловидный: это фарфоръ. Значитъ, взятая глина отличалась не только цвѣтомъ, но и качествомъ.
       Глина — удивительное вещество. Какой бы она ни казалась мягкой, ее можно сдѣлать еще мягче. Если посмотримъ подъ микроскопомъ, она состоитъ изъ мельчайшихъ крупинокъ. Крупинки эти очень мелки. Если разболтать глину въ водѣ, она долго не осѣдаетъ на дно: не то, что песокъ. Но и изъ этихъ мелкихъ крупинокъ можно отобрать еще болѣе мелкія. Когда глина разболтана въ водѣ, первыми осядутъ болѣе крупныя частицы ея. Тогда сольемъ жидкость въ другой сосудъ. Тамъ тоже первыми осядутъ болѣе крупныя. Сольемъ въ третій, получимъ еще болѣе мелкія. Такимъ путемъ (кой называется отмучиваніемъ) можно получить необыкновенно тонкую глину. Понятно, что тонкая глина будетъ плотнѣе и въ издѣліи дастъ болѣе крѣпкую посуду.
       Остальное сдѣлаетъ огонь. Когда накаливается докрасна глиняное издѣліе, то глиноземъ глины сплавляется съ кремнеземомъ песка, кой подбавляется къ ней, и даетъ каменистое вещество. Для фарфоровой посуды берутъ не только самую тонкую бѣлую глину, но и вмѣсто песка берутъ чистый кварцъ и бѣлый полевой шпатъ (минералъ, кой входитъ въ составъ гранита). Ихъ очень тонко измельчаютъ и хорошо перемѣшиваютъ. Поэтому сплавъ получается самый крѣпкій, и такую посуду можно дѣлать съ самыми тонкими стѣнками. Онѣ даже просвѣчиваютъ, какъ матовое стекло, — такъ плотны и тонки эти стѣнки.
       Всякій, у кого есть мягкая глина, легко вылѣпитъ изъ нея какую-нибудь чашечку, либо горшочекъ. Но чтобы сдѣлать настоящій горшокъ, нужно немножко поучиться. А главное, нужно имѣть цѣлый приборъ, кой называется гончарнымъ кругомъ.
       Если вы войдете въ простую гончарную мастерскую, то увидите длинный столъ, у коего на общей скамьѣ сидитъ рядъ рабочихъ. Передъ каждымъ на столѣ возвышается небольшой кругъ, кой вертится. Рабочій беретъ тутъ же на столѣ изъ общей массы кусокъ глины и приклеиваетъ въ центрѣ вертящагося круга. Глина тоже будетъ вертѣться. Если къ ней приложить съ краю руку, смочивши ее водой (для скользкости), тогда отъ тренія объ ладонь безформенный вертящійся кусокъ превратится въ цилиндръ либо конусъ. Если въ центрѣ его сверху вдавить пальцы или кулакъ, то въ немъ высверлится пустота.

Добываніе гончарной глины кустарями изъ глубокихъ слоевъ земли. Землекопъ спускается по веревкѣ въ яму, похожую на колодецъ, и накладываетъ тамъ глину въ ведерк. Мастеровой посредствомъ колеса вытягиваетъ ведерко на поверхность земли и вываливаетъ глину. Другой мастеровой накладываетъ глину на возъ.

Глина, привезенная въ мастерскую, разминается ногами (мастеровой справа) и руками (мастеровой на заднемъ планѣ). Размятая глина помѣщается на формальный вращающійся кругъ. Здѣсь формовщики вытягиваютъ изъ глины посуду. (Мальчикъ слѣва и дальше).

Видъ мастерской и двойного формовочнаго круга, кой приводится во вращеніе ногами.

Формовка на кругѣ въ мастерской, коя изготовляетъ лучшую посуду.

Постепенное превращеніе куска глины въ вазу.

Постепенное превращеніе куска глины въ горшокъ.

Вещи неправильной формы или имѣющія на своихъ наружныхъ стѣнкахъ рельефные рисунки приготовляются въ особыхъ разъемныхъ гипсовыхъ формахъ. На рисункѣ изображена такая форма. Въ одну половину формы гончаръ набиваетъ глину и выбираетъ соотвѣтствующую пустоту (см. рис.). Обдѣлавши такъ обѣ половинки, онъ соединяетъ обѣ формы вмѣстѣ, при чемъ глина склеивается сама собою. Когда глина достаточно обсохнетъ, форма разнимается и получается требуемая вещь (справа на столѣ).

Художественныя издѣлія изъ гончарной глины. Посуда.

Художественныя издѣлія изъ глины. Изразцы.

Нанесеніе узора на мягкое издѣліе, посредствомъ различныхъ спеціальныхъ инструментовъ. Формовка игрушекъ.

Печи для обжига грубыхъ глиняныхъ издѣлій въ Малороссіи.

Печь для обжига болѣе тонкихъ гончарныхъ издѣлій.

       КОМЪ ГЛИНЫ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ВЪ ЧАШКУ.
Чашки и блюдца, столь необходимыя въ нашемъ хозяйствѣ, и красивыя вазы, украшающія наши жилища, совсѣмъ не напоминаютъ того, что онѣ вырыты изъ земли. Но все-таки это такъ. Прежде всего онѣ получаются изъ земли въ видѣ глины, какъ это изображено на данномъ рисункѣ.

Бѣлая глина кладется въ чанъ для разминанія, гдѣ ея комы мѣсятся и размягчаются въ водѣ, пока послѣдняя не станетъ похожей на молоко. Затѣмъ туда подбавляются другія вещества, и вода остается въ чанахъ, пока глина не осядетъ. Послѣ этого послѣднюю вынимаютъ и получаютъ въ такомъ видѣ, какъ изображено на данномъ рисункѣ.

       ФОРМОВКА ГЛИНЯНОЙ ПОСУДЫ.
Вся глиняная посуда, имѣющая круглую форму, изготовляется на гончарномъ колесѣ, и прямо-таки удивляешься, когда видишь какъ благодаря труду искусныхъ рукъ гончара безформенная глина превращается въ красивую вазу.

Здѣсь изображена ваза въ самый моментъ ея обделки. Гончарное искусство одно изъ самыхъ древнихъ, оно ведетъ свое начало съ доисторическихъ временъ. Первоначально гончарныя вещи дѣлались рукой безъ помощи гончарнаго колеса и дѣлались изъ грубой глины. Для украшенія гончаръ дѣлалъ рядъ параллельныхъ круговъ, надавливая на глину палочкой.

       ПРЕВРАЩЕНІЕ ГЛИНЫ ВЪ ЧАШКИ
На этомъ рисункѣ гончаръ даетъ одинъ или два окончательныхъ штриха сырой формѣ чашки, прежде чѣмъ она подвергается сушкѣ. Всѣ чашки должны быть одинаковой величины, вѣса и формы, въ чемъ можемъ убѣдиться, разсматривая ихъ у нашего домашняго чайнаго сервиза. Гончаръ работаетъ очень быстро.

Удлинивъ шею вазы и придавши красоту, гончаръ дѣлаетъ изъ вазы художественное произведеніе.

       КАКЪ ИЗГОТОВЛЯЮТСЯ ТАРЕЛКИ.
Здѣсь изображено, какъ блюдо отдѣлывается и вымѣривается. Гончаръ удостовѣряется, что оно имѣетъ одинаковые размѣры съ другими. Едва блюдо получило надлежащую форму, оно переносится мальчикомъ, стоящимъ слѣва отъ гончара, въ печь сушильни. Взглянувъ на дно большинства блюдъ, мы найдемъ на нихъ три маленькихъ мѣтки. Онѣ наносятся маленькимъ предметомъ, носящимъ названіе пѣтушиной шпоры, коя мѣшаетъ блюдамъ соприкасаться, когда онѣ наложены другъ на друга, и находятся въ такомъ видѣ во время прокаливанія въ печи.

При изготовленіи тарелокъ глиняная масса кладется на гончарное колесо. Повсюду ей придается равномѣрная толщина и сообщается опредѣленный размѣръ и опредѣленная форма при помощи кружала. На этомъ рисункѣ мы видимъ комокъ сырой глины, лежащей на гончарномъ колесѣ, гончаръ же держитъ передъ собой тарелку, только что изготовленную.

       ПОЛИРОВКА И ОБЖИГАНІЕ ЧАШЕКЪ.
Получивъ первоначальную форму чашки на гончарномъ колесѣ, ее высушиваютъ, пока не станетъ твердой. Тогда ее можно обрабатывать, не рискуя ее повредить.

Теперь чашки должны подвергнуться обжиганію. Онѣ складываются въ особые ящики, сдѣланные изъ огнеупорной глины, и помѣщаются въ печи. На этой картинкѣ изображено укладываніе чашекъ въ ящики.

Послѣ того, какъ чашка была обработана на станкѣ, женщина приклеиваетъ къ ней ручку, какъ это изображено на данномъ рисункѣ.

       ЧАШКИ, ГОТОВЫЯ ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНІЯ.
Послѣ обжиганія чашки и блюдца должны быть разукрашены. Самый простой способъ для этого состоитъ въ примѣненіи переводныхъ картинокъ, всѣмъ намъ хорошо извѣстныхъ. Переводныя картинки сначала отпечатываются на листахъ бумаги, какъ это видно на данномъ рисункѣ.

Чашки погружаются въ жидкую глазурь, и послѣ просушиванія, обжигаются еще разъ. Послѣ этого онѣ готовы для продажи.

Картинки приклеиваются къ чашкѣ или къ блюдечку и переводятся точь въ точь такъ же, какъ мы переводимъ ихъ на бумагу для собственнаго удовольствія.

       Вотъ и готовъ грубый сосудъ. Отъ ловкости и желанія мастера зависитъ придать такому сосуду любую форму. Чтобы придать ему форму обычнаго цвѣточнаго горшка, нужно меньше 1/2 минуты времени. Если кусокъ сплюснуть, получится кругъ, словно лепешка изъ тѣста, только съ правильной обточенной окружностью. Если вдавить его оваломъ и утоньшить его ребра, получится тарелка.
       Вертящійся кругъ укрѣпленъ на вертикальной оси, коя проходитъ сквозь столъ и упирается въ полъ. Обточенное издѣліе отрѣзается ножомъ отъ круга и отправляется въ сушку.
       Глина, далее обожженная, остается пористой, потому что къ ней примѣшивается песокъ. А кромѣ того, при высыханіи сосуда, изъ него испарялась влага мельчайшими пузырьками и вездѣ оставила пути своего выхода, т.-е. мельчайшіе каналы. Откуда ушла вода, туда она при случаѣ можетъ и вновь войти. Если взять цвѣточный горшокъ безъ отверстія въ днѣ и погрузить его дномъ въ воду до самыхъ краевъ, то вода скоро просочится внутрь горшка. Для цвѣточныхъ горшковъ очень полезна такая проницаемость. Но для другой посуды, въ коей нужно держать всякія жидкости, это — очень вредно.
       Поэтому издавна гончарныя издѣлія покрываютъ глазурью, словно лакомъ, чтобы сдѣлать ихъ непроницаемыми. Глазурь есть стекловидное покрытіе, кое приготовляется почти изъ тѣхъ же веществъ, изъ какихъ и обыкновенное стекло, т.-е., главнымъ образомъ, изъ кремнезема и щелочи. Напримѣръ, покрываютъ поваренной солью, которая въ сильномъ жару сплавляется съ кремнеземомъ посуды и образуетъ щелочной силикатъ. Есть много и другихъ составовъ, коихъ мы здѣсь перечислять не будемъ, потому что всѣ они даютъ, приблизительно, одинаковый результатъ. Но изъ чего бы ни состояла глазурь, взятыя вещества сначала сплавляютъ отдѣльно въ стекловидный сплавъ. Потомъ его тонко размалываютъ, хорошо перемѣшиваютъ, разводятъ въ водѣ и этимъ жидкимъ тѣстомъ обмазываютъ посуду. Посуда предварительно должна быть хорошо просушена въ печи.
       Обмазанную посуду просушиваютъ и осторожно переносятъ въ печь для обжиганія. Здѣсь глина каменѣетъ и одновременно покрывается стекловиднымъ налетомъ отъ обмазки, коя при этомъ плавится.
       Раньше мы говорили, какъ вытачивается посуда на станкѣ. Понятно, что это можно дѣлать только съ круглыми издѣліями. А ручки, носики чайника нужно дѣлать отъ руки и приклеивать къ готовой уже вещи особо. Точно такъ же нельзя вытачивать сразу овальнаго блюда или продолговатаго соусника, либо молочника.
       Такія вещи дѣлаются путемъ вытягиванія круглыхъ издѣлій или отливанія ихъ въ готовыя формы. Формы дѣлаются изъ гипса цѣльными или составными изъ нѣсколькихъ частей. Гипсъ быстро впитываетъ въ себя влагу и отнимаетъ ее у глины, отчего жидкая глина, прилегающая къ гипсовой формѣ, быстро затвердѣваетъ.
       Если въ такую форму налить жидкой глины, то уже черезъ минуту на стѣнкахъ формы отлагается твердый слой глины, кой сейчасъ и обнаружится, если опять вылить вонъ жидкую глину. Можно повторить нѣсколько разъ такое вливаніе и выливаніе, пока въ формѣ не образуются стѣнки достаточной толщины. Тогда форму разнимаютъ, и отлитую вещь отправляютъ въ сушку.
       Тысячу лѣтъ тому назадъ, при зарожденіи русскаго государства, Новгородъ уже былъ знаменитымъ городомъ. Одинъ конецъ его, въ коемъ жили, главнымъ образомъ, гончары, назывался гончарнымъ.
       Ни одной цѣльной посудины ихъ издѣлія не сохранилось теперь. Но новгородская боровичская глина осталась до сихъ поръ и служитъ матеріаломъ для всевозможныхъ гончарныхъ и кирпичныхъ издѣлій. Въ 60-ти верстахъ отъ Новгорода, на берегу Волхова, есть и теперь большая посудная фабрика. Издѣлія ея снабжаютъ не только весь Петербургъ, но и огромный рынокъ сѣверной половины Россіи.
       Быть-можетъ, древній Новгородъ пользовался той же самой глиной, которой пользуется въ настоящее время и эта фабрика.
       Съ изящными фарфоровыми издѣліями — гораздо труда. Ихъ отдѣлываютъ и расписываютъ красками и рисунками настоящіе художники. А потому и цѣнятся они очень дорого.
       Но краски, коими ихъ расписываютъ, того же состава, что и глазурь, а потому они каменѣютъ при обжиганіи.

       ***
       Название: Детская энциклопедия. Том VI
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40045
       Название: Детская энциклопедия. Том I
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40046
       Название: Детская энциклопедия. Том II
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40047
       Название: Детская энциклопедия. Том III
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40048
       Название: Детская энциклопедия. Том IV
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40049
       Название: Детская энциклопедия. Том V
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40050
       Название: Детская энциклопедия. Том VIII
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40051
       Название: Детская энциклопедия. Том VII
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40052
       Название: Детская энциклопедия. Том IX
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40053
       Название: Детская энциклопедия. Том X
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40054
       Название: Детская энциклопедия. Предметный указатель
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40055

***

       Глина и фарфоръ (Детская энциклопедия т. 1. 1914)

ДОК: Детская энциклопедия т. 1. 1914. Глина и фарфоръ
https://yadi.sk/d/nhF3JW1U1ye6MQ
Детская энциклопедия. Том 1. 1914. Стр. 031-047(045-061)
http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40046#page/45/mode/2up

[Spoiler (click to open)]#нэдб #детская #энциклопедия #глина #фарфор #гончар #баламутчума
#баламутчуманэдб #баламутчумадетская #баламутчумаэнциклопедия #баламутчумаглина #баламутчумафарфор #гончар
НЭДБ,детская,энциклопедия,глина,фарфор,гончар,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумаглина, #баламутчумадетская, #баламутчуманэдб, #баламутчумафарфор, #баламутчумаэнциклопедия, #глина, #гончар, #детская, #нэдб, #фарфор, #энциклопедия, НЭДБ, глина, гончар, детская, энциклопедия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments