Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Непоследний день Помпей-2. А. Чурилов


     Непоследний день Помпей. А. Чурилов
    (Продолжение)
    Геркуланум
    На самом деле Эрколано (Геркуланум) получил своё название только в 1969 году, отдавая дань версии исследователей, считающих, что раскопали здесь древний Геркуланум, а, скорее всего, в связи с паломничеством туристов, дабы туристы не сомневались, на какой станции им выходить. До этого он назывался Ресина (Ретина).
    Новый посёлок строился буквально на стенах погибшего, используя их в качестве готовых ленточных фундаментов, что видно на снимках. Видна также и идентичность материала новых строений с материалом старых. То есть, новый город, судя по всему, строился на старом месте практически сразу же после извержения, а не через тысячелетия.
    Стратиграфия здесь тоже очень хорошо видна. Пепел засыпал город на высоту человеческого роста. Потом был первый пирокластический штурм. В принципе – это просто раскалённые тяжёлые газы. У меня нет снимка, но сохранились двери, обгоревшие только в верхней части. Нижняя часть была скрыта пеплом.
    Геркуланум. Вид сверху Геркуланум. Стратиграфия Геркуланум. Современное строение Геркуланум. Вид со стороны моря
    Всё это было залито несколькими потоками вулканической грязи – лахара, как торт-наполеон, превратившейся позже в своеобразный бетон, законсервировав собой город. Наибольший слой, естественно, в самом низу у береговой линии, откуда и сделан один из снимков с Везувием на заднем плане.
    На рис. «Геркуланум. Вид сверху» виден третий этаж зданий. По боковым стенам угадывается наличие, как минимум, четвёртого этажа. Количество этажей можно примерно определить по отверстиям в стенах для балок перекрытий.
    На рис. «Геркуланум. Современное строение» очень хорошо видно, что современные нам дома строились прямо на стенах погибших домов и из тех же самых материалов. Этот дом был, видимо, отселён в связи с раскопками.
    Эпитафия
    Об этой эпитафии действительно никто не имеет ни малейшего понятия, даже местные жители. В дирекции музея Помпеи на меня вытаращили глаза, когда я им показал распечатку с итальянского сайта. «Это – что, памятник прошлому? Странно, но мы ничего о нём не знаем!»
    Вилла Фараонe Меннелла. Торре дель Греко Эпитафия погибшим от извержения 1631 года. Торре дель Греко Мемориальная доска строителям дороги 1562 года. Торре дель Греко Табличка культурной ассоциации «Прометей». Торре дель Греко
    Интерес к нему оказался настолько велик, что мне выделили машину с шофёром, и мы отправились на поиски. Часа через два, проехав почти всю Виа Национале до Неаполя и обратно, поминутно останавливаясь и расспрашивая местных жителей, всё таки мы её нашли! Мне не удастся описать то изумление, которое отпечаталось на лице «шофёра» (на самом деле зам. директора музея Помпеи), когда он её прочитал. Он долго молчал, а потом признался, что его всегда терзали смутные сомнения по поводу официальной версии полной и окончательной гибели Помпей в 1-м веке н.э.
    Рядом с эпитафией стоит поясняющая табличка Культурной Ассоциации «Прометей» города Торре дель Греко, бывшего Геркуланума...
    Водовод инженера Доменико Фонтана
    Мне удалось, несмотря на запретительные таблички и заборы, пройти почти вдоль всего водовода от ворот Сарно до форума, чем вызвал явное недовольство персонала, которые, узнав, что меня интересует, начали неотступно следовать за мной, пресекая мои попытки «просочиться» на заповедную для туристов место. Я всё равно им благодарен, ведь именно один из них вначале показал мне некоторые смотровые шахты и сказал, что на своём протяжении водовод аккуратно углубляется под дорожным покрытием улиц и под важными сооружениями. Всем простым смертным показывают именно этот отрезок водовода, рассказывая прошлое открытия Помпей.
    Тот, кто не видел остальных участков, спокойно «кушает» специально сляпанный для туристов, снабжённый мостиками и водосточными трубами лубок. Да-да! Именно, как лубок, я вначале и расценил это сооружение. Надо же было как-то наглядно преподнести, озвучить, оставившую печатный след в прошлом, информацию о действительно существующем и, до недавнего времени, исправно действующем водоводе, снабжавшем водой фабрики в Торре Аннунциата.
    Водовод инженера Фонтана на Via di Nocera. Помпеи Мемориальная доска. Помпеи Водовод инженера Фонтана на Via di Nocera. Помпеи Водовод инженера Фонтана, пересекающий Via di Nocera. Помпеи
    Ведь когда копали, то не нашли варварски пронизывающую стены домов гигантскую (2 метра в сечении) трубу с не менее гигантскими, похожими на трубы парохода, смотровыми шахтами. Да и разве мог знаменитый папский инженер, кроме всего прочего, мастерски установивший обелиск на площади перед собором Св. Петра в Ватикане и построивший дворец на площади Реале в Неаполе, такое вот уродство сляпать? Это – единственный участок на всём протяжении водовода, где он выпячен от нулевого уровня!
    Из прошлого водовода
    Первым, кто замыслил в конце 16-го века использовать энергию реки Сарно для промышленных целей, был самый богатый в Кампании (и неудачливый) граф Сарно, Муцио Туттавилла. Проблема заключалась в том, что река Сарно, в её нижнем течении, петляя, сильно выполаживалась, уровень воды в ней был подвержен сезонным колебаниям. Русло реки было заболочено и служило своеобразным инкубатором для малярийных комаров. Поэтому Туттавилла решил непосредственно использовать самые северные три главные источники реки Сарно и построить искусственный канал, который должен был беспрепятственно нести её воды к Торре Аннунциате.
    Строительство водовода оказалось предприятием трудным и дорогостоящим, особенно, когда рабочие натолкнулись на предысторические лавовые потоки Везувия, на которых стояли древние Помпеи, где он при строительстве галереи наткнулся на руины более древнего города. Но предприниматель-граф не впадал в уныние, требуя чтобы известный папский архитектор Доменико Фонтана решал все возникшие проблемы, и чтобы водовод был готов к моменту окончания строительства трёх мельниц в Торре Аннунциата. Наследники Туттавиллы оказались неспособными вести дела, кредиторы требовали большие проценты, что привело, в конце концов, к конфискации министерством Королевских Финансов первых двух мельниц (используемые с 1654 года для производства пороха испанским вице-губернатором) и к продаже третьей частным лицам.
    Исходные предположения
    1. Водовод строился не для водоснабжения Помпей и даже не для водоснабжения питьевой водой Торре Аннунциаты, а во избежание сезонных колебаний уровня воды в и сегодня немноговодной реке Сарно, для бесперебойной работы мельниц. Поэтому он никак не был связан с системой водоснабжения самого города.
    Водовод имел, в той или иной степени, военно-стратегическое значение, поэтому мнение местного населения вряд ли учитывалось. Я имею в виду возможные неудобства или же перекрытия привычных дорог и т.п. И здесь я допускаю, что у Фонтана, возможно, не было иного выхода, столкнувшись с труднопреодолимым препятствием, как то базальт или же древняя лава, как всё-таки попортить одну из улиц города.
    Предположу, что его водовод, почти на метр возвышающийся над дорожным покрытием, не стал непреодолимым препятствием для помпейских возниц и их лошадей, привыкших преодолевать многочисленные «пешеходные переходы» в виде надолб посреди дороги. Обращают на себя внимания предусмотрительно проложенные трубы ливневой канализации, чтобы дождевая вода не скапливалась у этого далеко не самого лучшего «чуда» инженерной мысли папского придворного архитектора Д. Фонтана. Зачем ему было это делать, если бы улица покоилась под многометровым слоем пепла?
    2. Водовод не мог находиться выше помпейских домов хотя бы по той причине, что Помпеи находятся на холме, а перепад высоты между истоками реки Сарно и уровнем моря относительно невелик. Фонтана, как инженер, не стал бы изобретать итальянский «волго-донской» канал со сложной системой подъёма воды на лишних пару десятков метров, а обошёл бы помпейский холм, что оказалось бы для проекта намного дешевле. Он и попытался это сделать, но ему помешали городские стены и бывший оборонительный ров, потерявший со временем своё стратегическое значение и используемый жителями в качестве некрополя. Именно поэтому ему пришлось прокладывать трассу через город.
    3. Если же водовод, который был обследован мной, действительно принадлежит «перу» инженера Фонтана, то колодцы, хотя бы один, должны были быть оставлены археологами «в назидание» последующим поколениям. Любой археолог, не будучи уверенным в ценности того, что он выкопал, прежде, чем разрушить что-то, как никому неинтересный новодел, сначала сфотографирует, опишет или же зарисует это что-то. В Помпеях эти самые колодцы расположены на расстоянии метров 100 один от другого, не реже. Хоть одну «пароходную трубу» должны же были оставить? Не оставили. Потому, что никаких труб там не было. Нет, также, и их остатков. Есть лишь несуразное нагромождение камней поперёк одной из улиц, в качестве артефакта для туристов.
    4. Ещё можно предположить, что Фонтана, прочистив существующий водовод времён какого-нибудь «императора, пятнадцать раз цезаря, веспасиана (т.е. подобного насекомому осе) августа и всея...», заработал деньги на приписках и убрался обратно в Ватикан. Но здесь возникают вновь вопросы вентиляции и обслуживания, которые Фонтана просто обязан был решить, работая в почти двухкилометровом туннеле под погребённым городом. Но никаких вентиляционных шахтных стволов и их следов в Помпеях не существует.
    При строительстве водовода в черте города, Фонтана должен был столкнуться, как минимум, с тремя проблемами:
    1. Помпеи стоят на древнем языке лавы, через который пробиться без буровзрывных работ невозможно. При высоте водовода в 2 метра и средней толщине грунтового слоя в Помпеях 3 метра, минус глубина фундаментов зданий, его прокладка становится похожей на ювелирную работу.
    2. Фонтана должен был соблюсти необходимые уклоны, чтобы вода шла самотёком, но и не с большой скоростью.
    3. Водовод нужно было провести в жилом городе, без нарушения его нормальной жизнедеятельности.
    Участок водовода в Помпеях около 1700 метров, который Фонтана проложил под городом, соответствует топографии местности, её естественным уклонам. Он был действительно гениальным инженером. Ему удалось решить все эти три проблемы! Остаётся ему только позавидовать.
    Итак, рассмотрим маршрут водовода инженера Доменико Фонтана через Помпеи. В качестве исходных данных я имел при себе чертёж двухсотлетней давности, отражающий период раскопок на всей местности Помпей с 1755 по 1812 гг.
    План Помпей 18-го века с маршрутом водовода. Снимок Помпей из космоса с маршрутом водовод. Снимок восточной части Помпей из космоса с маршрутом водовода и колодцами. Вид амфитеатра недалеко от точки Р. 1 Вид водовода в точке Р. 1
    Благодаря этому чертежу, мне удалось пройти, там где это было только возможно, практически по всему маршруту водовода, сделать снимки в ключевых местах и попытаться сделать привязку к снимкам Помпей из космоса (Спасибо программе Google Earth!).
    Рассмотрим теперь некоторые участки более детально. Водовод попадает на место города в районе ворот Сарно, пересекает под поверхностью земли улицы Vicolo dell' Anfiteatro, Vicolo di Giulia Felice (примерно с этой же точки сделан снимок амфитеатра. Хорошо видны его размеры, по сравнению с ростом человека, а также, по разнице в оттенках строительного материала, глубину его действительного залегания на момент начала раскопок) и проходит в виде открытого арыка (Р. 1) в саду двора Casa della Venere in Conchiglia со стороны Palestra Grande, где через него перекинут арочный каменный мостик.
    Колодец водовода в точке Р. 2 Водовод в точке Р. 3 Колодец водовода в точке Р. 4 Колодец водовода в точке Р. 5 Колодец водовода в точке Р. 6 Колодец водовода в точке Р. 7.
    Мне неизвестно, был ли водовод в этом месте изначально открытого типа, или же его «раскрыли», перестаравшиеся в своё время, археологи. Затем он ныряет под улицу Vicolo della Venere и, почти сразу же проявляется первым колодцем (Р. 2) у перекрёстка улиц Via di Castrico и Vicolo di Octavius Quartio. Далее водовод «грубо» пересекает Via di Nocera (P. 3), это – единственное место на всём его протяжении, где он проложен с нарушением  Поднятие дороги над водоводом в точке Р. 8. дорожного покрытия, проходит под улицами Vicolo dei Fuggiaschi и Vicolo della Nave Europa, проявляясь колодцами (Р. 4) и (Р. 5 Casa della Nave Europa) во дворах, не задевая собой никаких строений.
    Не «испортив» собой шикарной виллы Менандра (Casa del Menandro) и дорожного покрытия Vicolo del Citarista, водовод пересекает следующий квартал, пролегая между задними глухими стенами зданий, как по корридору (P. 6) и ступенчато углубляется под Via Stabia, чтобы, пройдя под храмом Асклепии (Tempio di Asclepio), вновь предстать нашим взорам во дворах храма Изиды (Tempio di Iside) (P. 7) и Palestra Sannitica, прежде чем нырнуть под Via del Tempio d' Iside (P. 8). Огибая на своём пути Edificio di Eumachia, водовод проходит под форумом вблизи храма Юпитера и направляется в западном направлении под городские стены, покидая Помпеи.
    Предварительные выводы
    На основании проведённой мной на местности рекогносцировки, можно отметить следующее:
    1. Маршрут исследованного водовода полностью совпадает с обозначенным маршрутом водовода инженера Доменико Фонтана на карте раскопок Помпей конца 18-го, начала 19-го века.
    Строительный материал, из которого сделан водовод, полностью идентичен строительному материалу самого города, в частности использовался обожжённый кирпич стандартных размеров (см. рис. Кирпичный свод водовода в точке Р. 6.). Насколько мне удалось «просочиться» сквозь решётки... стены выложены из камня, своды из кирпича. Всё изнутри тщательно оштукатурено. Штукатурка держится до сих пор, если водовод конечно уже в наше время основательно не ремонтировали.
    Вот ещё снимок к (Р. 6), здесь видно, что водовод заглубляется на пару метров, перед тем, как пройти под улицей Via Stabiana. Перепад высот здесь слева направо. Согласитесь, что если бы Фонтана строил водовод в мёртвом городе, ему незачем было бы это делать.
    3. Глубина залегания водовода незначительна по отношению к нулевому уровню Помпей, но, за исключением одного участка (см. выше), водовод везде проходит под улицами, стенами домов, аккуратно огибая более-менее значительные культовые сооружения.
    4. Смотровые колодцы выполнены весьма качественно, в общественных местах они аккуратно окантованы, на вид новым, кирпичом, положенным «в тычок», закрыты металлическими решётками и находятся вровень с дорожным покрытием или же грунтом. Во дворах стены колодцев выложены просто из камня и возвышаются над уровнем земли на высоту до полуметра.
    5. Конструкция и внешний вид водовода не оставляет никаких сомнений в том, что водовод был построен не шахтным методом горизонтальной проходки, но траншейным методом, с выемкой грунта, кладкой стен и сводов «в клин» под открытым небом.
    На открытке конца 19-го века с храмом Изиды, мне удалось рассмотреть колодец водовода. Он – на втором плане, за колоннами. Сравните с моим современным снимком (Точка Р. 7). Получается «реставраторы» переусердствовали, опустив его до уровня земли и облицевав античным кирпичом. Значит, в общественных местах колодцы были ещё выше, чем во дворах, но на «трубы Титаника» всё равно непохожи. Нет этих труб и на рисунке Пиетро Фабриса ок. 1770 года, сделанного им в процессе раскопок храма.
    Вот ещё одно раннее изображение храма Изиды с колодцем Фонтана. Гравюра Франческо Пиранези 18-го века, храм Изиды после раскопок. Хорошо видно, что колодец изначально имел боковые скосы, видимо закрываемые крышками-дверцами, типичные для городских и деревенских колодцев.
    Видно, как в колодец с любопытством заглядывают люди. Скорее всего, эти самые скосы косвенно способствовали снижению нагрузки вулканических выбросов на крышки колодца и водовод сохранил свою работоспособность после извержения. При большем увеличении видно, что колодец снабжен литерой «F», которой Пиранези в сноске даёт следующее пояснение: «Колодец с двумя окнами, покрытыми подвижными крышками, куда бросали пеплы жертв».
    Думаю, стоит обратить особое внимание на этот факт. Предполагаю, что крышки колодца были деревянными. Бронзовые, свинцовые, бетонные, титановые и т.п. – более, чем сомнительно. Материал был подручный, дешёвый и крышки были функционально способны «раздвигаться», или же просто подниматься. Как долго может храниться дерево в агрессивной среде и во влажных условиях? Полторы-две тысячи лет? Верится с трудом.
    Если учесть, что в Геркулануме (Ресине), всё что не сгорело – сгнило, а крышки колодца были подвержены влаге не только сверху, но и снизу, от испаряющейся воды, то единственное объяснение тому, что их откопали ещё целыми в 18-м веке, это то, что они не так уж и долго пробыли под землёй. Скажем сто лет для дерева, чтобы сохраниться в неблагоприятных условиях – более правдоподобны, чем 1700, не правда ли?
    О том, что при раскопках храма Изиды рабочие наткнулись на крышки колодца, отмечено и в дневнике раскопок.
    «Продолжая раскопки в храме Изиды, в том, уже ранее раскопанном месте, после удаления лапиллей, было обнаружено сооружение, которое можно было принять за надземную часть (венец) колодца, если бы он не встретился накрытым крышкой, на дне которого были найдены сгоревшие плоды. Будучи близко к поверхности это дно не могло быть древним, но проходящий через это место канал, доставляющий воду к пороховому заводу, несёт столько воды, что копать глубже невозможно».
    Тем самым Пиранези и Алькубьерре невольно подтверждают моё предположение, что вначале колодец был принят за неотъемлемую часть храмового комплекса Изиды. Колодец водовода Фонтаны на месте храмового комплекса Изиды был первым из раскопанных колодцев, поэтому во времена Пиранези ещё не догадались, какую угрозу таят в себе эти колодцы для официальной версии гибели Помпей в незапамятные времена.
    До начала раскопок ни одной колодезной шахты на ранних топографических картах Помпей не отмечено, потому, что все колодцы на место города были обнаружены только в процессе раскопок. Если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровой толщей, то и колодцы бы были многометровыми. Они были бы обозначены на топографических картах.
    Колодец у храма Изиды являет собой характерный пример, какова была ситуация с колодцами на начало раскопок. В 18-м веке это обыкновенные городские колодцы с наклонными в обе стороны крышками, в 19-м они же уже со срезанным верхом, в 20-м, на путях паломников-туристов, надземная часть отсутствует вовсе. В недоступных для туристов местах ещё сохранились остатки их надземных частей. На фотографии 1851 года колодец, он на переднем плане, ещё в первозданном виде. Правда, уже без крышек.
    Эрнест Бретон писал об этом колодце, отождествляя его с «фонтановским» много позже, только в 1870 году, когда уже разобрались, что колодец, скорее всего, не есть жертвенный. Разобрались настолько, что к нашему времени потихоньку «отреставрировали» все обнаруженные колодцы «до нуля».
    «...Возвращаясь к фасаду святилища, находим спереди от него отдельно стоящий жертвенник, на котором сжигались жертвы, костные останки от которых были найдены смешанные с пеплом. Этот алтарь не расположен на оси святилища, а вынесен влево, либо чтобы оставить место для церемониальных процессий, либо для исполнения неких религиозных обрядов. Направо, симметрично алтарю, древний колодец, который сегодня служит для осмотра канала Сарно, проложенного Доменико Фонтана. В момент его расчистки он был наполнен чёрным пеплом, который, по-видимому, образовался от сожжённых плодов. Этот колодец действительно мог быть обыкновенной, отгороженной от греческого храма, шахтой для приёма пепла жертвоприношений...»
    Тот факт, что археологи в своём дневнике, описывая раскопки колодца, который они обнаружили, натолкнувшись на его крышку, привязывают его к храмовому ансамблю в качестве «утилизатора» жертвенных остатков – вполне естественно. Естественно, что чёрная грязь на его дне так и воспринимается. Её не смогли толком исследовать, мешала не «сочившаяся вода», а поток воды. Я даже допускаю, что так оно и было, и что жрецы храма, экономя на муниципальных сборах на вывоз мусора, ничтоже сумняшеся, ссыпали сметённую с неподалёку находившегося жертвенника золу в только что отстроенный колодец водовода (слава богам и инженеру!), с глаз долой. Вода смоет все следы, и богам необидно.
    Я вполне допускаю, что археологи там нашли обгоревшие фрукты с истёкшим сроком хранения, часть которых сдали в музей, а остальное съели на месте, как и череп курицы, остатки стеклянной вазы и несколько бронзовых медалей (все эти предметы перечислены в журнале раскопок), которые видно тоже кто-то принёс в жертву, но это вовсе не исключает само по себе возможность попадания этих предметов не в жертвенный колодец (я не слышал о наличии таких ни в одном другом «античном» храме), а в смотровой (технический) колодец водовода. Мало ли кто чего в колодцы бросает?
    Реконструкция Можно конечно допустить, что колодцы были сделаны археологами специально для туристов в наше время, причём, точно в узловых местах (изменение направления, перепад высот). Но я склоняюсь к более разумному варианту, а именно, что колодцы являются неотъемлемой частью водовода и несут (несли) технологические функции: вентиляция, очистка. Точно так же, как и современные нам колодцы доступа к городским подземным коммуникациям. Кроме того, трудно себе представить, чтобы Фонтана, подобно червю, прокопал помпейский холм лопатой и киркой на длину около двух километров без принудительной вентиляции в вулканическом грунте, да ещё и не по прямой и с поразительным соблюдением уклонов. Куда там современным маркшейдерам до него.
    Оказывается, аниматоры с ancientworlds.net, или скорее ре-аниматоры, создающие виртуальные Помпеи, тоже обратили внимание на этот колодец, изобразив его, случайно или нет, но в его первозданном виде (Реконструкция храма Изиды)!
    Какие цели преследуются, когда в Помпеях сознательно видоизменяют и даже разрушают памятники древности?
    Оплонтис. Ложка «дёгтя» в бочке с «мёдом»?
    Вот, что мне удалось найти в описаниях современных раскопок Оплонтиса:
    «Большие проблемы, с которыми сталкиваются археологи при изучении виллы A – это:
    – трудность обнаруживания документации (журналов раскопок), касающейся первого десятилетия археологических раскопок;
    – очевидность того факта, что раскопанный комплекс находился до извержения в фазе перестройки и реставрации; ?!!
    – невозможность исследования западной части виллы, полностью спрятанной под современной фабрикой по производству оружия, пороховым складом и нынешней улицей Гробниц, как и на юге археологической местности, из-за присутствия относящегося к XVI веку канала Графа Сарно».
    Можно предположить, что, в Оплонтисе (Торре Аннунциата) водовод Фонтаны проходит над развалинами виллы... Но не следует торопиться с выводами. В эпитафии нет упоминания Оплонтиса, как, впрочем, и Аннунциаты. Первая мысль – Оплонтис погиб не вместе с Помпеями, а в результате более ранней катастрофы и, в отличие от Помпей, не был восстановлен. На многих стенах в Помпеях заметны следы этой более ранней катастрофы, не землетрясения, а именно извержения по характерной «обугленности», см. рис. 24. В любом случае, ситуация с водоводом в Оплонтисе не объясняет прохождение водовода в Помпеях под зданиями и сооружениями. Что ж, давайте разбираться дальше. А «ложка дёгтя» лишь прибавляет «мёду» пикантности.
    Все мои сомнения, которые у меня были раньше в отношении якобы проходящего над Оплонтисом водовода, рассеялись, когда я добрался до его раскопок. Водовод, перед входом в фабрику, не проходит над Оплонтисом. К сожалению из-за бушующей там зелёнки мне не удалось сделать выразительных, подтверждающих фотографий.
    Перед тем, как водовод проходит под улицей, разделяющей Оплонтис и фабрику по производству боеприпасов (невероятно, но эта фабрика пиротехники 17-го века, после того, как её отобрали за долги у графа Сарно Муцио Туттавиллы, работает до сих пор!), он заглубляется метров на 5 от современного уровня и, по моим прикидкам, проходит под самим Оплонтисом.
    Глубины можно примерно распознать на одной из фотографий в точке (Ор. 1). В этом месте водовод снабжён смотровой технологической башенкой. На самом деле дальнейшим раскопкам Оплонтиса мешает не сам водовод, который достаточно заглублён, а его наращенные стенки, из-за которых он выглядит своеобразным ущельем. Эти стенки вполне объяснимы восстановительными работами, после извержения 1631 года, которые длились почти 25 лет. В результате этих работ водовод был раскопан и его стены наращены во избежание осыпания грунта.
    На заднем плане снимка точки Ор. 2 не забор, а те самые наращенные стены водовода, мешающие дальнейшим раскопкам. На другом снимке водовод угадывается по зелёнке. Справа – та самая фабрика, работающая до сих пор. Водовод сильно замусорен и зарос травой. Практически на всём его протяжении от Помпей он идёт в открытом, но частично заглублённом от сегодняшней поверхности виде. Трудно сказать, таков ли был его первоначальный вид или же водовод был лишён свода в результате восстановительных работ 17-го века.
    И снова Помпеи
    При выходе из Помпей водовод открывается «Г»-образным колодцем, сегодня открытым сверху, со ступеньками и с боковым входом. Всё это естественно закрыто решётками. Колодец этот находится в запретной для туристов зоне (точка N. 1). Здесь у меня возникли серьёзные неприятности с персоналом. И если бы не мой водитель Франко, этих снимков бы никто не увидел, а я лишился бы своего CASIO...
    Если кто-нибудь приедет в Торре Аннунциата с той же целью, что и я, то порекомендую остановиться в отеле Grilla Verde, в принципе единственном отеле в этом городишке. Есть, конечно, несколько в новых Помпеях, но до Оплонтиса оттуда будет далековато, да и толпы матрасников-туристов добавят хаоса и в без того царящее безобразие дорожного движения в этой местности. Позвоните по нижеприведённому номеру, и вы получите незабываемые впечатления от поездки в такси с местным водителем Франко за 30 евро в час. Franco di Capua, mob. 3388944813.
    Не пытайтесь проехаться по тем местам, которые я описываю, на собственной машине, даже если у вас есть опыт водителя в пределах Садового кольца. Просто не советую. Ощущение воздушного боя с натёртой воротником шеей вам будет обеспечено. Лучше такси Франко. Сошлитесь на меня, и он вам покажет весь водовод Canale piccolo от начала и до конца, а, кроме того, расскажет всю свою родословную, покажет фотографии внучки и дом, в котором он живёт, а также предложит попить кофе в бесчисленных сараях-кофеюшниках у своих друзей детства. И всё это – на безумном диалекте Napolitano. Этой смеси латыни, итальянского, испанского и греческого.
    В точке N. 2 видны наружные следы водовода, покидающего Помпеи. Прошу прощения за смазанность снимков, сделанных на ходу, буквально «из подмышки»...
    Кстати, для интересующихся зародышевым христианством в Помпеях, метрах в пятистах к северу от крепостных стен находится древняя церковь весьма интересного архитектурного стиля, я бы даже сказал византийско-арабского, без крестов, очень обожжённая и сегодня заброшенная. Своим фундаментом она стоит не выше помпейского уровня. Ни в одном из путеводителей и местных церковных инвентарях, мне доступных, она не встречается.
    Ну и, наконец, ещё одно ключевое доказательство того, что водовод инженера Фонтана был построен «при жизни» Помпей. Да-да, ещё один колодец, но какой! В переулке Vicolo del Citarista (K. 1) на тротуаре, скромно прислонившись к стене виллы Менандра, дабы не мешать движению, находится колодец водовода с боковой дверью!
    Снимок района Морских ворот из космоса Снимок водовода в точке N. 1 Снимок района водовода в точке N. 1 Маршрут водовода в районе виллы Менандра Колодец водовода с боковой дверью в точке К.1
 
    Следует заметить, что колодцы водовода, предназначенные для его технического обслуживания, снабжены консольными каменными ступенями, спускающимися наклонно, по диагонали, от поверхности ко дну (см. напр. Рис. 51)! Это означает, что в колодцы спускались, как в обыкновенный подвал. Если бы колодцы были шахтными и на глубину до 8 метров, то делать такие ступени никому не пришло бы в голову, заложили бы металлические скобы или же обошлись бы верёвочной лестницей.
    Что нам известно о строительстве туннелей в сыпучих грунтах в конце 16-го, начале 17-го веков? А ведь именно рыхлый вулканический пепел и лапилли стали бы непреодолимой помехой Фонтане, если бы он пробивал горизонтальный штрек под Помпеями. Было бы практически невозможно крепить свод, да ещё ухитриться выложить из кирпича непрерывную арку свода в таких условиях. Разве Фонтана был маркшейдером? Они и сегодня, бывает, ошибаются на десятки метров, особенно с уклонами шахтных выработок и со смычками. Вывод: Фонтана строил водовод открытым способом. А если так, то он неминуемо раскопал бы город. Совершенно необъяснима и его аккуратность при строительстве: не поломал ни одной стены, не наткнулся ни на одно здание, углублялся перед пересечением улиц (за исключением одной), смотровые колодцы сделал на нулевом уровне, некоторые из них с боковым входом. Таких совпадений не бывает. В них можно только верить, а объяснить...
    Заключение
    Всё вышеперечисленное позволяет с уверенностью утверждать, что данный водовод был сооружён (1594-1600) в «живом» городе, при соблюдении всех современных ему правил прокладки городских коммуникаций. Следовательно, раскопанный сегодня город Помпеи является городом, погибшим при извержении Везувия в 1631 году, что косвенно подтверждается и эпитафией того времени в Торре дель Греко, где Помпеи упоминаются в одном ряду с Геркуланумом, Оттавиано, Ресиной и Портичи в списке городов-жертв данного изверже



     Непоследний день Помпей-2. А. Чурилов

ДОК: Непоследний день Помпей-2
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
Пищара: Непоследний день Помпей
Советник: Непоследний день Помпей

[Spoiler (click to open)]#пищара #непоследний #день #помпей #чурилов #баламутчума
#баламутчумапищара #баламутчуманепоследний #баламутчумадень #баламутчумапомпей #баламутчумачурилов
Пищара,пищара,непоследний,день,Помпей,Чурилов,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумадень, #баламутчуманепоследний, #баламутчумапищара, #баламутчумапомпей, #баламутчумачурилов, #день, #непоследний, #пищара, #помпей, #чурилов, Пищара, Помпей, Чурилов, день, непоследний, пищара
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments