Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Русское Средневековье. Альдо Мартурано (Текст)





   

Альдо Мартурано


   

Русское Средневековье


   



       Данный материал публикуется в рамках акции «Переводы читателей ИноСМИ.Ru». Эту статью обнаружила и перевела наш читатель manual, за что мы ей крайне признательны
       От переводчика: Господа, со(в)граждане, товарищи мои дорогие! Я, по малой и большой нужде, занимаясь историей Италии в корыстно-профессиональных целях, наткнулась на любопытную статью по постоянно всплывающей у нас теме взаимоотношений Европа-Россия (откуда ноги растут). Сразу скажу, что итальянский язык знаю в рамках компьютерного подстрочника. Данная статья переведена мною исключительно из любопытства, а потому поспешная литературная полировка (все силы брошены на большую и малую нужду) сказывается на качестве текста. И всё-таки, пройти «мимо» не смогла.

       В 1998 во Франции и в 2000 в Италии издательство Einaudi выпустило книгу Карла Фердинанда Вернера «Nascita della Nobilita — Lo sviluppo delle elites politiche in Europa Nascita» — результат исследования происхождения аристократии Европы, в течение пятидесяти лет проводившегося в Парижском институте культуры, президентом которого является автор книги, крупный учёный в области средневековой историографии.
       Эта работа была проигнорирована итальянскими «медиевистами», которые не хотят признавать ошибочность собственной замкнутости на «истории Западной Европы» (которую преподают в средней и высшей школе), по отношению к истории Европы, которая, на самом деле, гораздо шире, чем они себе представляют.
       Мы приведём начало этой книги (написанной для тех, кто хочет знать лучше наши корни), чтобы прокомментировать главу «История происхождения “русских”».

       * * *

       Когда беседуешь с людьми, интересующимися периодом Средневековья, всегда ощущаешь витающие в воздухе предубеждённость и ограниченность. Термин «Средневековье» появился, благодаря деятелям Просвещения, которые, определив Средневековье, как эпоху накопления знаний и материальных богатств, поставили Западную Европу в центр цивилизации всего мира[1].
       Начало Средневековья закреплено захватом и разграблением Рима вождём вестготов Аларихом в 410 г. н.э. и отречением последнего Римского Императора (всё в Италии!) Ромула Августа в 476 г. Окончание Средних веков, как правило, связывают с падением Константинополя в 1453 году от руки Магомета II Завоевателя или открытием Америки Колумбом в 1492 году.
       Все эти события и привязанные к ним временные пределы сконцентрированы на Западе. Конечно, они условны и идеологически удобны. Но, порой, лишают понимания взаимосвязей и истинных причин.
       В истории не существуют внезапного перерыва, когда можно переходить от одного периода к другому, закрывая одну дверь и открывая другую.
       Нельзя описывать историю «только французскую» или «только итальянскую». Часть истории, которую мы называем эпохой Средневековья, принадлежит всем европейским народам, в том числе и тем, что находятся на северо-востоке, за Рейном и Эльбой, несмотря на то, что «отечественные» историки с высокомерным презрением наградили эти народы прозвищем «варвары», совершенно игнорируя их роль в развитии европейской цивилизации.
       Эволюция человеческой культуры — процесс медленный, бесконечный и непрерывный. Исторический опыт показывает, что причинно-следственные связи соединяют события, удалённые, как во времени, так и в пространстве. Возможно, что сегодня те предрассудки, о которых мы говорили выше, выглядят более-менее сглаженными.
       И всё-таки те, кто интересуется русской историей, вынуждены будут столкнуться с большими трудностями в своём исследовании. Одна из причин заключается в том, что история русского средневековья, основанная на исследованиях советских историографов, построена на концепции марксистско-ленинского классового подхода, что породило конфликт и развело «западную» и «восточную» историографию Европы по разные стороны баррикад.
       Наши историки скорее обращаются к произведениям «медиевистов» французской и немецкой культуры, нежели к источникам русских летописей в переложении или интерпретации советских специалистов. Но пришла пора стряхнуть этот груз предубеждений, иначе история большей части Европы навсегда останется для нас «тёмным пятном», что значительно искажает общую картину развития нашего континента.
       С чего начать? Первым шагом должны быть решительные изменения в привычных концепциях и методах изучения, что, естественно, встретит огромное сопротивление. Но, всё-таки, давайте попытаемся взглянуть на предмет нашего исследования без сложившихся предрассудков.
       К сожалению, поиски в университетских библиотеках или книжных магазинах серьёзной исторической литературы, которая позволит нашему историку-новатору «перевалить Альпы и перейти за Рейн», — пустая трата времени.
       Причина банальна: русским языком — главным инструментом изучения славянского мира, распространённым на огромной территории Большого Европейского Севера, владеет в необходимом объёме ничтожное количество специалистов. Чья это вина? Идеологии? Существовавшего железного занавеса или других запретов советской власти, держащей все свои интеллектуальные исследования под замком?
       На самом деле, эти причины гораздо более древние и многочисленные, продиктованные не столько идеологическими, сколько религиозными и политическими моментами истории.
       Иногда мы даже сомневаемся, действительно ли существовала русская история до Петра Великого или Ивана Грозного (не оттого ли, что Иван, а не Джованни?), а может происхождение русского государства это лишь выдумки советских коммунистов, населявших Царство зла?
       Это могло бы быть шуткой, если бы не было горькой правдой западноевропейского взгляда на Средневековье. Академический европейский мир исключил русский язык из сферы своих интересов по расовым и политическим причинам, и сегодня у него нет историков, которые бы знали этот и другие языки Восточной Европы в достаточной мере, чтобы прочесть в подлиннике огромное количество трудов до- и постсоветских историков.
       Интересно, что и энтузиасты изучения Средневековья, и студенты, все они сами игнорировали изучение русского языка, потому что русская история неудобна, она не вписывается ни в одну существующую на Западе «средневековую итальянскую концепцию»!
       До сих пор эта «странная» ситуация заставляет русское Средневековье оставаться по ту сторону Карпат.
       А то, что в качестве «русского Средневековья» известно на Западе, подпадает под академическое влияние русскоязычных «историков», эмигрировавших в Европу или в США, большинство из которых было вынуждено заняться славистикой вовсе не потому, что хорошо знало предмет изучения, а лишь потому, что владело инструментом (языком), необходимым для чтения многочисленных русских летописей и их интерпретации, порой очень сомнительной и тенденциозной.
       Эта двусмысленная ситуация и породила наше намерение приложить все усилия, чтобы открыть европейской исторической науке двери в новый мир, чтобы изучать историю без политических предрассудков, без парадной трескотни и возгласов «я это всегда знал!». Но со смирением заинтересованных, любопытных и, безусловно, неревнивых людей, которые стремятся говорить на простом и строгом языке фактов!
       Для начала необходимо понимание, что временные границы русского «средневековья» не совпадают с границами, принятыми для этого периода на Западе: началом его можно считать основание легендарной династии Рюриковичей, а концом — угасание династии в конце XVI века, когда сын Ивана IV, прозванного Грозным, умирает без достойных наследников на его корону (так называемую, «шапку Мономаха»). Взошедший на престол Борис Годунов — уже не Рюрикович.
       Когда епископ Roma Nova (затем Константинополя) рукополагает и узаконивает статус Римского Императора и священность его империи, Европа открывает новую страницу своей истории, в которой Римская Империя признана единственно возможной во Вселенной, созданной христианским богом.
       Это событие через несколько столетий отразилось на Киеве, где князь Владимир и его «элита» в конце X века пожелали, наконец, принять христианство в качестве государственной религии! Это было не очень легко, ведь попытки крестить русских предпринимались константинопольскими патриархами и до 988 года.
       В дальнейшем процесс шёл «сверху вниз» медленно, но неуклонно. Точно так же, как это было на Западе в государстве франков. Империя действовала уже опробованными методами, расширяя свои границы, если «не мечом, так крестом». Причины, по которым Константинополь желал союза с Киевом были всё же несколько иными, чем те, что побуждали расширяться Рим за несколько столетий до того.
       С распространением Христианства и перемещением политического центра из Рима в Италии в Новый Рим на Босфоре, Христианство начинает соперничество со стремительно наступающим Исламом. Вот он уже на берегах Сицилии и Гибралтара, на Балканах, в степях между Каспием и Чёрным морем. Естественно, что в такой ситуации Новый Рим использует все возможности, чтобы как можно быстрее вовлечь в сферу своего влияния ближайшие территории.
       Франкские короли, как наследники древнего Рима, сами предъявили претензии на децентрализацию власти. Естественно, что Патриарх Рима, итальянец, должен был заключить союз с новыми силами «варваров» — королями франков. Возникла идея создания великого светского государства под руководством папы.
       В 767 году была написана подложная Константинова грамота, в которой Константин Великий, оставляя Рим, якобы передал Папе Римскому императорские права. Благодаря эксклюзивности «Константинова дара» Папа Римский поспособствовал созданию новой универсальной империи, фактическое управление которой он поручил Каролингам[2].
       Для нормального функционирования любому обществу необходимы источники физического и материального существования, которые требуется защищать от посягательств чужаков. Так формируется элита: военная — для защиты и религиозная — для поддержания законности власти, данной обществу свыше. Элита существует на особом положении, поддерживается роскошью и ставится «выше» остальных членов общества, благодаря своим особым функциям.
       Само собой, что все подданные господина-христианина, должны верить в того же бога. Так происходила христианизация Европы, начинавшаяся с элит и распространявшаяся на всё население. В истории, которую мы учили, говорилось о распространении Христианства в Европе с Запада — ирландский монах, святой Бонифаций, проповедовал среди народов Рейна.
       Будучи кельтом (родился в Девоне), он хорошо знал языческие ритуалы своей земли и сделал всё для того, чтобы люди сезонным праздникам предпочитали мессы в новых церквях, которые он основывал там и сям, проповедуя и постепенно превращая народ в земледельцев, зарабатывающих хлеб «в поте лица своего», согласно Священному Писанию.
       Так, люди обязаны были приходить на мессу в конце дня и не пропускать ни одного из церковных праздников. В 752 году этот епископ, борясь с «погаными», заставил срубить священный дуб бога Донара около Гейсмара в Гессене и отравить воды священного источника, использовавшегося для жертвенных возлияний.
       И это не единственный пример крестового похода «равнины» против «леса»: Св. Мартин Торус (аббат, венгр, воевавший за франков) поступил точно также за несколько веков до Бонифация. Каролинги особенно отличились в этом систематическом разрушении «леса» — в прямом и переносном смысле.
       Но почему именно лес, и что давало христианским проповедникам уничтожение деревьев? Христианство, никогда не жившее в мире с язычниками, объясняло, что они — олицетворение дьявола.
       Их языческие боги не исчезли, они продолжают буйствовать в Аду, там, куда были изгнаны Всевышним! Данте помещает Сатану в Ад в центре Земли, здесь его господство. Но где скрываются дьяволы, когда выходят на поверхность? Где они живут?
       Ответ очевиден: в языческих храмах или же в лесу! В дубовых рощах с вековыми могучими деревьями, где справлялись языческие обряды! Именно поэтому разрушение «европейского» леса было продолжительным и производилось с фанатическим пылом и экстазом триумфа Бога!
       Регулярные проповеди, подкреплённые действием, внедряли в ежедневную жизнь людей не только новые обряды, но и новые обычаи, одежду, потребности. Идеальным занятием, угодным Богу, Церковь считает сельское хозяйство, для которого нужны бесконечные поля.
       Расширяющаяся Римская Империя раздвигала свои границы за счёт уничтожения густых европейских лесов. Разумеется, сам Христос не полагал, что его учение нанесёт такой ущерб природе, загнав леса в горы и неудоби, и почти лишив Европу самого важного из строительных материалов. Буквально!
       Давайте посмотрим вокруг: древние города, деревни, дороги, мосты... Памятники прошлого, которые дают нам возможность оценить меру цивилизованности и разума наших предков. Как правило, всё это руины из естественного камня или камня сделанного человеком (кирпичи!).
       Но мы не часто вспоминаем о том, что когда-то прекрасные древние руины имели не только стены, но и крыши, которые были из дерева, и потому не сохранились! А как строились соборы, монастыри и дворцы? Без деревянных воротов, кранов, лесов и настилов это было бы невозможно!
       А оружие и инструменты? Кроме наконечников и лезвий из металла, всё было из древесины! Давайте представим только одну армию в десять тысяч воинов с пиками... Сколько нужно повалить деревьев, чтобы сделать древки? Сколько нужно дров, чтобы плавить металл, обжигать кирпичи? Да, просто, греться?! Чтобы построить морские или речные суда, выпаривать соль, строить дома для крестьян?
       А теперь спросим себя: где находится качественная древесина? В лесу... Всего несколько цифр, которыми мы обязаны немецкому исследователю Г. Кюхнелю (H. Kuehnel), рисующему картину ужасающего использования древесины в XIII-XIV столетиях: чтобы выплавить 10 кг стекла нужны 2 кубометра дров, в то время, как для производства такого же количества металла изводится дерева до 15 центнеров[3]...
       Лес даёт не только древесину, но и другие, не менее важные продукты, которые в ту эпоху, которой мы занимаемся, являлись основой жизни всего общества и её элит, сакрализованных христианством.
       Для начала можно назвать такие дары природы, как грибы, ягоды и травы, а также вспомнить тот факт, что лес был местом, где крестьянам можно было свободно пасти мелкий скот, и где произрастали различные травы и злаки, входившие в рацион питания селян.
       Всё необходимое для производства жилья, пищи, тканей, инструментов и обстановки простые люди могли найти в лесу. Таким образом, продолжающаяся вырубка лесов создавала проблемы, и не только беднейшим слоям населения: голодные годы из-за неурожаев порождали крестьянские бунты.
       Здесь уместно вспомнить о трех ordines или общественных слоях, описанных епископом Лана в XI столетии: «Те, кто управляет, Те, кто просит и Те, кто работает». Элита, куда входят короли, императоры, придворные и, так называемые, «нобили» (аристократия), принадлежит к первому ordo.
       «Те, кто просит», второй ordo: все служители Церкви, причём патриархи церкви относятся и к аристократии, так как являются родственниками королей и императоров. Наконец, есть большая масса людей, которым Бог предназначил работать, чтобы поддерживать жизнь двух других ordines.
       Церковь и аристократия были вынуждены тратить огромные суммы на поддержание собственного статуса «избранных»: пышные христианские праздники, роскошное убранство церквей и замков, банкеты и приёмы, расходы на войну и оборону...
(Окончание следует)
***

       Русское Средневековье. Альдо Мартурано

ДОК: Русское Средневековье. Альдо Мартурано
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
Пищара: Русское Средневековье. Альдо Мартурано
Советник: Русское Средневековье. Альдо Мартурано

[Spoiler (click to open)]#пищара #непоследний #альдо #мартурано #средневековье #русское #баламутчума
#баламутчумапищара #баламутчумаальдо #баламутчумамартурано #баламутчумасредневековье #баламутчумарусское
Пищара,пищара,Альдо,Мартурано,средневековье,русское,баламутчума
Tags: #альдо, #баламутчума, #баламутчумаальдо, #баламутчумамартурано, #баламутчумапищара, #баламутчумарусское, #баламутчумасредневековье, #мартурано, #непоследний, #пищара, #русское, #средневековье, Альдо, Мартурано, Пищара, пищара, русское, средневековье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments