Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Пловучий домъ на море (Детская энциклопедия т. 1. 1914)




























Стр. 54 (69)

       Пловучій домъ на морѣ.

       О чемъ идетъ рѣчь въ этомъ разсказѣ.
       На морѣ царитъ большое оживленіе: ежедневно но морю движутся тысячи пароходовъ, а на нихъ ѣдетъ множество пассажировъ, мужчинъ, женщинъ и дѣтей; на пароходахъ перевозятъ также и животныхъ и различнаго рода товары. Если вы поѣдете въ Америку изъ Англіи, то будете находиться на морѣ цѣлую недѣлю и въ теченіе всего этого времени не увидите суши. Но пароходъ перевезетъ васъ черезъ море невредимыми подъ звуки музыки; на пароходѣ вы найдете новыхъ друзей, найдете игрушки и книги; тамъ будетъ хорошая пища, удобная постель и все, что вамъ можетъ понадобиться. Изъ этого разсказа вы увидите, что пароходъ несется по волнамъ океана точно настоящій многоэтажный пловучій домъ.

       Мы удивляемся, когда читаемъ въ сказкахъ о великанахъ и гигантахъ, шагающихъ черезъ горы, долины и моря. Но есть и въ дѣйствительности такіе гиганты, свершающіе чудесныя дѣла. Не могучимъ ли сказочнымъ великаномъ представляется намъ большой пароходъ, переносящій чрезъ океанъ сотни и тысячи людей? Представьте себѣ, что васъ въ домѣ пять человѣкъ, и что вы всѣ хотите ѣхать въ Америку. Въ этомъ нѣтъ ничего затруднительнаго: на одномъ пароходѣ могло бы умѣститься двѣсти такихъ семей, какъ ваша, да еще двѣсти такихъ же семействъ изъ другого государства, да еще двѣсти изъ третьяго.
       Пароходъ вмѣстилъ бы три тысячи человѣкь, т.-е. число жителей, равное населенію небольшого города. Пароходъ могъ бы вмѣстить въ себѣ всѣ три тысячи пассажировъ одновременно, вмѣстѣ съ ихъ чемоданами и сундуками. Вмѣсто того, чтобы жить въ городѣ на сушѣ, вы бы жили въ такомъ же городѣ, только на морѣ, и вы неслись бы по водѣ гораздо скорѣе, чѣмъ бѣжитъ по сушѣ самая быстрая лошадь. Не прошло бы и недѣли, какъ вы пріѣхали бы въ Америку. Вамъ совсѣмъ не нужно было бы брать съ собой провизію; на пароходѣ прекрасная кухня; тамъ есть спальни и ванныя комнаты, есть книги для чтенія; есть даже коровы, дающія дѣтямъ молоко, и куры, несущія для нихъ яйца. На пароходѣ есть также безпроволочный телеграфъ, такъ что вы можете всегда послать вѣсточку вашимъ друзьямъ, оставшимся въ Европѣ.
       Кромѣ того, на пароходѣ находится много тысячъ пудовъ каменнаго угля и много тысячъ ведеръ прѣсной воды. Пароходъ всюду долженъ возить съ собою прѣсную воду для того, чтобы получать изъ нея паръ, кой приводитъ его въ движеніе. Какъ извѣстно, морская вода — соленая. Если бы кипятили эту соленую воду для полученія пара, то на днѣ котловъ образовался бы осадокъ соли, и котлы вскорѣ совсѣмъ бы засорились. Поэтому пароходъ долженъ всегда возить съ собой прѣсную воду, т .-е . воду безъ соли; или же на самомъ пароходѣ должны находиться машины, при помощи коихъ морская вода очищается отъ соли, чтобы въ котлы парохода поступала только прѣсная вода.
       Пароходъ со всѣми своими пассажирами и со всѣми своими тяжелыми машинами приводится въ движеніе одной огромной силой, великой силой пара. Паръ является тѣмъ сказочнымъ великаномъ, кой совершаетъ непосильную для людей труд. Это тотъ же паръ, кой выходитъ изъ любого чайника, когда въ немъ кипитъ вода; только въ котлахъ парохода паръ гораздо болѣе горячій, и онъ тамъ запертъ, почему и вырывается съ огромной силой.
       Сто лѣтъ тому назадъ на пароходъ посмотрѣли бы какъ на небывалое чудо: тогда еще не ѣздили на пароходахъ и совсѣмъ еще не знали, что это за диво. Когда мальчикъ видитъ прудъ, онъ старается найти побольше бревнышекъ или досокъ, чтобы смастерить себѣ поромъ или плотъ; этотъ плотъ ничѣмъ не отличается отъ первыхъ лодокъ, кои употребляли люди, когда были еще дикарями. Когда дикарю нужно было переплыть черезъ озеро или рѣку, онъ садился на старое бревно. Позднѣе люди стали выдалбливать внутреннюю часть бревна и садились въ него какъ въ лодку, такъ что крокодилы больше не откусывали имъ ногъ. Затѣмъ они научились дѣлать болѣе удобныя лодки, и нашли, что можно ускорить ихъ ходъ при помощи веселъ и парусовъ. Весла были тогда сдѣланы изъ длинныхъ деревян

Вотъ какой видъ имѣлъ бы пароходъ, если бы его поставить среди улицы. Очень интересно устройство винтовъ, при помощи коихъ пароходъ прорѣзываетъ воду. Винты поворачиваются машинами, отталкиваютъ воду и подвигаютъ впередъ пароходъ.

ныхъ шестовъ съ плоскими концами, въ родѣ лопаты; эти концы опускаютъ въ воду, загребаютъ ее ими, и лодка отъ напора начинаетъ передвигаться. Паруса надуваются вѣтромъ, вѣтеръ гонитъ ихъ, а съ ними и всю лодку.
       Долгое время люди не дѣлали никакихъ успѣховъ въ постройкѣ лодокъ и кораблей; они увеличивали ихъ размѣры, но продолжали пользоваться только веслами и парусами. Однако на очень большихъ корабляхъ не могли пользоваться даже веслами, такъ что приходилось всецѣло довѣряться вѣтру. А въ тихую погоду такой корабль стоялъ на мѣстѣ или же уносился теченіемъ, иногда совсѣмъ не въ ту сторону, куда ему нужно было плыть. Иногда моряки должны были цѣлыми недѣлями выжидать попутнаго вѣтра.
       Прошло много тысячелѣтій, прежде чѣмъ люди научились пользоваться паромъ для того, чтобы приводить въ движеніе свои суда. Единичныя личности давно уже дѣлали попытки въ этомъ направленіи, но никто имъ не вѣрилъ и нигдѣ они не находили поддержки. Нѣкоторые изобрѣтатели послѣ неудачныхъ опытовъ съ горя умирали. Болѣе ста лѣтъ тому назадъ былъ сооруженъ небольшой пароходъ, кой шелъ по рѣкѣ Клейдъ въ Шотландіи; онъ тащилъ за собой тяжелыя баржи, которыя раньше никакъ не могли быть сдвинуты съ мѣста нѣсколькими лошадьми. Но люди не хотѣли вѣрить, что тутъ дѣло обходится безъ нечистой силы. Пароходъ сломали и выбросили.
       Много лѣтъ спустя судно, движимое паромъ, впервые переплыло черезъ Атлантическій океанъ въ Америку. Всѣ удивлялись этому, но все еще не вѣрили въ пользу пароходовъ. Такъ прошло еще двадцать лѣтъ, пока, наконецъ, одинъ очень умный и предпріимчивый человѣкъ, по имени Брунель, не выстроилъ большой пароходъ, прошелъ въ двѣ недѣли изъ Бристоля въ Нью-Йоркъ, въ то время, какъ парусные корабли дѣлали этотъ рейсъ не скорѣе, чѣмъ въ мѣсяцъ. Съ тѣхъ поръ всѣ убѣдились въ пользѣ пароходовъ и стали строить ихъ тысячами. Ихъ совершенствовали все болѣе, и теперь мы можемъ переѣхать черезъ океанъ изъ Ирландіи въ Америку въ пять дней.
       Въ чемъ же заключается чудесная сила пара? Спуститесь внизъ въ машинное отдѣленіе парохода, и вы увидите, какъ кочегары бросаютъ въ печь большія груды угля. Уголь разгорается, образуетъ сильный огонь, вода въ котлахъ парохода начинаетъ кипѣть и превращается въ паръ, этотъ паръ обладаетъ такой силой, что приводитъ

       БОЛЬШОЙ ОКЕАНСКІЙ ПАРОХОДЪ.
       Однимъ изъ наиболѣе прекрасныхъ зрѣлищъ является большой пароходъ, проносящійся но волнамъ океана въ лунную ночь. Пароходъ-гигантъ, кой везетъ за море сразу вмного тысячъ людей, говоритъ намъ о могуществѣ и величіи человѣка. На рисункѣ слѣдующей страницы мы видимъ, какъ спокойно и безмятежно живутъ люди на такомъ пароходѣ, точно у себя дома.

въ движеніе машину парохода. Паръ затѣмъ охлаждаютъ, превращаютъ въ воду, и изъ этой воды снова получаютъ паръ. Этотъ паръ и служитъ пароходу его движущей силой; на одномъ концѣ парохода находится винтъ съ тремя длинными лопастями; паръ поворачиваетъ этотъ винтъ.
       Вставьте винтъ въ кусокъ дерева и поверните его: поворачиваясь, винтъ будетъ все глубже и глубже входить въ дерево. Возьмите любую кнопку, коя оканчивается винтовой нарѣзкой и куда-нибудь ввинчена. Если вы будете вывинчивать ее, винтъ будетъ толкать кнопку наружу, т.-е. въ одну сторону. Если вы будете ввинчивать ее, винтъ будетъ двигать кнопку въ обратную сторону.
       То же самое дѣлаетъ винтъ парохода, когда паръ поворачиваетъ или ввинчиваетъ его въ воду. Винтъ входитъ въ воду и, поворачиваясь, прорѣзаетъ себѣ дырочку въ водѣ, точь въ точь такъ же, какъ и въ деревѣ. Значитъ, если винтъ поставить впереди парохода, то, прорѣзая воду, онъ будетъ ввинчивать пароходъ въ передніе слои воды, т.-е. тянуть его впередъ. Если винтъ поставить сзади парохода, то онъ будетъ отталкивать пароходъ отъ заднихъ слоевъ воды, т.-е. тоже двигать пароходъ впередъ.
       Пароходъ идетъ тѣмъ быстрѣе, чѣмъ скорѣе поворачивается винтъ. Большой пароходъ вѣсомъ въ 50.000 тоннъ можетъ плавно нестись по волнамъ со скоростью трехъ четвертей версты въ минуту, т.-е. 45 верстъ въ часъ. Вѣтеръ можетъ дуть въ какую угодно сторону; это не мѣшаетъ пароходу итти въ своемъ опредѣленномъ направленіи, такъ какъ онъ снабженъ рулемъ; онъ не зависитъ отъ вѣтра, великая сила пара несетъ его туда, куда ему нужно плыть.
       На большихъ пароходахъ очень много служащихъ, иногда до пятисотъ. Самая трудный и изнурительный труд выпадаетъ на долю кочегаровъ, кои поддерживаютъ огонь въ машинномъ отдѣленіи. Въ то время, какъ пассажиры гуляютъ на палубѣ, играютъ въ разныя игры въ гостиной, слушаютъ музыку, читаютъ въ библіотекѣ или отдыхаютъ въ каютахъ,—кочегары въ машинномъ отдѣленіи непрерывно поддерживаютъ огонь въ большихъ печахъ; они работаютъ на самомъ днѣ парохода, въ глубинѣ моря, и отдѣлены отъ воды одной лишь желѣзной перегородкой. У нихъ въ машинномъ отдѣленіи стоитъ такая жара, что тамъ можно было бы задохнуться, если бы туда не накачивался свѣжій воздухъ при помощи электрическихъ вентиляторовъ.

На каждомъ большомъ пароходѣ есть докторъ, онъ принимаетъ въ своемъ кабинетѣ на пароходѣ точно такъ же, какъ и на сушѣ. Маленькія дѣти спять на пароходѣ такъ крѣпко, какъ у себя дома въ своихъ кроваткахъ. Кроватки въ каютѣ привинчены къ стѣнѣ, одна надъ другою.

Большіе печи и котлы парохода вѣсятъ больше, чѣмъ вѣсилъ бы цѣлый соборъ. Проходы между котлами, похожи на улицы; желѣзныя стѣны по краямъ почти такія же высокія, какъ дома; за этими толстыми желѣзными стѣнами кипитъ вода и образуется паръ, кой своей силой толкаетъ колеса машинъ и приводитъ въ движеніе пароходъ.

Вотъ рупоръ, говорная трубка, при помощи коей капитанъ, стоя на палубѣ отдаетъ приказанія машинистамъ.

Комнаты на пароходѣ прекрасно обставлены и нѣкоторыя изъ нихъ такъ велики, что могутъ вмѣстить тысячу пассажировъ. Здѣсь изображена столовая одного большого парохода, совершающаго рейсы въ Канаду изъ Англіи.

       ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО БОЛЬШОГО ПАРОХОДА.
       Вотъ внутреннее устройство большого парохода, вмѣщающаго три тысячи человѣкъ. Если бы мы могли разрѣзать пароходъ пополамъ, какъ яблоко, то онъ выглядѣлъ бы именно такъ, какимъ онъ нарисованъ на этой картинкѣ. Въ немъ десять этажей; на самомъ верху находится палуба капитана, а подъ нею еще три палубы для пассажировъ (4—9), одна изъ нихъ имѣетъ въ окружности около полуверсты. Подъ палубами помѣщаются столовыя и гостиныя (10, 12, 15), затѣмъ идутъ спальныя комнаты или каюты (10, 13, 14); еще ниже — помѣщенія для багажа (16, 17, 18), а на самомъ днѣ парохода находится машинное отдѣленіе съ громадными машинами и котлами (19, 20), кои и сообщаютъ пароходу его огромную силу и движеніе.

       СЕРДЦЕ ПАРОХОДА.
Огромныя паровыя машины — вотъ живое сердце парохода. На этомъ рисункѣ изображено машинное отдѣленіе.

Самый трудный и изнурительный труд на пароходѣ выпадаетъ на долю кочегаровъ, поддерживающихъ огонь въ машинномъ отдѣленіи; тамъ стоитъ такая жара, что люди трудятся почти голые, и можно было бы задохнуться, если бы туда не накачивался свѣжій воздухъ электрическими вентиляторами.
Стр. 61 (77)

       ***
       Название: Детская энциклопедия. Том VI
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40045
       Название: Детская энциклопедия. Том I
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40046
       Название: Детская энциклопедия. Том II
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40047
       Название: Детская энциклопедия. Том III
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40048
       Название: Детская энциклопедия. Том IV
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40049
       Название: Детская энциклопедия. Том V
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40050
       Название: Детская энциклопедия. Том VIII
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40051
       Название: Детская энциклопедия. Том VII
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40052
       Название: Детская энциклопедия. Том IX
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40053
       Название: Детская энциклопедия. Том X
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40054
       Название: Детская энциклопедия. Предметный указатель
       ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40055

***

       Пловучий домъ на море (Детская энциклопедия т. 1. 1914)

ДОК: Детская энциклопедия т. 1. 1914. Пловучий домъ на море
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
Детская энциклопедия. Том 1. 1914. Стр. 054-061(069-077)

[Spoiler (click to open)]#нэдб #детская #энциклопедия #пароход #корабль #плавучий #дом #баламутчума
#баламутчуманэдб #баламутчумапароход #баламутчумакорабль #баламутчумаплавучий #баламутчумадом #баламутчумастекло
НЭДБ,детская,энциклопедия,пароход,корабль,плавучий,дом,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумадом, #баламутчумакорабль, #баламутчуманэдб, #баламутчумапароход, #баламутчумаплавучий, #баламутчумастекло, #детская, #дом, #корабль, #нэдб, #пароход, #плавучий, #энциклопедия, НЭДБ, детская, дом, корабль, пароход, плавучий, энциклопедия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments