Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Categories:

Миф № 9. Западное общество терпимо к эмигрантам




















       

Я.А. Сиденко, Г.Б. Иванов, В.В. Волковая


       

Хочу жить на западе!


        О мифах и рифах заграничной жизни

       

Миф № 9. Западное общество терпимо к эмигрантам, и русы могут легко встроиться в западный социум


        Пояснение мифа: европейцы — высокообразованные, воспитанные люди, которые живут по законам свободного, демократического общества, где каждый человек достоин признания и уважения, независимо от его происхождения, вероисповедания и других подобных факторов.
Из писем эмигрантов

        Ирландия: «Сергей Михалков… Когда-то в детстве я читал его книжку «От трёх до десяти», с его знаменитыми стихотворениями — про Фому, про дядю Стёпу. В том числе и одно стихотворение, которое я помню до сих пор — «Сон». Оно врезалось в память потому, что тогда показалось мне довольно жутковатым. Но этот сон, к сожалению, стал явью:
        Мне снился сон, что я плыву —
        Плыву во сне, как наяву:
        В далёкий край, к чужой земле,
        На океанском корабле.
        Везут, везут меня туда,
        Чтоб там оставить навсегда!
        Чужой на палубе народ —
        Гуляет, курит, ест и пьёт,
        На мачте иностранный флаг,
        И слышу я чужой язык,
        И всё вокруг меня не так,
        Как я люблю,
        Как я привык.
        Не покупал билета я
        На этот пароход!
        За что в какие-то края
        Он мальчика везёт!
        Не знаю, как,
        Не знаю, где
        Я в этот трюм попал,
        А только знаю: быть беде!
        И я теперь пропал —
        Без папы с мамой,
        Без друзей,
        Без Родины моей!
        Смеётся кто-то надо мной:
        «Попался, пионер!»
        А я хочу домой!
        Домой!!
        Домой в СССР!!!
        И если только я смогу
        В чужом порту сбежать, —
        Я убегу!
        Я убегу!!
        Меня не удержать!!!
        И вдруг над самой головой
        Такой знакомый звон:
        Звонит будильник, сам не свой! —
        Меня спасает он…
        Как хорошо, что наяву
        Я не в Америке живу!

        Билет я, конечно, не покупал — его мне купили дяди и тёти, которые хотели, как на картинке, красиво есть и пить. Будь они прокляты!»[61]
        Насколько легко могут выходцы из бывшего Советского Союза встроиться, интегрироваться в западный социум? Будут они чувствовать себя чужими или нет? В чём состоят основные сложности на этом пути? Далее по тексту я постараюсь проанализировать две из возможных причин дискриминации иностранцев по национальному признаку в Германии.
        Причина первая: несостоятельность немецкой адаптационной и интеграционной программ и, как следствие, культурная самоизоляция многих иностранцев, которая становится причиной негативного отношения местного населения по отношению ко всем иммигрантам.
        После Второй мировой войны разрушенная Германия, имевшая значительную нехватку рабочей силы, приняла решение о временном привлечении на свою территорию эмигрантов. По некоторым политическим, экономическим и историческим причинам выбор пал на Турцию. И уже с начала 60-х годов приток турецких гастарбайтеров (от нем. Gastarbeiter) с каждым годом стал набирать значительные обороты.
        На сегодняшний день число людей с миграционным прошлым составляет 15 703 000 или 19,2% всего населения страны. «24,8% иностранцев с ненемецким гражданством — это турки, в абсолютных цифрах людей с турецким гражданством в Германии 1 790 560 (или 2,19 % от всего населения Германии). Из людей с миграционным прошлым 18,8% или 3 014 000 человека имеют свои корни в Турции».[62]
        То есть всего в Германии проживают около 5 миллионов человек (почти 6% населения), которые имеют отношение к Турции. В некоторых городах Германии турецкие семьи заселяют целые кварталы, и численность их диаспоры постоянно растёт.
        Турецкая культура, традиции и обычаи которой веками формировались под влиянием ислама, абсолютно новая, незнакомая и чуждая немецкому народу. Культурный код немцев корнями уходит в католицизм и протестантизм, однако в последние десятилетия немцы теряют то лучшее культурное наследие, которое накапливалось их предками, подменяя многовековые ценности модными веяниями и течениями.
        Турки, проживающие на территории Германии, не хотят отказываться от своего менталитета в пользу увядающей немецкой культуры и не видят необходимости ассимилироваться. Интеграционные программы, которые немецкое правительство создаёт для иностранцев, не способствуют адаптации иммигрантов в Германии. В 2010 году канцлер Германии А. Меркель во время конференции молодёжной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме сама официально заявила о провале мультикультурализма в Германии.
        Возникает ситуация непонимания и противодействия двух совершенно разных культур, которые пытаются ужиться «под одной крышей». В результате в среде иммигрантов формируются, по мнению немцев, низшие социальные слои с высоким уровнем преступности и безработицы.
        Вот что пишет наиболее популярный в Германии журнал «Шпигель» («Der Spiegel») о встрече турецкого премьера Эрдогана со своими соотечественниками в Дюссельдорфе:
        «В зале снова и снова звучат слова песни: «Страна принадлежит нам всем». Тысячи прислушиваются. Под этими словами имеется в виду не Германия, а Турция. Сотни турецких флагов развеваются над стадионом, громкие крики, оглушительная музыка. Одна женщина кричит в микрофон: «Слава великой Турции!». Вокруг неё — восторженная толпа. Атмосфера как на футбольном матче на стадионе Iss-Dome. Сборную зовут Ресеп Таййип Эрдоган.
        Приблизительно 10 000 человек приехали со всей Германии, чтобы увидеть его. Они говорят: «Немцы никогда не примут нас, зато у нас есть Эрдоган» или «наконец-то кто-то заботится о нас, первый раз турецкий премьер не забыл своих соотечественников за границей…»
        Он хочет сразу же воззвать к сердцам людей. «Я здесь, чтобы почувствовать с вами вашу тоску, я здесь, чтобы проследить за вашим благополучием», — говорит он. «Я здесь, чтобы показать, что вы не одни!»
        Эрдоган хочет дать людям ясное самосознание. «Вас здесь называют гастарбайтерами, иностранцами или немецкими турками. Но всё равно, как они всех называют: вы мои сограждане, вы мои люди, вы мои друзья, вы мои братья и сёстры!» Это двусмысленный пароль. «Вы принадлежите к Германии, но вы также принадлежите к великой Турции», — говорит турецкий премьер.
        «Я хочу, чтобы вы учили немецкий, чтобы ваши дети учили немецкий, они должны учиться в университетах и получать дипломы магистров. Становитесь врачами, профессорами и политиками в Германии», — говорит Эрдоган. И тогда он повторяет то, что уже вызвало скандал три года назад при его приезде в Кёльн, своё предупреждение об ассимиляции: «Да, интегрируетесь в немецкое общество, но не ассимилируетесь. Никто не имеет права отделять нас от нашей культуры и самоидентификации»».[63]
        Разве это не ярчайший пример того, какие фундаментальные ошибки в отношении турецких иммигрантов на протяжении многих и многих лет совершались в немецкой политике?
        Мы для Германии такие же иммигранты, как и турки. И массовая неприязнь немецкого народа распространяется на всех, без исключения, иностранцев. У немцев стойкое убеждение, что все иностранцы, проживающие на территории их страны, занимают их место под солнцем, при этом создавая большие проблемы в обществе. Настроения национализма увеличиваются с каждым годом всё больше и больше.
        При раздумьях о жизни на Западе многим порой кажется, что, переехав жить туда, они заживут той жизнью, которой достойны. Проблемы неустроенности быта уйдут сами собой, а трудности адаптации в новой стране — это приятные хлопоты, о которых не стоит столь сильно беспокоиться.
        Многие оставляют на Родине всё: родных и друзей, продают жильё, увольняются с работы, с каждым днём теряя нарабатываемую годами квалификацию, а взамен получают новые неожиданные проблемы и трудности с незнакомым языком, чуждым менталитетом, дорогостоящим жильём, нехваткой денег. Этот список можно продолжать и продолжать.
        Кто-то открыто борется с трудностями, понимая, что вернуться назад — значит опять начать всё с нуля, а кто-то уходит в себя и пытается заглушить неустроенность алкоголем и наркотиками. Ниже приведены результаты научных исследований, которые показывают причины и приводят статистику развития алкоголизма и наркомании у иммигрантов:
Миграционный опыт как патогенный фактор в клинике алкоголизма

        По мнению D. Czycholl, в таких критических ситуациях, как миграция, наркотическое вещество приобретает функцию замещения потерянных объектов. Таким образом, возникшая из этого связь становится основой аддиктивного[64] заболевания (Czycholl D., 1997).
        Огромная психологическая нагрузка, связанная с миграцией, и большие трудности, с которыми сталкиваются мигранты в связи с новыми условиями жизни в Германии, могут, по мнению Немецкого Отдела по Борьбе с Вредными Пристрастиями, привести к увеличению потребления алкоголя, медикаментов и наркотиков (Deutsche Hauptstelle Gegen die Suchtgefahren, 1998).
        Специалисты, занимающиеся терапией больных алкоголизмом и наркоманией мигрантов из стран бывшего СССР, указывают не только на случаи формирования патологической зависимости после миграции. Они отмечают резкое осложнение протекания алкоголизма и наркомании у лиц, страдавших этими заболеваниями ещё до миграции (Caritas-Centrum fur Interkulturelle Suchtberatung und Therapie, 2000).
        «Согласно официальной годовой статистике Германии 2000 года (Jahresstatistik des Bundesverwaltungsamtes 2000), в период с 1990 по 2000 в Германию переехали более 1,5 млн. переселенцев (русских немцев и членов их семей) из стран бывшего СССР. Среди молодых мигрантов всё большей проблемой становится наркомания. По мнению некоторых немецких специалистов, около 25% русскоговорящих мигрантов в Германии в возрасте от 15 до 21 года злоупотребляют наркотиками или являются зависимыми (по Weisbrod Т., 2001). У их отцов нередко формируется патологическая зависимость от алкоголя.
        В то время как многие из них ещё каким-то образом могли до миграции регулировать потребление алкоголя или наркотиков, чтобы оставаться работоспособными, в Германии они поначалу не могут найти работу, а то и не имеют права работать, сталкиваются с проблемами адаптации, теряют ориентацию и структуру и «нейтрализуют» чувство беспомощности и дезориентации наркотическим веществом (Bielek К., 1996)…»[65]
        «У меня европейская внешность, и я могу отлично выучить язык. Никто не догадается, что я иностранец/иностранка», — скажете вы. Да, это так. Но готовы ли вы при этом полностью отказаться от своей культуры и традиций и проникнуться несвойственными вам настроениями и менталитетом?
        Похожая ситуация с адаптацией и интеграцией русских наблюдается и в других странах.
        Израиль. «Организация Joint и правительство Израиля провели совместное исследование в отношении дискриминации репатриантов. Исследование показало, что даже через 18 лет после начала «Большой Алии» подавляющее большинство репатриантов до сих пор ощущают дискриминацию со стороны жителей Израиля.
        Под руководством профессора Еврейского университета в Иерусалиме Элиэзера Лешема был проведён опрос. Он показал следующее: среди 1025 репатриантов, прибывших в Израиль из стран СНГ в 1990-2005 годах, 82% опрошенных считают, что к ним относятся как к русским. 25% опрошенных ответили, что сталкивались с дискриминацией из-за того, что они «русские».
        Больше всего претензий по данному поводу репатрианты выразили к судебной системе, полиции, службе трудоустройства и ивритоязычным СМИ… 40% опрошенных родителей отметили, что в школах учителя проявляют дискриминацию по отношению к их детям. 50% отметили, что их дети сталкивались с дискриминацией со стороны своих сверстников».[66]
Из писем эмигрантов

        Бельгия. «Самое главное заблуждение наших граждан — это то, что, приехав сюда, ты, наконец, заживёшь. Не знаю, каким образом они могут приехать сейчас, но тогда почти все приезжали по программе беженцев. Рассмотрим этот вариант.
        Приехав, им надо врать так, чтобы подпадать под Женевскую конвенцию. То есть говорить, что их преследовали по национальному признаку, например. Система давала негативный ответ большинству, т.к. по их сведениям преследований армян, например в Азербайджане, нет. Но из-за огромного наплыва таких «беженцев» система не успевала рассматривать дела.
        В итоге по истечении определённого количества лет становилось неважно, что человека не признали беженцем, т.к. достаточно было прожить просто определенное количество лет, чтобы получить бесконечное право на проживание. Однако, сколько лет им надо было прожить и в каких условиях?
        Для большинства — в районе 8-ми лет. Чаще всего без документов и без разрешения на работу. На семью с одним ребёнком дают примерно 650 евро. Снять самую мелкую квартиру в самом плохом районе стоит 350-400 евро. Остаётся 250, из которых надо заплатить 100 за коммунальные услуги. На еду, одежду, хозяйство остаётся 150 евро в месяц.
        Ради примера: хлеб стоит 1 евро, банка тунца — 4 евро, курица гриль — 7 евро, килограмм самого дешёвого мяса — в районе 10-ти евро, килограмм помидоров — 2 евро, килограмм перцев — 3 евро. Аналог шаурмы — 4 евро. А людей при этом — двое взрослых, и могут быть дети. В общем, на еду будет еле хватать, а есть придётся картошку, макароны и каши. Об одежде можно забыть. Российских беженцев я узнаю по изношенной одежде. Зубную пасту и мыло лучше экономить и т.п.
        Купить какого-нибудь зефира можно будет раз в неделю, не чаще. При этом жить надо будет в грязном районе, где ночью на улицу выходить нельзя.
        Известное нам в России хамство смело можно ставить как пример идеального поведения, по сравнению с работниками различных инстанций в этих районах. Не стоит забывать, что 7% населения Бельгии голосуют за фашистскую партию. В тех районах ко всем иммигрантам относятся одинаково — не как к людям.
        Многие ли выдержат такую жизнь год, два, пять, восемь лет? Большинство семей, которые сюда приезжали, распадались. Конечно, можно найти работу по-чёрному (нелегально. — прим. Я.С.), выучив язык. Выучить язык занимает время. У большинства взрослых людей на это уходит несколько лет.
        Далее, какая работа ждёт новоиспечённых работников? Уборка в квартирах, мытьё полов, мытьё посуды, грязных унитазов — ничего лучше этого не предложат. Особо удачливые устраиваются собирать помидоры на грядках, потом жалуются на постоянные боли в спине и ногах.
        Рассмотрим другой вариант. Предположим, вы получили документы, и у вас есть разрешение на работу. Первая реакция таких граждан — сразу перевести их диплом, чтобы поскорее устроиться тем, на кого они выучились. К сожалению, дипломы СССР или России здесь либо не признают вообще, либо признают, но на работу, в большинстве случаев, не берут. Редко берут.
        К счастью, сейчас есть программа по обучению профессиям. Более 4000 профессий, от сварщика и крановщика, до программиста или системного администратора. Срок обучения — от трёх месяцев до года, в зависимости от сложности. После этого помогают с устройством.
        Так что всё будет зависеть от того, дадут вам документы или нет. Большинству не дают, т.к. они не знают, как попасть под Женевскую конвенцию. А тем, кто знает, чаще всего просто не верят. Особенно если человек приезжает с семьёй: жену и мужа допрашивают по отдельности и находят неточности.
        Ещё вариант — приехать по рабочей визе. Квалифицированные специалисты вполне могут приехать, проблемы вряд ли возникнут. Однако закончится работа — закончится и пребывание в стране, если не прожить тут много лет. Точных цифр не помню, нужно прожить в районе 8-ми.
        Вот так. Выходит, страна вроде хорошая, много плюсов, есть минусы, только вот иммигрантов, чаще всего, ничего хорошего не ждёт. И можно рассуждать о том, как тут хорошо тем или иным людям, но иммигрантам тут хорошо не будет».
        Но вернёмся к Германии.
        Причина вторая: секуляризованное, постмодернистское немецкое общество пытается сохранить свои передовые позиции путём морального и социального давления на конкурента.
Из воспоминаний авторов

        Германия. «Я очень люблю обувь на каблуках. По моему мнению, она просто делает женщине осанку и даже вполне скромное платье с туфлями на каблуках смотрится очень женственно и нарядно.
        Переехав жить в Германию, я была в полной уверенности, что повседневная для меня обувь, роль которой эти туфли на каблуках и играли, спокойно воспримется европейцами. Но, как оказалось, я очень сильно ошибалась.
        Как-то жарким летним днём мы с мужем осматривали город. Для меня, тогда ещё только переехавшей иностранки, город казался необычайно красивым и полным достопримечательностей. Прогуливаясь спокойным шагом, я любовалась архитектурой домов и вывесками именитых магазинов.
        И тут я увидела, как одна из женщин, поравнявшись со мной, очень активно тыкала пальцем на мои каблуки, во всеуслышание рассказывала сопровождавшему её мужчине, как это неприлично девушке появляться в общественном месте в такой обуви. Тогда я подумала, что женщина, наверное, больна и не стоит обращать внимания на подобного рода поведение.
        Но каково же было моё удивление, когда через пару месяцев, сидя в кафе с подругой, мы услышали разговор за соседним столиком. Одна из посетительниц очень убедительно рассказывала своему спутнику: «…ты что не видишь, какие у неё каблуки! Я уверена, что они — русские проститутки».
        После этого случая обувь на каблуках превратилась для меня из повседневной в «только по случаю». Пожив ещё некоторое время за границей, я смогла объяснить себе это поведение. Когда ты чувствуешь, что кто-то превзошёл тебя, остаётся два варианта — достичь уровня превзошедшего или убедить себя и окружающих в том, что превзошедший не соответствует устоявшимся в обществе нормам. Второе сделать намного проще, чем достичь первого.
        Я, конечно, и сейчас не отказываю себе в удовольствии хорошо выглядеть, но при этом моё самосознание невольно наталкивается на их стереотипы».
        Русская женщина во многом обходит иностранок. Для русских людей одежда — это не только внешний вид, но и часть культуры, которая оказывает непосредственное влияние на наш духовный мир. Такое отношение к одежде невольно заставляет наших соотечественниц выгодно отличаться. Мы умеем подбирать фасоны, сочетать краски, подчёркивать достоинства и скрывать недостатки. Советское образование (система которого и до сих пор ещё, слава Богу, не до конца разрушена) позволяет нам вести дискуссию практически на любую тему, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вместе с собеседником приходить к истине. С такой женщиной приятно, интересно и легко общаться.
        И, в противовес нам, иностранки. С очень узким кругозором для общения, в одежде по принципу «что первое бросилось в глаза, то и надела», без макияжа, в кедах зимой и летом. В такой ситуации им ничего не остаётся делать, как доказывать себе и окружающим, что русские женщины одеты неприлично, вызывающе и так могут выглядеть только проститутки. С ними неприлично появляться в обществе и, уж тем более, вести беседы на какие-либо темы. Гораздо проще признать того, кто лучше тебя, неприемлемым для общества, чем работать самому над собой.
        Для того, чтобы нам влиться в их культуру, придётся отказаться от привычной, подобранной со вкусом одежды и обуви, а свои мнения по тому или другому вопросу часто оставлять при себе. Вы готовы к таким действиям? Выбор за вами. Подробней к вопросу западной моды мы вернёмся в мифе № 13.
        Приведённые мною выше примеры и письма эмигрантов показывают, как сложно адаптироваться иностранцам на Западе. Даже тем из них, которые многолетними усилиями пытаются устроить свою жизнь на чужбине. Можно рассматривать это как лотерею, надеяться, что именно вам повезёт, но, к сожалению, счастливый билет удастся вытащить далеко не всем.

***


        Миф № 9. Западное общество терпимо к эмигрантам

        Хочу жить на западе!
        О мифах и рифах заграничной жизни
        Я.А. Сиденко, Г.Б. Иванов, В.В. Волковая

        «Россия может существовать самодостаточно, то есть автономно, четыре с половиной столетия. При этом каждые 20 лет будет удвоение населения».
        Петр Аркадьевич Столыпин.

ДОК: Хочу жить на западе!-Миф № 9. Западное общество терпимо к эмигрантам
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
КНИГА: Хочу жить на западе! О мифах и рифах заграничной жизни
Советник
[Spoiler (click to open)]
Tags: #баламутчума, #баламутчумажить, #баламутчумазапад, #баламутчумаобщество, #баламутчумасиденко, #баламутчумасоветник, #баламутчуматерпимо, #баламутчумахочу, #жить, #запад, #общество, #сиденко, #терпимо, #хочу, Сиденко, Советник, жить, запад, хочу
Subscribe

  • Путешествие на Луну. Глава 11. Ле-Фор Жорж

    ПУТЕШЕСТВІЕ НА ЛУНУ. Ле-Фор, Жорж. Въ невесомыхъ мірахъ. ПУТЕШЕСТВIЕ НА ЛУНУ. НЕОБЫКНОВЕННЫЯ ПРИКЛЮЧЕНIЯ РУССКАГО УЧЕНАГО. С.-ПЕТЕРБУРГ Ъ. И з д…

  • Сапёр. (Затейник. 1941. № 01)

    Сапер Н. Дилакторская Рисунка В. Константинова Двенадцать дней тому назад Я был на фронт сапером взят. Громит врага артиллерист, Как…

  • Операция "Петр великий"

    Операция "Петр великий" История Петра Великого Издатель: Санкт-Петербург : Тип. М.О. Вольфа Дата: 1875 Иллюстратор: Пилатти Генрих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments