Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Что поразительно в поезде (Детская энциклопедия т. 1. 1914)




























      ЧТО ПОРАЗИТЕЛЬНО ВЪ ПОѢЗДѢ.
      КАКЪ МАШИНИСТЪ НАХОДИТЪ НАДЛЕЖАЩІЙ ПУТЬ.
Какимъ образомъ машинистъ находитъ нужный ему путь? Почему поѣзда не встрѣчаются одинъ съ другимъ и не сталкиваются? Эта картинка поможетъ намъ разобраться въ такихъ вопросахъ. Существуютъ обычно двѣ линіи. По одной изъ нихъ поѣзда идутъ, напр., къ Москвѣ, а по другой отъ Москвы. Только въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ движеніе поѣздовъ небольшое, ихъ пускаютъ въ двухъ направленіяхъ по одной линіи. Вдоль линіи устраиваютъ сигнальныя станціи, гдѣ стрѣлочники устанавливаютъ сигналы, коимъ слѣдуетъ машинистъ.
Когда сигналъ опущенъ (или, какъ говорятъ, семафоръ открытъ), машинистъ можетъ ѣхать; когда же сигналъ поднятъ, поѣздъ долженъ стоять. Сигнальныя станціи сообщаются одна съ другой телеграфомъ, и люди, устанавливающіе сигналы, могутъ такимъ образомъ легко знать, свободенъ ли путь. Конечно, сигнальщикъ не можетъ разговаривать съ машинистомъ во время движенія поѣзда, но онъ устанавливаетъ сигналы; этимъ достигается, собственно говоря, та же цѣль. Ночью сигналы даются посредствомъ огней различныхъ цвѣтовъ.
ВЪ ПОѢЗДѢ — КАКЪ ДОМА.
Въ поѣздѣ можно жить съ такимъ же удобствомъ, какъ и дома. Изумительная сила человѣка и проявилась, между прочимъ, въ томъ, что онъ сдѣлалъ возможнымъ жить при движеніи со скоростью одной версты въ минуту почти такимъ же образомъ, какъ и въ спокойномъ состояніи. Ничто не можетъ быть лучше роскошныхъ поѣздовъ Великаго Сибирскаго пути съ кухнями, въ коихъ повара приготовляютъ обѣдъ, съ салонами въ родѣ гостиныхъ, съ кроватями, электрическимъ свѣтомъ для чтенія, горячей водой для мытья, коридорами, гдѣ можно прогуливаться. Съ книгой или съ газетой или даже и безъ нихъ, если только мы умѣемъ хорошо пользоваться нашими глазами, самое длинное путешествіе въ поѣздѣ не покажется скучнымъ.
ПОѢЗДЪ БЕРЕТЪ ВОДУ НА ПОЛНОМЪ ХОДУ.
Паровозы, какъ и мальчиковъ и дѣвочекъ, необходимо кормить. Русскіе паровозы обычно могутъ вмѣстить достаточный запасъ угля. Воду же, коя превращается въ паръ и такимъ образомъ расходуется, необходимо брать въ пути. Искусные люди устроили такъ, что поѣздъ въ состояніи пополнять запасъ воды, не останавливаясь. На этой картинкѣ виденъ длинный корытообразный резевуаръ съ водой, находящійся между рельсами. Когда поѣздъ подходитъ къ такому корыту, машинистъ опускаетъ въ него особую трубу и по ней вода при движеніи поѣзда накачивается въ водяной резервуаръ на паровозѣ. Такъ дѣлается па желѣзныхъ дорогахъ въ Англіи.
Наконецъ поѣздъ приходитъ на станцію. Пройдя по сотнямъ верстъ блестящихъ стальныхъ рельсъ черезъ рѣки и долины, сквозь выемки и тоннели, онъ вышелъ изъ темноты на свѣтъ. По дорогѣ онъ пролетѣлъ мимо десятковъ деревень и городовъ и мимо сотенъ сигналовъ. Однако на мѣсто своего назначенія поѣздъ приходитъ какъ разъ въ ту минуту, коя была назначена задолго до того, людьми, спокойно работавшими у себя за столомъ. Все это служитъ прекраснымъ примѣромъ тому, чего могутъ достигнуть люди, работая вмѣстѣ и согласно.
ЖЕЛѢЗНЫЙ ВЕЛИКАНЪ, КОЙ ВОЗИТЪ НАСЪ ПО ЗЕМЛѢ
Одинъ изъ сильнѣйшихъ паровозовъ большихъ сѣверныхъ желѣзныхъ дорогъ.
Паровозъ можно считать одной изъ наиболѣе тщательно изготовленныхъ машинъ на свѣтѣ. Потеря какого-нибудь одного болта или винта можетъ повлечь крушеніе поѣзда. Въ Кенсингтонскомъ музѣе въ Лондонѣ имѣется интересный маленькій паровозъ, — это первый паровозъ, построенный Жоржомъ Стефенсономъ и носящій имя «Ракета». Сравнивая «Ракету» съ современными паровозами, легко видсѣть громадную перемѣну, произведенную въ конструкціи паровозовъ со времени Стефенсона. «Ракета» вѣсила только четыре съ половиною тонны, вѣсъ же каждаго изъ паровозовъ, изображенныхъ на этой картинѣ, болѣе 100 тоннъ. Чтобы сдѣлать паровозъ, сотни людей должны трудиться въ теченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ, а чтобы наполнить котелъ паровоза, необходимы тысячи ведеръ воды. Недавно у насъ въ Петербургѣ на выставкѣ показывали маленькіе паровозы, употреблявшіеся у насъ 70 лѣтъ назадъ.
Смазка паровоза во время остановки и на полномъ ходу со скоростью 1 1/2 версты въ минуту.
ЧТО НАСЪ ПОРАЖАЕТЪ ВЪ ПАРОВОЙ МАШИНѢ.
Когда машинистъ стоитъ на своемъ мѣстѣ на паровозѣ, то передъ нимъ н по сторонамъ его имѣется цѣлый рядъ ручекъ, рычаговъ, болтовъ и крановъ. Каждая изъ этихъ вещей имѣетъ свое назначеніе и, пользуясь ими въ надлежайщее время, машинистъ имѣетъ возможность пустить въ ходъ или остановить поѣздъ, ѣхать быстрѣе или тише, затормозить ходъ, выпустить паръ, впустить больше воды въ котелъ, дать свистокъ, ѣхать впередъ или назадъ. Теперь очень скоро машинистъ будетъ въ состояніи телефонировать съ паровоза во время самаго быстраго хода на сигнальную станцію. Подробное знаніе паровоза и долгій опытъ въ управленіи имъ необходимы для машиниста, прежде чѣмъ ему можетъ быть поручено такое серьезное дѣло, какъ веденіе паровоза.
ЧЕЛОВѢКЪ НА ПАРОВОЗѢ
Въ то время какъ вы сидите въ вагонѣ поѣзда, вы смотрите въ окно, читаете книги, — словомъ, вамъ такъ же удобно, какъ дома. Но машинистъ на паровозѣ не чувствуетъ такихъ удобствъ. Онъ долженъ быть постоянно насторожѣ: слѣдить и за топкой паровоза и за путемъ. Онъ долженъ смотрѣть, чтобы каждая часть машины правильно действовала и чтобы рельсы пути были чисты отъ всякихъ загражденій. Онъ долженъ за всѣмъ слѣдить съ напряженнымъ вниманіемъ.
Такое напряженіе можетъ выдержать только сильный человѣкъ.
Что поразительно въ поѣздѣ.
Вамъ, навѣрно, пришлось когда-либо стоять на полевой дорожкѣ далеко отъ города и смотрѣть на поѣздъ, пролетающій мимо.
Дѣйствительно, едва ли можно на свѣтѣ видѣть что-либо болѣе жуткое, чѣмъ проносящійся близко отъ васъ поѣздъ, особенно, когда темно, и когда онъ пролетаетъ, освѣщенный потокомъ свѣта, подобно сказочному дракону.
Этотъ поѣздъ отправился изъ большого города; онъ летитъ чрезъ города мимо деревень и мимо дымныхъ фабрикъ, и по спокойнымъ полямъ, гдѣ пасется скотъ, и мимо рощъ, гдѣ поютъ птицы, — летитъ въ другой промышленный городъ, лежащій впереди.
Желѣзно-дорожный поѣздъ, это чудо свѣта, онъ является одной изъ величайшихъ побѣдъ человѣчества. Произошелъ онъ, благодаря проницательности одного человѣка, отъ котла, кипящаго на плитѣ. Человѣкъ видѣлъ это и началъ размышлять о парѣ и о томъ, какъ можно его использовать. Мысль этого человѣка измѣнила свѣтъ, и когда мы отправляемся на дачу для отдыха или ѣдемъ въ городъ учиться, или же разъѣзжаемъ отъ станціи до станціи, чтобы навѣстить нашихъ друзей, мы обязаны этимъ, главнымъ образомъ, человѣку, кой сто лѣтъ тому назадъ сидѣлъ передъ огнемъ и слѣдилъ за паромъ, выходящимъ изъ кипящаго котла.
Навѣрное, когда вы сидѣли спокойно ночью въ вагонѣ, вамъ не приходило въ голову, что вы путешествуете счастливо и удобно въ ночное время, лишь благодаря тысячамъ людей, кои не спятъ въ эти часы, а заботятся о васъ. Хотя машинистъ все время внимательно слѣдитъ за путемъ, а кочегаръ поддерживаетъ огонь въ топкѣ, однако это далеко недостаточно. Если бы другіе люди не дѣлали кой - чего еще, мы бы никогда не пріѣхали, и дорога была бы не безопасна. Стрѣлочники должны слѣдить за правильнымъ положеніемъ стрѣлокъ при соединеніи путей; рабочіе на линіи должны наблюдать за исправностью ея; желѣзно-дорожные сторожа должны слѣдить, чтобы шлагбаумы на переѣздахъ были открыты; люди, составляющіе расписаніе движенія, обязаны составлять его такъ, чтобы два поѣзда не могли встрѣтиться въ одно время въ одномъ и томъ же мѣстѣ; люди на станціяхъ должны быть готовы встрѣтить поѣздъ, когда онъ останавливается на станціи. Кому-нибудь необходимо слѣдить за тѣмъ, чтобы мосты были исправны, и чтобы вода для паровоза была въ запасѣ вездѣ, гдѣ это нужно. Каждая верста желѣзно-дорожной линіи должна быть осмотрѣна каждый день.
Такимъ образомъ, сотни тысячъ людей должны быть заняты въ теченіе цѣлаго дня, будучи насторожѣ каждую минуту, слушая, думая, записывая, телефонируя, бѣгая, давая сигналы и работая надъ массой вещей. И все это только для того, чтобы вы могли спокойно и удобно ѣхать въ поѣздѣ.
Семьдесятъ пять лѣтъ тому назадъ въ Россіи не было ни одного поѣзда, и теперь еще въ деревнѣ немало людей, кои никогда не ѣздили по желѣзной дорогѣ. Есть даже люди, никогда не видѣвшіе поѣзда. Хотя желѣзная дорога дѣло еще молодое, но оно разрослось такъ быстро потому, что дорога — это самая необходимая вещь людямъ, когда ихъ страна начинаетъ развиваться. Тысячи поѣздовъ постоянно несутся, везя туда и сюда тысячи людей, и нельзя не прійти въ изумленіе, когда мы вспомнимъ, что сила, везущая ихъ, есть та же самая сила, благодаря которой кипитъ самоваръ. И ее даетъ намъ солнце. Если бы не было солнца, то не было бы и поѣзда, такъ какъ не было бы деревьевъ, не было бы топлива, а безъ топлива нельзя получить пара, чтобы двигать паровозъ по рельсамъ.

***

       Что поразительно в поезде (Детская энциклопедия т. 1. 1914)

ДОК: Детская энциклопедия т. 1. 1914. Что поразительно в поезде
Balamut-Chuma
balamutchumag001
Детская энциклопедия. Том 1. 1914. Стр. 058-066 (077-087)

[Spoiler (click to open)]#нэдб #детская #энциклопедия #поразительно #поезд #баламутчума
#баламутчуманэдб #баламутчумапароход #баламутчумапоезд #баламутчумапоразительно
НЭДБ,детская,энциклопедия,поразительно,поезд, баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчуманэдб, #баламутчумапароход, #баламутчумапоезд, #баламутчумапоразительно, #детская, #нэдб, #поезд, #поразительно, #энциклопедия, НЭДБ, детская, поезд, поразительно, энциклопедия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments