Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Ая-Софія и характеръ турецкихъ мечетей











       Ая-Софія и характеръ турецкихъ мечетей

      Мечеть Ая-Софіи — самое любопытное и роскошное здапіе не только въ Константинополѣ, но и во всей Турецкой Имперіи. Доступъ въ нее чрезвычайно труденъ для христианина. Только султанскій фирманъ (повелѣніе) открываетъ ему двери, но запастись имъ не легко. Впрочемъ, турки, какъ и всѣ южные жители, смотрятъ на туриста, какъ на дойную корову, и деньги даютъ ему возможность проникать иногда даже въ сокровенныя мѣста для магометанина, конечно, кромѣ гарема.
      Софійская мечеть — прежде православный соборъ древней Византіи, который строился 16 лѣтъ десятью тысячами рабочихъ подъ управленіемъ Исидора, при греческомъ императорѣ Юетиніанѣ, и обращенъ въ магометанскую мечеть покорителемъ Византіи Магометомъ вторым. Снаружи зданіе имѣетъ очень тяжелый видъ: въ хаосѣ куполовъ, полу-куполовъ, грубыхъ минаретовъ и разныхъ пристроекъ, подымается квадратная масса блѣдно-желтаго цвѣта, съ красными, поперечными полосками, такъ что напоминаетъ даже отчасти огромпую тиковую палатку. «Но въ этой чудовищной грудѣ камней», говоритъ одинъ путешественпикъ, «таится прекраснѣйшій храмъ, какъ сталактитовая пещера въ нѣдрахъ какой нибудь безобразной горы».
      У входа въ древній храмъ васъ непремѣнно встрѣчаетъ цѣлая толпа имамовъ (духовныя лица, совершающіе богослуженіе) съ щетинистыми бородами и въ грязныхъ чалмахъ. Если у васъ нѣтъ фирмана, имамы предлагаютъ осмотрѣть мечеть за деньги и назначаютъ за осмотръ необыкновенно большую цифру. Туристъ проситъ сбавки и они, перекрикивая другъ друга, начинаютъ торговаться не хуже цыганъ и евреевъ. Лишь только вы вступаете на паперть, вы прежде всего встрѣчаете въ разныхъ позахъ сидящихъ и валяющихся нищихъ и калѣкъ. Съ другой стороны обыкновенно навалена огромная груда бабушей или сафьяныхъ туфлей. Дѣло въ томъ, что въ сапогахъ нельзя войти въ магометанскій храмъ, а приходится ихъ снимать у входа и вмѣсто ихъ надѣвать туфли, которыя тутъ лежатъ.
      Вышина, громадность объема, простота и богатство, золото и рогожки на бѣломъ мраморномъ полу, — все тутъ поражаете каждаго своею оригинальностію. Вотъ какъ описываютъ этотъ храмъ: «Исполинскія боковыя стѣны, закругленныя наверху и пронизанпыя окнами, примыкая впереди къ тройному выгибу алтаря, а пазади къ колоннадѣ пропилеи, сливаются въ легкіе полукуполы. Между ними четыре скрещенныя арки раскидываются, точно радуги, и поддерживаютъ неизмѣримое каменное кольцо, пронизанное шестьюдесятью окнами, на коемъ, какъ на горизонтѣ, весь залитый свѣтомъ, покоится громадный куполъ, прекраснѣйшій въ мірѣ послѣ небесваго свода. По исполинской площади справа и слѣва тянутся два ряда громадпыхъ колоннъ, связанныхъ арками, на нихъ встаютъ попарно новыя колонны, подпирающіе своды другими рядами величественпыхъ арокъ, — и эта сквозная масса, поддерживая хоры, наполняетъ храмъ мрачной сѣтыо колоннадъ, коя придаетъ ему неописанную красоту и величавую таинственность. На темныхъ стержняхъ серпентинныхъ и порфировыхъ колоннъ бѣлыя мраморныя капители и арки, съ сквозной вырѣзкою, выдѣляются словно серебрянныя, а по коричневымъ и темнокраснымъ стѣнамъ и сводамъ раскидывается узорная, бѣло-мраморпая рѣзьба, какъ бѣлыя кружева на черномъ полѣ. Это точно ажурный ящикъ изъ слоновой кости и серебра, съ подкладкою изъ темнаго бархата, на коей рѣзко обозначаются всѣ выпуклости сквозной филигранной работы....
      «Весь древній міръ жертзовалъ своими сокровищами для построенія этого собора: драгоцѣнные мраморы, яшмовыя и серпентинныя колонны свезены были изъ Европы и Азіи, изъ Афинъ и Сизика, изъ храма Діаны въ Ефесѣ, изъ храма Солнца въ Геліополѣ. Изъ этихъ драгоцѣнныхъ матеріаловъ геній Исидора создалъ чудное зданіе, коего не могли исказить грабежи, не въ силахъ были затмить всѣ новѣйшіе памятники.... Напрасно землетрясенія колебали его стѣны, крестоносцы похищали украшенія, Венеціяне вывозили колонны и двери; напрасно Италія подражала ему въ порывахъ своего генія, Турки съ фанатизмомъ отбивали его мраморы и мозаики, — Софійскій-Соборъ остался несокрушимымъ и неподражаемымъ памятникомъ человѣческаго искусства...»
      Тамъ и сямъ со стѣнъ и сводовъ изъ подъ золотыхъ надписей корана, сквозь турецкую закраску и золотые арабески — выглядываютъ остатки греческихъ мозаикъ; видны и серафимы и фигуры святыхъ, — но всѣ они старательно прикрыты какимъ нибудь украшеніемъ въ восточномъ вкусѣ.
      На мѣстѣ алтаря — теперь камень изъ розоваго мрамора, показывающій направленіе къ Меккѣ; тутъ же и полинялый коверъ, на коемъ молился самъ Магометъ. Подъ куполомъ развѣшаны зеленые щиты, а со сводовъ висятъ на проволокахъ фарфоровыя лампады, очень напомннающія чайныя чашки.
      Большинство другихъ мечетей представляютъ обыкновенно одну огромную комнату, почти безъ всякихъ украшепій. Но за то въ каждой мечети непремѣнно красуются на стѣнахъ изреченія изъ Корана, висятъ канделябры, да еще непремѣнно замѣтите возвышенное мѣсто, на которомъ молится султанъ, такъ какъ онъ хоть разъ въ году, но непремѣпно побываетъ въ каждой значительной мечети города. Поль въ мечетяхъ обыкновенно покрытъ рогожками. Во время службы каждая мечеть наполнена турками. Горячности во время молитвы вы у нихъ не замѣтите, напротивъ, богослуженіе совершается какъ-то вяло, чинно, точно выполняется заданный урокъ. Они падаютъ ничкомъ, съ дикими завываніями, но это нисколько не подкупить васъ и не заставите вѣрить въ ихъ теплое религіозное чувство, такъ какъ въ коранѣ до мельчайшей подробности изложены всѣ правила молитвы.
      У колоннъ совершенно отдѣльно стоятъ турчанки... Магометъ не считаете женщину такимъ же разумнымъ существомъ, какъ мужчину, поэтому она и до сихъ поръ въ Турціи не только не играетъ ни какой роли ни въ общественной, ни въ семейной жизни, но даже и въ храмѣ Божіемъ не смѣетъ молиться вмѣстѣ съ мужчиною.
      Еще самая характерная и общая черта всѣхъ мечетей — это громадная толпа нищихъ при каждой изъ нихъ. Въ какое время ни войдешь въ мечеть, они всегда здѣсь валяются, молятся, отдыхаютъ, даже ѣдятъ, а когда правовѣрные соберутся молиться Богу, они выпрашиваютъ у нихъ милостыню. Въ этомъ безцеремонномъ отношеніи къ храму виновата магометанская религія, коя такое важное значеніе придаетъ милостынѣ. Однако магометанину при всей его добротѣ къ нищимъ, никогда не придетъ въ голову, какъ бы бѣдняка поставить въ такое положеніе, чтобы тотъ могъ пробиваться не случайнымъ подаяніемъ, а честнымъ посильнымъ трудомъ. Зажиточный турокъ до тонкости вникаетъ достаточно ли наваренъ его кофе, хорошо ли онъ приготовленъ, какимъ образомъ сдѣлать табачный дымъ болѣе пріятнымъ; но ни на что другое мысль его никогда не была направлена.
      Въ средѣ ихъ вы не ищите на столько образованныхъ людей, коихъ могли бы занимать, или тревожить вопросы объ улучшеніи народнаго быта. Вы спросите, какимъ же образомъ тогда являются новыя законодательныя мѣры.
      Въ Турціи отмѣняются тѣ или другія устарѣлыя формы правленія тогда, когда народъ, выведенный ими изъ терпѣнія, начинаетъ возмущаться. Да и реформы-то эти даются только для виду, отчасти чтобы отдалить мятежъ, отчасти — похвастать передъ Европой. Такъ что въ этихъ реформахъ вовсе не видно искренняго участія къ судьбѣ народа, а если судьбою народа кто и занимается, то опять таки администраторы, т. е. тѣ, коимъ это вмѣнено въ обязанность, а не общество. Да что за охота тревожить свой кейфъ какими бы то ни было мыслями, когда совѣсть такъ легко успокоить, подавъ милостыню. Къ тому же она здѣсь вовсе и не обременительна, такъ какъ религія предписываетъ непремѣнно подавать бѣднымъ, но тогда, когда у самого остается избытокъ.
      Вотъ для мечети — нищіе действительно тяжелое бремя. Довольно сказать, что въ одномъ Константинополѣ до 60-ти тысячъ кормятся ежедневно обѣдами отъ мечетей. Правда, мечети располагаютъ большими средствами: владѣютъ обыкновенно несколькими домами, или богатою землею, но не мало и нужно, чтобы прокормить здѣшнихъ нищихъ.

***

       Ая-Софія и характеръ турецкихъ мечетей

ДОК: Жизнь европейских народов т.1. Ая-Софія и характеръ турецкихъ мечетей
Balamut-Chuma
balamutchumag001
НЭДБ: Жизнь европейских народов. Т. 1. Водовозова Е. Н. 1875. Стр.: 20-22 (51-53)
vk.com/@-67183011-zhizn-evropeiskih-narodov-t1-konstantinopol-vpechatlenie

[Spoiler (click to open)]
НЭДБ,жизнь,Водовозова,Турция,Ая-Софія,характер,турецких,мечетей,мечеть,баламутчума
Tags: #ая, #баламутчума, #баламутчумаая, #баламутчумаводовозова, #баламутчумажизнь, #баламутчумамечетей, #баламутчумамечетьНЭДБ, #баламутчуманэдб, #баламутчуматурецких, #баламутчуматурция, #баламутчумахарактер, #водовозова, #жизнь, #мечетей, #мечеть, #нэдб, #турецких, #турция, #характер, Ая-Софія, Водовозова, НЭДБ, Турция, жизнь, мечетей, мечеть, турецких, характер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments