Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Почему моя бабка верит в бога (Пионерская правда. 1927. № 23)














       Почему моя бабка верит в бога?

       Письмо Пети Гаврикова
       Из деревни Мякишево, Орловской вол., Симбирской губ., Ц. Гавриков прислал нам, в «Пионерскую Правду», письмо.
       «В нашей семье, — пишет он, — только бабка да мать крепко держатся за старое. Отец в бога не верит, а брат один комсомолец, другой красноармеец. Они сознательные и бабку все разубеждают. Но им ничего не удастся, никак бабку не переупрямишь. Чуть в церкви зазвонят, — кряхтит, а тащится. Ни одной службы не пропустит. Мать занята — не может. Бабка сходит и ей все рассказывает, что поп говорил.
       Мне она тоже начинает говорить про Христа всякие интересные рассказы. Она очень много знает и разных сказок. Там все чудесное такое, и если спрашиваю я о чем, она всегда на бога ссылается. С мамкой, если судачат о чем-нибудь, тоже всё различает: по-божески или не по-божески это.
       Бабка всегда говорит: «без бога ни до порога», и молится, как спать ложится, и как поест, и в церкви. Мне удивительно, отчего она так крепко верит и но может без бога обойтись. Сколько над нею ни бился старший брат, но ничего он ей не доказал. Бабка не уступает».
       
       Как бабка мне зубы лечила
       Пионер Гавриков рассказал о своей бабке, а я хочу о своей. У меня она была старая, да слепенькая. Тоже в церковь ходила, богу чуть не каждый час молилась. Встанет пред божницей и ну:
       — Верую в бога отца, жизни творца видимо невидимо, слышимо неслышимо.
       Раз зуб у меня заныл:
       — Дай, вылечу, болезный.
       Спрыснула это она с уголька, и слышу я — бормочет старая:
       — Яко, тако, како, тамо, сямо и овамо, шалы вардук-баримог. Аминь, аминь, рассыпься!..
       — Что это говоришь ты, бабушка? — спрашиваю.
       — Нишкни! Чем непонятнее, тем тебе, мило-ой, приятнее!..
       А какой там приятнее. Зуб схватило так, что уж и мочи не стало.
       Сначала это мы верили в бабушкины чудеса и заклятия. А потом, как с книгами познакомились, улыбаться, да смеяться начали. Уж очень занятно было. И, как сейчас помню, даже песенку сложили:
       Вот она:
       ПРИХОДИ СЕГОДНЯ С ПРИЧТОМ,
       ПРЕЛЮБЕЗНЫЙ ПОП СЕМЕН,
       В РЕШЕТЕ ПОЛСТА ЯИЧЕК,
       БЕЛЫЙ ХЛЕБ И МИЛЛИОН.
       КАК У НАШИХ У ВОРОТ
       ПОП «ПРЕЧИСТУЮ:» НЕСЕТ.
       РИЗОЙ МАШЕТ, ГЛАЗОМ ПАШЕТ,
       БОЖЬИ ПЕСЕНКИ ПОЕТ.
       Словом, безбожниками становились и тоже понемногу веру в бога и в чертовщину всякую теряли.
       И тоже, как сейчас, помнится мне, вроде Гаврикова, удивлялись: почему это то, что нам до точности казалось ясным, у бабки вызывало сомнения, и почему было так трудно переупрямить старую.
       А потом решили:
       — Темный человек!
       Темный, неученый человек — что слепой. Без поводыря не обойдется.
       Живет он весь во власти природы, не знает, как знанием да наукой огородиться от болезней и тех грозных, разрушительных сил, кои обрушивает иногда на его хозяйство природа.
       
       Дедовская наука
       Правда, в каждой семье, даже совсем неграмотной, отец учит сына, как сеять, пахать и выполнять разные другие дела, но с такой наукой далеко не уедешь. Такая наука целиком была построена на старых дедовских «средствиях».
       — Яровые сей на Фоминой. (19 сентября)
       — Огурцы сажай на Николу Вешнего. (22 мая)
       — Покос начинай в Петров день. (12 июля)
       А чуть какая проруха в хозяйстве, град ли, засуха, падеж ли на скот — поповские кадило и кропило плохо помогали в беде.
       И выходило, что темный, неученый, ворующий человек был рабом, игрушкой в руках природы.
       Раньше человек боялся моря. Думал, там бог сидит и, когда сердится, бултыхается в морской глубине, и от этого волны по морю идут. А теперь - он знает, что волны не от морского бога, а от ветра, —  оттого, что воздух, нагретый солнцем, становится легче и кверху поднимается, а холодный на смену ему снизу притекает.
       И теперь построенные человеком пароходы во все концы море бороздят, а подводные лодки (От блога, т.е., в 1927-м были подводные лодки?) в самую глубину его забираются.
       То же самое и с дождем, молнией, с болезнями, с вредителями полей и разными другими явлениями природы.
       
       Молния «божья» на проволоке
       Пока человек не изучил этих явлений, он думал, что все это ему бог посылает. И сейчас еще многие крестьяне у нас в России думают, что дождь можно поповским кадилом накадить, молнию крестом отвести, от болезней вредителей полей, «града, мора и землетрясения» ектенией отмолиться.
       А в то же время наука облако пара, кое ветер по небу носит, в машину загнала и поезда ими двигает, молнию «божию» на проволоку насадила и заставляет светить вместо 1.000 свечей, от болезней прививки нашла и многое другое.
       Сдружившись с наукой и книгой, человек не только перестал быть слепым, но стал «всевидящим». ЧЕЛОВЕК СТАЛ НЕ РАБОМ, А ГОСПОДИНОМ ПРИРОДЫ.
       Он умеет высчитать расстояние от звезды до звезды, рассмотреть в капле воды миллионы живых существ и сфотографировать кости живого человека.
       Он знает не только то, что происходит на земле сейчас, но и то, что происходило на ней, когда ни одного человека на земле не было. Он знает, как развивалась жизнь на земле, как появились на ней растения, животные и люди.
       Он покорил и землю, и воду, и воздух. Пароход, паровоз, трамвай, автомобиль, аэроплан, телеграф, телефон, радио — все это «чудеса» самого человека, кои бьют бога.
       Вооруженный знанием, человек стал сильным. Ему легко и совсем не страшно жить.
       А темный человек, бабка Гаврикова попрежнему слаба и безпомощна. Трусливо и без толку тычется туда и сюда, как слепой щенок.
       
       Кому нужна была темнота народная
       Темнота народа нужна была бывшим господам трудящихся, потому что им нужно было, чтобы трудящийся был слаб и безпомощен. Слепой народ они вели, как поводыри, и вели туда, куда им хотелось.
       Дело капиталистов было ясной — чем темней парод, тем ему и голову больше трухи натрусить можно.
       В годы царских потемок старой бабке Гавриковой попы да урядники долгие годы забивали в мозг ржавый гвоздь религии — годы шли за годами, а гвоздь у неё в мозги все глубже входил — и не скоро вытащишь его! Не так-го легко переупрямишь старую.
       Советской власти не нужна темнота народа.
       Новая жизнь. Новый быт. Машина — трактор, электрическая веялка — делают сейчас настоящую революцию в мозгах крестьянства.
       И пионером новой жизни, жизни без бога, должен быть пионер. Пионер должен быть безбожником.
       Пионер обязан бороться против той религиозной сивухи, кою преподносят попы и коей пытаются отравить сознание трудящихся, чтобы повернуть всю нашу жизнь к старым, проклятым «царским потёмкам» с плеткой урядника и нагайкой станового.
       МИХ. ГОРЕВ.
       
       Наглядное докозательство
       — Чиркин, ты веришь в переселение души?
       — А как же! Когда учитель вызывает к доске, так у меня душа переселяется в пятки.

       Думы не о боге, а об отрядном сборе
       (Череповецк. губ.).
       Андреевский отряд Белозерского уезда работает хорошо. 6 февраля все ребята вступили членами Лужского общества потребителей, в то время, как даже ни один комсомолец не состоит в кооперативе.
       Нет у нас в отряде ни одного сына какого-нибудь кулака, ребята все из трудовых семей.
       Но только одно плохо, что отдельные ребята молятся. И это только потому, что родители старого закала. Другой парень, хотя и молится, из-под палки, но думает не о боге, а об отрядном сборе. Каждый из нас знает — раз бога нет, нечего о нем и думать.
       С. БОЕВОЙ.
       
       ОТ РЕДАКЦИИ
       Не всё в письме Гаврикова мы осветили до конца, и это сделали умышленно.
       Вот какие вопросы встают из письма:
       1. Что значат на языке верующих людей: «по-божески» и «не по-божески».
       Надо показать, как «по-божески» поступали всегда разные насильники, кои считали себя самыми верующими людьми.
       2. Что значат слова: «без бога — не до порога». Что вышло бы, если бы пионеры решились вдруг по этому правилу жить?
       3. Рассказы о Христе и о разных угодниках — сказки это или быль?
       4. Почему вера сильнее держится в деревнях и пропадает в городах?
       5. Почему больше верят женщины, чем мужчины?
       6. Есть ли бог?
       7. Если бога нет, — откуда мир; как произошел человек; как появилась первая жизнь на земле?
       На все эти вопросы мы дадим ответы. Но нам хотелось бы, чтобы пионеры раньше сами подумали и прислали свои заметки. Отдел наш должен быть живым, и дела делать над ним должны не только мы, но и сама мысль пионерская.
       
       Задавайте вопросы! Спрашивайте! Шлите нам свои отклики статьи, рассказы из жизни, стихотворения рисунки.

***

      Почему моя бабка верит в бога (Пионерская правда. 1927. № 23)
ДОК: Почему моя бабка верит в бога (Пионерская правда. 1927. № 23)
Balamut-Chuma
balamutchumag001@mail.ru
НЭДБ: Пионерская правда. 1927. № 23

[Spoiler (click to open)]#нэдб #пионерская #бог #почему #бабка #верит #баламутчума
#баламутчуманэдб #баламутчумабог #баламутчумапочему #баламутчумабабка #баламутчумаверит
НЭДБ, пионерская,правда,бог,почему,бабка,верит,баламутчума
Tags: #бабка, #баламутчума, #баламутчумабабка, #баламутчумабог, #баламутчумаверит, #баламутчуманэдб, #баламутчумапочему, #бог, #верит, #нэдб, #пионерская, #почему, НЭДБ, бабка, бог, верит, пионерская, почему, правда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments