Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Мужские имена на О. Именослов. Казаков В.С.














       О
      Обиден, обиженный
      Обилуха, дух, отвечавший за количество урожая.
      Образец, примерный
      Овсень, брат Коляды, прокладывает путь Коляде и Зиме.
      — Овсень, куда едешь?
      — Мосты мостить.
      — Кому ездить?
      — Коляде государю!
      — На чем ему ездить?
      — На солнечной свинке.
      — Чем погонять?
      — Поросёнком!
      «Се б то имено овсенке дены, якожь пожне соутвърихом, а се оурадогшехомся о ты ние (И вот когда насту пают дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся этому)» (ВК 3.22).
      Овсяник, овсяный
      Овчина, овчина, овечья шкура. Воевода Овчина взял Казань 16 июля 1530 г. «И побили, словно скот, всех находившихся в остроге сарацин, числом шестьдесят тысяч казанцев и ногаев…» (Казанская история. гл.19)
      Огневед, ведающий огонь
      Огнедар, дарящий огонь
      Огнеслав, славящий огонь
      Огурец, ослушник, тунеядец; от «огуряться» — отлынивать.
      (От блога: «огурекъ (=огŏрекъ), по Польски, и огурецъ (огòрецъ), по Великороссiйски; Gurke (=гӧркiй), огурецъ. по Нѣмецки. По второй койности: гирóкъ, мн. гирки` (гòрокъ, гòрки), по Золотоношски; вообще: гурокъ (горокъ), по Малороссiйски. Огурцы отъ солнечныхъ лучей "огорчаются", становятся горькими».   Лукашевич П.А. - Корнеслов еврейского языка - 1882).
      Одинец, единственный (в семье). Одинец и Дева — имена первых людей, которых сотворили боги на священной горе Березань (Изначалие).
      Одоакр, славянский вождь (ок.431-493) и полководец, в течение 13 лет владел Северной Италией. В 476 г. захватил Рим и владел им до гибели от рук Теодориха, короля остготов. Новгородские летописи называют Теодориха «Дедриком поганым».
      Одяка, благодарный; от «дякую» — благодарю.
      Озар, озаряющий. Ижевский старейшина (с 1993 г.).
      Озим, родившийся зимой
      Окатье, родившийся на склоне лета, на «скате».
      Октамасад (скиф), значение неясно, греческое произношение имени скифского князя 5 в. до н.э.
      Окула, плут, обманщик. Изменник Окула Семенов убедил крымского хана Девлет-Гирея напасть на Москву в 1571 г.
      Окунь, окунь (рыба)
      Олбран, искаженное Волбран — вольный в битве.
      Олдан, искаженное Волдан — владыка.
      Олег, сокращ. от Волегость. Олег вещий, вел. кн. Киевский (882–912). “В лето 6387 (879 г.). Умершю Рюрикови, предасть княженье свое Олгови, от роду ему суща, въдав ему сын свой на руце Игоря; бысть бо детеск вельми.” (НЛ. С.13). Олег объединил племенные союзы угро-финнов (чюдь, меря, весь) и славян (словене, кривичи) для борьбы с иудо-христианским засильем в Киеве.
      В 822 г. Олег совершил освободительный поход на Смоленск, Любеч, Киев. “Седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: “се буди мати градомъ Руским”. Беша у него Варязи и Словени и прочи прозвашася Русью”. (НЛ. С.13).
      “В 883 г. поча Олег воевати Деревляны, и примучив и, имаше на них — дань по черне куне. В 884 г… победи Северяны, и възложи на нь дань легъку, и не даст им Казаром дани платити рек: “азъ имъ противенъ, а вамъ нечему”. (НЛ. С.14).
      “В 885 г. посла Олег к Радимичем рька: “кому дань даете?” они же реша: “Козаромъ”. И рече им Олег: “не дайте Козаромъ, но мне дайте”, и въдаша Ольгови по щьлягу, якоже Козаром даху. И бе обладая Олег Поляны и Древляны, Северены и Радимичи, а с Уличи и Тиверци имяше рать”.
      В 903 г. Игореви възрастъшю, и хожане по Олзе слушаше его; и приведоша ему жену от Плескова, именемъ Ольгу”.
      В 907 г. Олег совершает победоносный поход на Царьград.
      “И приде Олег к Киеву, неся золото, и паволокы, и овощи, и вина, и всяко узорочье; и прозваша Ольга вещий: “бяху бо людие погани и невеголоси”.
      “В 912 г. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити, не вседа на нь. Бе бо преже въпрошал волъхвовъ кудесникъ: “От чего ми есть умърети?” И рече ему кудесникъ: “Княже! Конь, его же любиши и ездиши на немъ, от того ти умрети”… И пришедшю ему къ Киеву, и… на 5 лето помяну конь свой, от него же бяху рекли волъстви умрети Ольгови, и призва старейшину конюхомъ, ркя: “кде есть конь мой, его же бехъ поставил кормити и блюсти его?” Он же рече: “умерлъ есть”. Олег же посмеяся и укори кудесника, ркя: “то ть неправо молвят волъсви, но всё то лъжа есть; конь умерлъ, а я живъ”. И повеле оседлати конъ: “да ть вижю кости его”. И приеха на место, идеже бяху лежаще кости его голы и лоб голъ; и слезъ съ коня посмеяся ркя: “отъ сего ли лъба смерть мне взяти?” И въступи ногою на лобъ; и выникнучи змея, и уклюну и въ ногу, и съ того разболевся умъре. И плакашася по немъ вси людие плачемъ великомъ, и несоша и, и погребоша и на горе, иже глаголетъся Щековица, есть же могила его до сего дни, словеть могила Олгова. И бысть сехъ летъ его княжения 33. Се же дивно естъ, яко отъ волхования сбывается чародейством”.
      Олель, любимый
      Олен, олень
      Олех, ольховый. В собрании Сулакадзева имелась книга «Криница, 9 века, Чердыня, Олеха вишерца, о переселениях старожилых людей и первой вере».
      Олимер, возможно, искаженное Волимер (Волимир) — «вольный» и «мир» (либо «мерять»). «В 3 веке при Фротоне 3 русы и гунны напали на Данию, царь русов Олимер начальствовал флотом, а царь гуннов — сухопутными войсками». («Изначалие». С.7). Мог ли Олимер предположить, что в 1996 г. будет отмечаться… 300-летие русского флота?
      Олма, беда (по мнению В.Г.Федосова). «И убиша Асколда и Дира, несоша на гору, и погребоша и на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское, кде ныне Ольминъ дворъ; на той могиле поставилъ Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною» (НЛ. С.13).
      Ольбег, значение неясно, Ольбег Ратиборич убил половчанина Итларя в Переяславле на Ратиборовом дворе в 1095 г. Итларь и Кытан пришли к князю Владимиру в Переяславль, чтобы заключить с ним мир. Итларь с лучшей дружиной вошел в город, а Кытан встал с войском между валами. Владимир же отдал Кытану сына своего Святослава в заложники. В это время пришел Славята из Киева к Владимиру от Святополка и начала думать дружина Ратибора с князем Владимиром о погубленьи Итларевой чади. Владимир, не хотя этого, говорил: «Како се могу створити, роте (клятве) с ними ходивъ?». Дружина же возражала князю: «Княже! Нету ти въ томъ греха; да они всегда къ тобе ходяче роте, губять землю Русьскую и кровь христьянську проливають безперестани». В ту же ночь послал Владимир Славяту с дружинниками и с Торками к валам.
      В суботний вечер 23 февраля 1095 г. дружинники выкрали Святослава, а затем убили Кытана и его людей.
      Итларь же в эту ночь лежал с дружиной у Ратибора на дворе и не знал, что сделали с Кытаном. Утром, в неделю (воскресенье), послал Ратибор вооруженных людей истопить половцам баню. Владимир же прислал половцам отрока Бяндюка (очевидно, тоже половца), сказавшего: «Зоветь вы князь Володимеръ, реклъ тако: обувшеся, въ тепле избе заутрокавше у Ратибора, приедите ко мне». Половцы влезли в баню и тут их заперли.
      Тогда «възлезше на истобку (баню), прокопаша и верхъ, и тако Ольбегъ Ратиборичь приима лукъ свой и наложивъ стрелу, удари Итларя в сердце, и тако зле испроверже животъ свой Итларь, въ неделю сыропустную, въ час 1 дне, месяца февраля в 24 день».
      Ольстин, льстивый. Боярин Ольстин Олексич был послан в 1185 г Ярославом Черниговским к половцам.
      Олята, сокращ. от Ольстин
      Омьша, сошник, ральник, лемех
      Оногость, гость с иной стороны (по О.Прозорову).
      Ончутка, чертик
      Опост, надоедливый (чешское имя)
      Ордогост, в греческом произношении Ардагаст. Значение неясно. Славянский князь, спасшийся в 592 году от воинов греческого полководца Приска, прыгнув в реку.
      Орей, арий, землепашец. Прародитель праславянских племен. Согласно преданию был отцом Кия, Щека и Хорива. «Се бо Оре отецъ иде пренд ны, а Кие Венде за рушь, и Щеко венде племы све, а Хоревь хорвы све  (И вот отец Орей шел перед нами, а Кий вел за Русь, и Щек вел свои племена, а Хорев хорват своих)» (ВК 1.2б).
      Орёл, орел. Священная птица Перуна
      Орлин, орлиный
      Орогость, гость-пахарь «В лето 6608(1100) … И сдумавше послаша къ Давыду мужи свое, Святополкъ Путяту, Володимеръ Орогостя и Ратибора, Давыдъ и Олегъ Торчина …» (НЛ. С.194).
      Осина, осина
      Оскол, пасечник; от «оскола» — пасека
      Осляба, Осляба — участник Куликовской битвы. Значение неясно.
      Осмак, восьмой в семье
      Осменник, то же. У Осменника Петрилы в мае 1157 г. пировал Юрии Владимирович Долгорукий. Есть предположение, что на этом пиру Юрия отравили. Скончался Юрий через 5 дней, 10 мая 1157 г.
      Осмол, осмоленный, покрытый смолой
      Осмомысл, многодум, восьмидум
      Осока, трава осока. Сын боярина Травы (XV в.).
      Останец, оставшийся (возможно, после смерти родителей).
      Остроглаз, остроглазый, подмечающий
      Островец, нелюдимый
      Остромир, вершина мира. «В лето 6572 (1064). Бежа Ростиславъ Тмутороканю, сынъ Володимерь, Внукъ Ярославль, и съ нимъ бежа Порей и Вышата, сынъ Остромирь воеводы Новгородьского» (НЛ. С.104).
      Остроус, человек с острыми усами
      Остроух, остроухий
      Осьмиглаз, восьмиглазый, всевидящий
      Осьмун, восьмой в семье
      Отай, тайный
      Отеня, отцовский
      Отрад, отрадный
      Ошурок, остаток
      Ощера, свирепый, щерящийся. Боярин Ощера призывал в 1480 г. великого князя Ивана 3 примириться с ханом Ахматом.

***

      Мужские имена на О. Именослов. Казаков В.С.
      Что означает Ваше имя? Не каждый из вас, дорогие читатели, сможет ответить на этот вопрос. Большинство современных имён было заимствовано в 9-13 веках вместе с христианством. Эти инородные имена были объявлены «правильными», «настоящими» и занесены в «святцы». После насаждения христианства на Руси разрешалось давать имена только через церковь, при крещении. Несмотря на то, что имена эти давались почти тысячелетие, они до сих пор остаются чуждыми для нашего народа: ведь они возникли на иноземной почве и были искусственно пересажены на славянскую землю. Привычные теперь имена Иван, Семён, Михаил - были так же непривычны для слуха наших предков, как сейчас для нас звучат имена Матомба, Нгхуру-Нгхоро и другие.
      Однако с церковью спорить было опасно (до 14 века за испечённый блин могли сжечь на костре, а в 16 веке жгли за такой ещё пустяк, как чтение иностранных книг), поэтому наши бедные прапрабабушки и прапрадедушки, старательно выговаривая диковинные имена, искажали их до неузнаваемости. Так Иоханаан превратился в Иоанна, а затем - в Ивана. Шимон стал Семёном, а Иулиания - Ульяной. Так впоследствии русские переделали немецкую фамилию Кос фон Дален в Козлодавлев, а Погенкампф - в Поганкин. Насильно обращенный в христианство народ тяжело расставался со своими, славянскими именами, поэтому в летописях и указах нередко можно встретить такие упоминания, как «Боярин Феодор, зовомый Дорога», «...именем Милонег, Пётр по крещенью» и т.д. С 17 века славянские имена начинают терять своё значение, превращаясь в прозвища, пока, наконец, не исчезают из употребления.
ДОК: Именослов на О
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
PDF:Именослов. Казаков В.С.
[Spoiler (click to open)]
именослов,Казаков,имена,имя,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумаимена, #баламутчумаименослов, #баламутчумаказаковименослов, #имена, #казаков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments