Об обряде Алия (чтении Пятикнижия во время общественного моления), во время которого евреи разделяются на патрициев и плебеев
Обряд этот, который установлен Ездрой[2], а по мнению других, даже самим Моисеем[3], заключается в чтении Пятикнижия и пророков при общественной молитве[4]. Чтение это совершается не ежедневно, а по понедельникам, четвергам и субботам[5].
За нарушение правила касательно срока Ездра угрожает следующими словами: «Кто в продолжение трех дней не занимался чтением закона, на того нападут враги»[6].
Кроме этого, чтение Пятикнижия и пророков вошло в состав общественной молитвы в праздники новолуния и во время постов. Исполнение этого обряда возложено синагогою на всех евреев без исключения.
Он одинаково обязателен для когена (священника), для леви (его помощника)[7] и для Израиля (израильтян). Чтение это совершается по Торе — свитку, написанному на пергаменте по правилам Талмуда и хранящемуся как священнейший предмет в синагоге.
Приступают к совершению этого обряда по окончании молитвы «шемина эсрей». Из кивота вынимают свиток и передают его кантору или заступающему его место. Кантор, приняв Тору с почтительным благоговением, произносит коротенькую молитву и совершает торжественный вход на эстраду (возвышение), народ окружает его и прикладывается к свитку.
На эстраде кантора со свитком встречают сеган, или габай (староста), и шамеш (служка). Положив свиток на стол эстрады, кантор по указанию габая громко и нараспев призывает по имени и отечеству того, кто удостоился первым приступить к чтению.
На этот зов приглашенное лицо поднимается со своего места и отправляется на эстраду. Приложившись к торе, приглашенный громко произносит молитву: «Благословляйте Иегову благословенного! Благословен будь Иегова благословенный во веки веков!
Благословен еси ты Иегова, царь вселенной, который избрал нас из всех народов и дал нам свой закон. Благословен еси ты, Иегова, — законодатель». Народ отвечает: «Аминь», и после этого начинается чтение. По окончании чтения приглашенный опять громко произносит: «Благословен еси ты, Иегова, Боже наш, царь вселенной, который дал нам закон истинный. Благословен еси ты, Иегова, давший закон».
Смысл обряда Алия — в том, что приглашенный к чтению получил алию, т.е. он удостоился чести взойти на Синайскую гору, которую эстрада представляет в молитвенном доме, и читать закон, дарованный Богом избранному Израилю[8].
[2] Колбо, устав о чтении Пятикнижия, гл. 20.
[3] Талмуд, трактат Мегилла. С.21.
[4] Орах-хайима, Пар. 935.
[5] Там же.
[6] Колбо, гл. 20. Здесь надо понимать и подземного врага — сатану.
[7] У евреев до сих пор существует древнее духовенство ааронидов и левитов — см.: Виленский вестник. 1866. N 149, 151, 173.
[8] Колбо, гл. 20.