Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Книга Кагала. Примечание 4




  • — Для того, чтобы побеждать врага, нужно знать его идеологию, не так ли? А учиться этому во время боя — обрекать себя на поражение.
    Штирлиц, Семнадцать мгновений весны



Яков Брафман
Книга Кагала
Материалы для изучения еврейского быта

Примечание 4.


       Об обряде Алия (чтении Пятикнижия во время общественного моления), во время которого евреи разделяются на патрициев и плебеев

       Обряд этот, который установлен Ездрой[2], а по мнению других, даже самим Моисеем[3], заключается в чтении Пятикнижия и пророков при общественной молитве[4]. Чтение это совершается не ежедневно, а по понедельникам, четвергам и субботам[5].

       За нарушение правила касательно срока Ездра угрожает следующими словами: «Кто в продолжение трех дней не занимался чтением закона, на того нападут враги»[6].

       Кроме этого, чтение Пятикнижия и пророков вошло в состав общественной молитвы в праздники новолуния и во время постов. Исполнение этого обряда возложено синагогою на всех евреев без исключения.

       Он одинаково обязателен для когена (священника), для леви (его помощника)[7] и для Израиля (израильтян). Чтение это совершается по Торе — свитку, написанному на пергаменте по правилам Талмуда и хранящемуся как священнейший предмет в синагоге.

       Приступают к совершению этого обряда по окончании молитвы «шемина эсрей». Из кивота вынимают свиток и передают его кантору или заступающему его место. Кантор, приняв Тору с почтительным благоговением, произносит коротенькую молитву и совершает торжественный вход на эстраду (возвышение), народ окружает его и прикладывается к свитку.

       На эстраде кантора со свитком встречают сеган, или габай (староста), и шамеш (служка). Положив свиток на стол эстрады, кантор по указанию габая громко и нараспев призывает по имени и отечеству того, кто удостоился первым приступить к чтению.

       На этот зов приглашенное лицо поднимается со своего места и отправляется на эстраду. Приложившись к торе, приглашенный громко произносит молитву: «Благословляйте Иегову благословенного! Благословен будь Иегова благословенный во веки веков!

       Благословен еси ты Иегова, царь вселенной, который избрал нас из всех народов и дал нам свой закон. Благословен еси ты, Иегова, — законодатель». Народ отвечает: «Аминь», и после этого начинается чтение. По окончании чтения приглашенный опять громко произносит: «Благословен еси ты, Иегова, Боже наш, царь вселенной, который дал нам закон истинный. Благословен еси ты, Иегова, давший закон».

       Смысл обряда Алия — в том, что приглашенный к чтению получил алию, т.е. он удостоился чести взойти на Синайскую гору, которую эстрада представляет в молитвенном доме, и читать закон, дарованный Богом избранному Израилю[8].



[2] Колбо, устав о чтении Пятикнижия, гл. 20.
[3] Талмуд, трактат Мегилла. С.21.
[4] Орах-хайима, Пар. 935.
[5] Там же.
[6] Колбо, гл. 20. Здесь надо понимать и подземного врага — сатану.
[7] У евреев до сих пор существует древнее духовенство ааронидов и левитов — см.: Виленский вестник. 1866. N 149, 151, 173.
[8] Колбо, гл. 20.
Tags: евреи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments