Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Курбан-байрам





Отрывок из: АДУ. Религиоведение. Курс 1. Урок 11

      Курбан-байрам.
      Это наиболее значимый для мусульман праздник. По арабский: Ид аль-адха или Ид аль – курбан – праздник жертвоприношения, известен среди арабов так же как Ид аль – кабир т.е. - великий большой праздник. Среди персоязычных народов как Эльде корбан (?). мусульмане Пакистана, Бангладеш, Индии называют его Бакрид (?). у нас в стране он известен под тюркским названием Курбан- байрам, он же Ид аль – адха, он же Ид аль – курбан, он же Ид аль – кабир, он же Эльде корбан, он же Бакрид. Т.е разные народы этот праздник называют по-разному. Этот праздник жервтоприношения начинается 10 числа месяца зу-ль- хиджжат через 70 дней после окончания 30-ти дневного поста в месяце рамадан, и длится 3-4 дня.

      Т.е. в месяце рамадан, в котором оканчивается 30-ти дневной пост, проходит 70 дней, и начинается праздник курбан – байрам, который длится 3-4 дня.

      Кроме того, этот праздник совпадает с завершением паломничество в Мекку. Мекка и Медине это две исламские святыни.

      Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву богу. Однако на месте библейского Исаака мусульманская традиция считает Исмаила, считая его старшим сыном. А Исаак по-мусульанским поверьям второй сын Авраама, по- арабский, Ибрахима. Мусульманское предание гласит, что первая жена Ибрахима Сара была бездетна, и Ибрахим с ее согласия взял себе в жены рабыню- египтянку Хаджар, в Библии Агарь. Но не было между женами мира и согласия, когда раздоры зашли слишком далеко, Ибрахим по настоянию Сары удалил Хаджар в пустыню между Меккой и Иерусалимом. Вскоре в пустыне наложница родила сына, но мучилась без воды, страдал и младенец. Хаджар, завернув его в одежды, пошла искать источник. Вдруг услышала она голос, раздавшийся между холмами Сафа и Марва, который произнес: Вот вода. И бросилась Хаджар сначала по направлению горы Сафа, но воды не нашла. Потом кинулась к холму Марва, но и там не оказалось воды. Семь раз она прошлась между холмами, но безрезультатно. И возопила она в отчаянии: И стами я ил ил т.е. Услышь меня, господь, господь. Отсюда и пошло имя Исмаила. В Библии – Измаил. Очнувшись от плача Исмаила, Хаджар увидела рядом с мальчиком чистый источник. Так был отмечен по воле господа этот младенец. Когда же Исмаил вырос, Ибрахим получил во сне повеление всевышнего принести сына в жертву. Ибрахим был человеком богобоязненным и не мог не исполнить волю Аллаха. Однако к Исмилу в человеческом облике явился сатана Ивлес (?) и уговаривал его не повиноваться воле родителя. Исмаил не согласился и отправились отец с сыном к месту жертвоприношения, предначертанного богом. Когда они его достигли, Ивлес снова явился к Исмаилу и вновь склонял его к непослушанию. Тогда признался Исмаил отцу своему, что пришел к нему какой-то человек и искушает его. Ибрахим же понял, что это дьявол соблазняет отрока и велел бросить в Ивлеса камень. Затем простер Ибрахим руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но уже чуть не коснулся нож горла Исмаила, как слышит архангел Джабраил, в Библии Гавриил: Спеши скорее к рабу моему и передай ему, что не поднимал он руку на отрока своего, и не делал над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боится Ибрахим меня, и не пожалел во имя меня сына своего единственного. И одним взмахом крыльев Джабраил достиг земли и затупил нож, прежде чем тот , коснулся горла Исмаила. Тогда возвел Ибрахим свои очи и увидел , что Джабраил несет для заклания овна , и вскрикнул от радости: Нет бога, кроме Аллаха, велик Аллах. А господь за то, что Ибрахим выдержал испытание, благословил его и поклялся преумножить семьи его как звезды небесные, и как песок на берегу моря. Согласно средневековым арабским генеалогиям, от Исмаила произошли все североарабские племена. А от другого потомка Ибрахима кактана (?) – арабы , живущие на юге. Сам же Ибрахим в Коране и мусульманском предании Исуньи (?) фигурирует как предок арабов и евреев. Для мусульман он ханиф (?), последовательный единобожник, авелилулах(?) друг Аллаха, пророк и преданный проповедник единственности и единства Аллаха, духовный предок Мухаммеда и его общины.

      Таким образом, курбан байрам или Ид аль – адха, символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда, ниспосланного ему в откровении, а также всемогущего милосердия всевышнего творца.

      Наши Боги не требуют человеческих жертвоприношений, чтоб проверить верит человек или нет.

      Христианская и иудейская мифология по- своему интерпретированная в исламе, послужила появлению специфических для этой религии обрядов и ритуалов. Праздник жертвоприношения неразрывно связан с одним из столпов ислама – паломничеством в Мекку, город в котором, а так же в его окрестностях, происходили упомянутые события. Город, где родился и проповедовал Мухаммед. Основной святыней в Мекки является Кааба – здание из серого камня в форме куба. Снаружи кааба покрыта черной парчой с тесьмой (?), которая ежегодно изготовляется в Египте и доставляется караваном в священный город. Незадолго до прибытия паломников черное покрывало заменяется белым, но в конце месяца паломничество каабу облекают в новый черный тесьвой (?) т.е черной парчой. А старую разрезают на куски и распродают как реликвию. Внутри каабы обстановка скромная. Три деревянных колонны поддерживают колонну. Никакой мебели. Множество светильников и надписи. Пол вымощен мраморными плитами. В восточный угол здания вмонтирован, заключенный в серебряное обрамление, черный камень, по-арабский – аль хаджар аль астр вади (?) - главный объект поклонения в каабе. Согласно мусульманского предания черный камень представлял раньше белый яхонт, который почернел из-за греховности людей. Аллах даровал его Адаму. Тот построил над ним первое сооружение. После потопа кааба разрушилась. Старый фундамент здания отыскали Ибрахим и Исмаил, которые и возвели его вновь. Окончив возведение каабы Ибрахим с исмаилом по указанию архангела Джабраила обошли вокруг нее семь раз, дважды преклонились, молились семь раз, пробегали между холмами Сафа и Марва в долине Мира и кидали камни в Ивлеса. Узнав от Джабраила все церемонии хаджа, Ибрахим затем получил приказание от Аллаха призвать всех людей на поклонение каабе. Чтобы его услышали повсюду, Ибрахим поднялся на большой камень, который служил ему лестницей при построении каабы. Вдруг камень вознесся так высоко, что превысил все горы. Тогда молвил Ибрахим, обратившись к каждой из 4-х сторон света: О, люди! Вам предписано ходить на поклонение в древний храм, слушать господа вашего. И со всех сторон откликались: Пред тобою я, божий мой, пред тобою. Призыв к посещению вновь возведенной каабы мы можем найти в 119 аяте (стихе) 2-ой суры (главы):
      «И вот сделали мы этот дом сборищем для людей и надежным местом: «И возьмите себе место Ибрахима местом моления». И Мы заповедовали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц!».

      Именем Ибрахима освящены не только поклонения каабе, но и весь ритуал хаджа, который является как бы воспроизведением деяний Ибрахима и его семьи в Мекке. Обряды паломничества согласно мусульманского предания, были определены самим Мухаммедом во время, так называемого прощального хаджа в 632 году новой эры. Прежде, чем вступить в священный город паломник должен произвести ритуальное омовение – гусл. Многие окрашивают ногти хной, смазывают тело различными благовониями, некоторые бреются наголо, затем паломник одевает ихрам, два куска белой материи: одним оборачивают бедра от пояса до колен, другим прикрывают шею и грудь, накидывая на левое плечо, и завязывая его на правом боку. Паломники не имеют права снимать ихрам до окончания паломничества. У мужчин голова должна быть непокрытой, у женщин головной убор обязателен. В качестве обуви разрешаются только сандалии без застежек.

      Состояние освящения ихрама запрещены половые сношения, нельзя стричься, бриться, обрезать ногти, чистить зубы, курить, мыться мылом. Одним словом, необходимо отбросить все мирские желания и заботы о собственной внешности. В состоянии освящения также запрещается срывать плоды, охотиться, проливать кровь, необходимо в это время предаваться благочестивым размышлениям и домыслам. Как сказано в Коране: «Хадж – известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения к женщине, и распутства, и препирательства во время хаджа. А что вы сделаете хорошего, то знает Аллах, и запасайтесь, ибо лучшие из запасов – благочестие. И бойтесь меня, обладателя рассудка (?)» это сура 2 аят 193.

      Приведя себя в состояние освящения ихрам, верующие читают молитву и лепят (?) животное, которое принесут в жертву. Сейчас же после этого он начинает восклицать: Леббейка. Т.е Повинуюсь тебе. Это восклицание будет звучать непрерывно вплоть до выполнения обряда бросания камешков. Теперь можно начинать обряд малого паломничества – умра. Паломники семь раз обходят против часовой стрелки вокруг каабы. Целуют черный камень или дотрагиваются до него, затем опять совершаю ритуальный обход вокруг каабы, молятся напротив каменной плиты, на которой, как считается , находится отпечаток ступни Ибрахима, пьют воду из священного источника Замзам, который выбил Джабраил перед младенцем Исмаилом. Вода из колодца считается целебной, и мусульмане часто увозят ее домой в специальных сосудах Замазам ия. На этом умра заканчивается, начинается хадж – большое паломничество.

      Вот основная программа хаджа:

      1. Седьмого числа месяца сульхиджар происходит проповедь. Кудба в мечети каабы. В тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку.
      2. Восьмого числа процессы паломников шествуют через долины Мина и Муздалиф к долине Арафат, где проводят ночь в молитвах и благочестивых размышлениях.
      3. В полдень 9-го числа приступают к центральному и наиболее торжественному обряду хажда – стоянию, Лукуф у горы Арафат, которое продолжается до захода солнца. Главный имам Мекканской мечети въезжает на белом коне на холм и с вершины его читает худбу, проповедь. И возносит мольбы к Всевышнему. Как только солнце исчезает за горами наступает ифада: все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Мусдалиф. Здесь в ярко освещенной мечети читается вечерняя молитва.
      4. 10-го числа после утренней молитвы и проповеди отправляются в долину Мина, где каждый мусульманин бросает в столбы, символизирующие Ибиса, семь камешков, подобранных им накануне в Мусдалифе. За этим следует жертвоприношение животных - овец коз или верблюдов. Мясо животных должно раздаваться бедным, а излишек остается на месте. Совершивший хадж получает титул хажди, который обычно ставится перед именем, и право носить зеленую чалму. А в основном они, кто не совершал хаджа, носят белую. ХаджИ, как правило, пользуются особым уважением в местной общине мусульман. От хажда освобождаются дети, женщины, старики, больные, а также бедные люди, малоимущие и не имеющие возможность по другим причинам посетить каабу. Ибо сказано в Коране, что обязательства хаджа к дому для тех, кто в состоянии совершить путь к нему- 3 сура Корана 91 аят. Человек не имеющий возможности совершить паломничества в Мекку, но располагающий для этого средствами, может нанять поверенного – векеля (?) , который совершит его на благо пославшего. Паломнику рекомендуется иметь денежную сумму, необходимую не только для путешествия, но и на содержание семьи на этот период. Т.е на период хаджа человек должен обеспечить свою семью, остающуюся дома, всем необходимым. Всякое паломничество сверх обязательным считается благочестивым. На обратном пути из Мекки многие верующие посещают святой город Медину, где находится гробница пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы, любимой жены Айшы, могилы трех первых праведных халифов – ближайших сподвижников пророка, руководивших общиной мусульман после его смерти, а также мечеть Набади. Некоторые мусульмане посещают и город пророков Иерусалим и Аль –Халиль т.е Хеврон в Палестине, где находится гробница Исмаила.

      10-го зульхиджа по всему мусульманскому миру верующие несут на заклание животных, в память о готовности Ибрахима принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. В отдельных районах Средней Азии уже за 20 дней до наступления курбан-байрама не полагается веселиться, устраивать праздничные угощения, надевать новые одежды, стричься и т.д. однако, как правило, активно к празднику начинают готовиться за неделю. В эти дни наблюдается особое оживление на базаре, мусульмане запасаются продуктами для угощения, цены на мясо обычно повышаются. Те, кто имеют скотину, специально откармливают выбранное животное к празднику. Ибо говорится в Коране: Тучных Мы сделали для вас и замеченных для Аллаха. Для вас в них благо, примите же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд, а когда их бока повернутся, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо». Мусульмане совершив заклание не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных, по этому поводу в Коране говорится: Чтобы свидетельствовать о полезном и напоминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными им животными и скотом, ешьте их и накормите несчастного бедняка. Т.е если у христиан сказано: отдай рубаху, то у мусульман – накорми человека, раз он голоден. Ритуально угощение устраивается так же во избежание всяких несчастий и болезней.

      Иногда можно видеть, как приготовленных к закланию баранов, коз, быков или верблюдов, разукрашивают краской, и увешивают всевозможными магическими ожерельями и бубенчиками. Дело в том, что согласно исламского учения, дорога в рай идет через Сиат – мост, перекинутый над адской пропастью. Мост этот тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени. У входа на Сират в судный день будут находиться животные, принесенные в жертву на курбан – байрам, на них-то и будут правоверные перебираться на Сират в рай. Поэтому хозяин старается пометить собственного барана или верблюда, или быка, чтобы быстрее отыскать его в этот важный момент. У нас в стране многие мусульмане по понятным причинам заменяют заклание крупного скота взносом в мечеть, иногда соответствующим стоимости животного, или режут мелкую живность – кур, уток, кроликов. (кому-то будет трудновато на курице или на кролике перебираться через пропасть по мосту J).. наиболее набожные и благочестивые мусульмане добровольно постятся 10 дней до наступления курбан – байрама. Праздновать день жертвоприношения начинают с самого утра. В четверг мусульмане идет в мечеть к утренней молитве. Но прежде необходимо совершить полное омовение, одеть новую опрятную одежду, многие умащаются благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончанию утреннего намаза, молитвы ( у них 5 раз в день намаз) верующее возвращаются по домам, а затем по желанию собираются группами на улице или во дворах, где хором поют славословие Аллаху, которое называется такбир.

      Потом они снова отправляются в мечеть и на специальную открытую площадку намазгах, как правило, находящуюся за городом, где мулла или имам хатып произносят проповедь. Хутьба обычно начинается с прославления Аллаха, пророков, затем объясняется значение хаджа и значения жертвоприношения. Опытный имам хатып обычно облекает проповедь в форму рифмованной прозы. По окончанию проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Заодно на мазарах, мусульманских кладбищах, люди поклоняются гробницам местных святых.

      Вернувшись с кладбища домой приступают к жертвенному обряду. Над священной, приготовленной к закланию жертвой , служитель мечети мулла или муитдин читает специальную молитву, в которой вспоминается и жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного, или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой в принципе любой обычный мусульманин может произнести краткую формулу: биссмилля аллах акбар. Т.е во имя Аллаха. Аллах велик. Прежде чем зарезать барана его валят на землю обязательно головой в сторону Мекки. В рот часто кладут леденец. Затем леденец вынимают т.к. он становится благословенным. Собранную кровь и печень барана завертывают в черную тряпку, чтобы скрыть от света. Они имеют большое значение. Из глаз барана приготовляют амулет назари курбани.

      Жертве должно быть не менее года. Она должна быть здоровой и не иметь никаких недостатков. Овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека. Корова, бык или верблюд от семи человек. Обычно режут барана, корову или быка двухлеток. Жертвенному верблюду бывает, как правило, не менее пяти лет. Считается, что жертвы можно приносить не только за живых, но и за усопших. Допустим, у мусульманина отец или дед умер перед праздником т.е. он как бы не принес жертву, а ему переплавляться, поэтому раз, зарезали в этот день, чтобы он там на жертвенном животном перебрался по мосту через адскую пропасть.

      Часто шкуры, принесенных в жертву животных отдаются в местную мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой., на которой иногда присутствует мулла или мурудзин. В курбан – байрам каждый мусульманин должен отведать мясное блюдо, обычно называемое кош или кебаб. В Америке шашлык называется шиш-кебаб. В праздничные дни в разных странах мусульмане готовят традиционные для них блюда. В Индии например на праздник Бадр ид вас непременно угостят оригинальным блюдом сериам – ароматизированной вермишелью с пряностями. Праздник это радостное событие, поэтому праздничная пища должна быть вкусной и разнообразной. Мусульмане нашей страны готовят такие восточные праздничные блюда как: плов, манты, шашлык, лагман, пельмени, чучвара, жаркое, бишбармак, всевозможные салаты, пирожки самсы. Накануне курбан байрама выпекают и небольшие лепешки пульчи. Дети и женщины лакомятся всевозможными сладостями.

      Курбан байрам и последующие 3-4 дня наносятся визиты к друзьям и родственникам. Преподносятся разнообразные подарки, и считается, что в первую очередь подарки необходимо дарить родственникам, причем они должны быть не очень дорогими и экстравагантными. Преподношение подарков рекомендуемо, но не обязательно т.к затруднение приобретения по причине недостатка средств вынуждает малоимущих избегать визитов.

      Мусульманские правила делят все поступки человека на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые, запрещенные.

      В каждом доме у мусульманина в праздник курбан-байрам царит дух гостепреимственной щедрости, что любой человек, вошедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения.
Tags: Ислам, Коран, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments