Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Свадебные обряды и пиршества.





Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.:99

Болгария.
Свадебные обряды и пиршества.


       Не даромъ говорить болгаринъ: «кой то ся жене за паря, той ся продава», то есть, кто беретъ себѣ жену изъ за денегъ, тотъ себя продаетъ. И дѣйствительно, въ брачныхъ дѣлахъ у болгаръ, деньги рѣже, чѣмъ у кого-то ни было, входятъ въ разсчетъ. Раньше, чѣмъ дѣвушка вступаетъ въ бракъ, она имѣла много случаевъ познакомиться съ юнакомъ (молодцомъ). Много вмѣстѣ они плясали, играли, видѣлись на посидѣлкахъ. Это много способствуетъ къ мирной, тихой, семейной жизни болгаръ.
       Въ то время, когда у ихъ сосѣдей сербовъ мужъ относится къ женѣ, какъ строптивый господинъ къ презираемой рабѣ, болгарипъ не начнетъ никакого дѣла, не посовѣтовавшись съ своею женою, и въ большиинствѣ случаевъ обходится съ ней, какъ равный съ равнымъ. Люди, вступающіе въ бракъ, обыкновенно бываютъ одного и того же возраста. Если юнаку уже двадцать пять лѣтъ и онъ еще не женатъ, ему просто проходу нѣтъ на селѣ: дѣвушки подсмѣиваются и вслѣдъ ему поютъ пѣсни, какъ плохо добру молодцу безъ подруги жить, а старые подтруниваютъ, что онъ такъ долго не приглянулся красной дѣвицѣ. Поэтому и женятся очень рано. Очень часто невѣста бываетъ даже старше жениха, потому что родители и старые люди разсуждаютъ такъ, что въ молодость свою она должна поработать для дома, въ которомъ родилась и выросла. Если она выходитъ за мужъ слишкомъ молодою, женихъ платитъ за нее родителямъ, чтобы нѣсколько вознаградить ихъ за потерю работницы; впрочемъ это бываетъ не всегда.
       Свадьба у болгаръ сопровождается всевозможными пиршествами еще за цѣлую недѣлю до брака и добрыхъ пять, шесть дней послѣ брака. И въ каждый день свои особыя церемоніи, торжества и обряды, въ каждой мѣстности свой норовъ, свой порядокъ церемоніямъ. Но вездѣ однако за нѣсколько дней до брака совершается обрядъ, называемый засѣекою. Между всѣми славянами только у однихъ болгаръ существуете этотъ обрядъ.
       Въ назначенный день собирается множество гостей и родственниковъ въ домѣ жениха. Это бываетъ утромъ. Посреди избы стоятъ три скамьи и на каждой изъ нихъ — по ситу и по корыту. Когда всѣ собрались, начинаютъ пѣть, но какъ то особенно торжественно и протяжно. Вскорѣ изъ толпы выделяются три дѣвушки съ мукою, каждая подходитъ къ одному изъ корытъ и начинаютъ просѣвать муку подъ звуки пѣсни. Къ нимъ подходитъ маленькій мальчикъ, одѣтый по праздничному, бросаетъ соль въ каждую кучу муки и наливаетъ воду. Дѣвушки мѣсятъ тѣсто и дѣлаютъ хлѣбъ и калачъ, сажаютъ въ печку и при этомъ все поютъ и поютъ. Когда хлѣбы готовы, женщины сажаютъ жениха на скамью, развязываютъ ему поясъ, одинъ конецъ набрасываюсь на глаза черезъ голову, младшая сноха разламываетъ надъ его головою меденикд (калачъ обмазанный медомъ) и вымазанными медомъ руками мажеть его по лицу, приговаривая: «Любите да жалуйте другъ друга, какъ пчела медь». Затѣмъ она разламываетъ калачъ на мелкіе куски и разносить всѣмъ гостямъ, ...* . Вечеромъ того же дня у жениха и у невѣсты, у каждаго изъ нихъ порознь справляется, вечеринка, которая, вѣроятяо, по этому и называется раздѣлна вечера. На этой вечеринкѣ женихъ прощается съ своими друзьями: онъ уже теперь переходить въ разрядъ женатыхъ людей.
       Вечеринки эти особенно любимы молодежью. На нихъ исключительно собираются дѣвушки и юнаки, все народъ неженатый; старики и даже молодыя замужнія женщины сюда не допускаются. Смѣху, веселью да остротамъ и конца нѣтъ!
       Пиръ этотъ особенно оживляется послѣ ужина. Дѣвушки прямо изъ за стола бросаются прятать ухваты и рожны, чтобы мужчинамъ нечѣмъ было мѣшать уголья; мужчины начинаютъ мѣсить хлѣбы. Но прежде, чѣмъ приняться за дѣло, долго розыскиваютъ кухонные снаряды. Кто ничего не нашелъ, обмазываетъ руки тѣстомъ, разрываетъ жаръ, разбиваетъ уголья какой нибудь палкой и бросаетъ въ печку калачъ. Испеклись калачи, всѣ сразу бросаются ихъ доставать, хватаютъ прямо руками, обжигаются, другъ надъ другомъ острятъ и грозятъ не подѣлиться калачемъ съ той дѣвушкой, которая лучше всѣхъ припрятала ухваты.
       Въ то же время справляется вечеринка и у невѣcты. Сюда не допускаюсь ни мужчннъ, ни замужннхъ женщинъ, а присутствуют только подруги, который и поютъ ей все время разныя подходящія къ этому случаю нѣсни.
       Наканунѣ свадьбы у жениха собирается вся родня и торжественно, при всей честной компаніи, убиваютъ быка для свадебнаго пиршества; при этомъ быку украшаютъ голову и рога цвѣтами и вѣнками и поютъ ему пѣсни.
       Въ воскресенье справляется самая свадьба. Женихъ вмѣстѣ съ своими гостями отправляется къ невѣстѣ, чтобы вести ее подъ вѣнецъ. Пришли они въ невѣстинъ домъ, но невѣста окружена роднёю и стоить посреди компаты, держа въ рукахъ рѣшето съ сѣменами. Комната заперта, ее даже стерегутъ и, при приближенія жениха, оттуда раздается пѣсня: «Откупайте сноху девери, дорога сноха, цѣнна она»... Девери бросаюсь нѣсколько монета привратникамъ и двери отворяются. Въ эту минуту къ невѣстѣ подходитъ посаженая мать, надѣваетъ на голову вѣнокъ изъ вѣтвей, а свекровь серебрянное украшеніе и невѣсту подводятъ къ жениху. Затѣмъ имъ подаютъ поясъ, за который кромѣ жениха и невѣсты держится еше и деверь, а женщины при этомъ берутъ зажженпыя свѣчи и поютъ пѣсни. Наконецъ всѣ отправляются въ церковь, гдѣ должепъ совершиться обрядъ вѣнчанія.
       Когда невѣста выйдетъ изъ церкви, то золовки разсыпаютъ ей подъ ноги жито и мелкія деньги. Но вотъ свадебный поѣздъ возвратился изъ церкви и приблизился къ дому жениха. Его родители встрѣчаютъ молодыхъ съ хлѣбомъ солью и просятъ ихъ сойти съ телеги. Молодые не трогаются съ мѣста, а только кланяются. «Тогда отецъ обѣщаетъ подарить нѣсколько овецъ, коровъ, коней, виноградникъ и т. п.» Обѣщанія строго соблюдаются. Мать при этомъ дарить какое нибудь украшеніе молодой невѣсткѣ. Когда молодая сошла съ телѣги и дошла уже по разостланному холсту до порога, то ей подаютъ сосудъ съ медомъ и вѣнокъ изъ цвѣтовъ; медомъ мажетъ она всѣ пороги, пока не дойдетъ до горницы. Старые люди говорятъ, что она должна это дѣлать для того, чтобы ее полюбили новые родные. При входѣ молодыхъ въ горницу, имъ подаютъ по ребенку: мужу мальчика, a женѣ дѣвочку. Молодые цѣлуютъ дѣтей, гладятъ ихъ по лицу и по головкѣ и дарятъ имъ плоды, которыя имъ тутъ же подносятъ.
       Нѣсколько дней послѣ свадьбы по вечерамъ бываютъ пиры, а днемъ невѣста должна исполнять одинъ за однимъ какой нибудь предписанный ей обрядъ.
       Одинъ день она должна передъ своими новыми родными вымести избу, мыть посуду и наконецъ замѣсить калачъ. Во все время ея работы, подсмѣиваются надъ ея неопытностью въ этихъ дѣлахъ. Въ другой разъ ее отправляютъ къ колодцу за водой. Всѣмъ, кого бы она ни встрѣтила на дорогѣ, она должна поцѣловать руку. Когда она приходить къ колодцу, то сперва обходить его кругомъ и при этомъ высыпаетъ по дорогѣ изъ рукавовъ просо, а въ самый колодезь бросаетъ монету, которую приносить изъ дому во рту.

       Внедрение пития началось уже тогда:
       *[которые тотчасъ запиваютъ его виномъ изъ серебряннои чарки. Такія чарки можно найти у каждаго селянина въ Болгаріи; онѣ употребляются только въ торжественныхъ случаяхъ и передаются въ наслѣдство отъ отца дѣтямъ]

Tags: книга, свадьба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments