Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Италия. Рим. Восковые фигуры. Катакомбы




Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.:283

Представленія восковыми фигурами страданій различным мучениковъ. — Капелла мертвыхъ, убранная человеческими костями. — Катакомбы.

      Во время страстной недѣли въ часовняхъ и близъ кладбищъ даютъ часто представления изъ жизни и страданій мучениковъ, которыхъ изображаютъ восковыми фигурами. Эти восковыя фигуры сдѣланы съ большимъ искуствомъ и ихъ живописныя одежды и прекрасное освѣщеніе показываютъ какъ, заботятся о привлекательности этихъ представленій. И дѣйствитеіьно, множество народу толпится у входа и баіокки одинъ за однимъ падаютъ въ мѣдную вазу, которая стоитъ возлѣ привратника. Эти восковыя куклы то изображаютъ мученицу Агнесу,которая въ воздушныхъ одеждахъ спускается съ прозрачныхъ облаковъ, то Моисея въ пустынѣ: при этомъ обыкновенно зрителямъ представляется прекрасный пейзажъ: тамъ и сямъ нависшія скалы и горы, по которымъ легко пробираются овцы; всюду мелькаетъ чудная зелень пальмъ.
      Но самое любимое представленіе народа — мученичество св. Эразма. Святой лежитъ навзничь на доскѣ; животъ у него разрѣзанъ и двое палачей наматываютъ кишки на дощечку. У умирающаго Эразма уже свѣшивается голова. Возлѣ него стоитъ жрецъ Зевса (языческій священникъ) съ вѣнкомъ на головѣ, въ пышной одеждѣ, и указываетъ Эразму на Зевса, изображеніе котораго стоитъ тутъ же въ углу. Фигура этого жреца скорѣе добродушная, чѣмъ суровая, и онъ ясно говоритъ своимъ кроткимъ лицомъ: «- Принеси, другъ мой Эразмъ, поскорѣе жертву Зевсу, и все будетъ забыто.» Все это мученіе совершается передъ престоломъ императора Адріана. Онъ глядитъ на пытку совершенно спокойно; возлѣ него два воина съ копьями въ рукахъ. У него черная, какъ смоль борода и на головѣ лавровый вѣнокъ. Въ этихъ представленіихъ, конечно, нечего искать исторической правды.
      Въ страстную недѣлю тоже нужно пользоваться случаемъ, чтобы посѣтить тѣ замѣчательныя церкви и часовни кладбищъ, которыя бываютъ мало доступны публикѣ въ обыкновенные дни. Часовни кладбищъ состоятъ обыкновенно изъ верхней и нижней церкви. Въ верхней церкви стоитъ въ страстную недѣлю гробъ, покрытый чернымъ покровомъ, окруженный кипарисами и канделябрами; на гробѣ лежитъ распятіе и черепъ. Но если вы спуститесь въ подземную церковь часовни Систо, вы увидите тамъ такія вещи, которыя вамъ разумѣется не приходилось и не придется нигдѣ встрѣтить. Стѣны и потолокъ этой маленькой церкви сплошь покрыты фантастическими арабесками и мозаиками. Въ одномъ мѣстѣ вы замѣчаете тщательно и изящно сдѣланные цвѣты, въ другомъ розетки, въ третьемъ звѣзды, квадраты, кресты и самыя разнообразныя украшенія, какія только можетъ изобрѣсти богатая восточная фантазія. И, представьте, все это сдѣлано, все до послѣдней вещи составлено изъ человѣческихъ костей. Цѣлые скелеты стоятъ въ нишахъ часовни, каждый изъ нихъ держитъ въ костяныхъ пальцахъ какую нибудь наднись: изреченіе о суетѣ жизни, или просьбу къ живымъ не забывать объ умершихъ. Въ одномъ мѣстѣ часть стѣны покрыта маленькими дѣтскими черепами, въ другомъ черепами большихъ; тутъ собраны однѣ плечечевыя кости, тамъ составлены арабески изъ грудныхъ костей, клютацъ, реберъ, пальцевъ. Все подобрано, размѣщено съ большимъ вкусомъ и обращено въ красивую мозаику. Самыя люстры фантастически составлены изъ человѣческихъ костей. Вдоль стѣнъ, сплошь покрытыхъ этими украшеніями изъ костей, череповъ и скелетовъ, сидятъ рядами въ шелковыхъ платьяхъ женщины и дѣвушки. Онѣ такъ освоились съ этой обстановкой, что многія изъ нихъ сидятъ подъ осклабившимся скелетомъ и весело болтаютъ съ подругой о житейскихъ дѣлахъ.
      Такъ какъ мы уже разъ забрались въ подземелья, то поговоримъ о римскихъ катакомбахъ. Думаютъ, что катакомбы эти образовались тогда, когда въ цвѣтущій періодъ этого города созидали громадныя постройки; полагаютъ, что матеріалъ для нихъ брали не съ поверхности, а больше изъ земной глубины. Для этого продѣлали множество ходовъ и чтобы производить дальнѣйшія работы, ставили столбы. Такимъ образомъ, подъ большею частью Рима были проведены подкопы. Когда христіанство стало сильно распространяться въ этой столицѣ, а императоры римскіе начали преслѣдовать христіанъ, то подкопы эти послужили убѣжищемъ, гдѣ преслѣдуемые собирались и совершали богослуженіе, — убѣжищемъ, тѣмъ болѣе удобнымъ, что многія изъ подземелій представляли лабиринтъ, гдѣ трудно было бы отыскать людей, въ нихъ скрывавшихся. Христіане и стали правильно устроивать и разширять уже готовыя пещеры, особенно для погребенія своихъ собратій. Эти катакомбы были совершенно забыты въ средиіе вѣка и за это время стали совсѣмъ разрушаться и дѣлаться недоступными, только въ ХѴІІ-мъ столѣтіи ихъ снова открыли. Почти всѣ они расположены чрезвычайно неправильно и состоятъ изъ пересѣкающихся, большею частью узкихъ ходовъ. По обѣимъ сторонамъ этихъ ходовъ находятся гробницы, вырубленныя въ туфѣ и закрытыя мраморными плитами или кирпичемъ. Часто отъ осьми до десяти подобныхъ гробницъ лежатъ одна надъ другою; но нерѣдко встрѣчаются и болѣе красивыя кладбища, въ которыхъ надъ могилою въ туфѣ вырублена ниша. Побродивши по узкимъ корридорамъ, часто входишь въ довольно просторную четырехугольную комнату съ круглымъ потолкомъ, украшенную живописью, и въ которой со многихъ сторонъ расположены подъ арками богатыя мѣста для погребенія. Должно быть, это были или семейные склепы достаточныхъ христіанъ, или могилы мучениковъ; думаютъ, что въ этихъ самыхъ комнатахъ и происходили собранія христіанской общины.
Tags: Водовозов, Италия, Римская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments