Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Италия. Страстная неделя. Театры




Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.:286
Театръ маріонетокъ на Монтанарѣ и театръ Св. Аполлинарія.
       Театровъ чрезвычайно много въ Италіи: городъ позначителыіѣе и въ немъ два, три театра. Входъ въ нихъ чрезвычайно дешевъ, отъ 1-го до 7, 8 байоки, слѣдовательно театры въ Италіи доступны бѣднѣйшимъ классамъ. И, дѣйствительно, самое любимое развлечете итальянца въ праздничные и будніе дни послѣ работы — это театръ. Здѣсь сильно распространены театры маріонетокъ. Въ Римѣ ихъ два: одинъ на площади Монтанара, другой на площади Св. Аполлинарія. Монтанарскій кукольный театръ предназначается для самыхъ низшихъ слоевъ народонаселенія; во второмъ куклы уже болѣе изящныя, во фракахъ и перчаткахъ, и всѣ представленія заканчиваю™ великолѣпнымъ балетомъ. Куклы на Моятанарѣ, напротивъ, совсѣмъ еще нетронуты образованіемъ, одѣты обыкновенно очень странно, въ средневѣковыхъ костюмахъ и ведутъ себя совсѣмъ дико. Даютъ на этомъ театрѣ обыкновенно старыя рыцарскія трагедии или совсѣмъ устарѣвшія вещи, которыя наполнены ужасомъ и дракою.
       Если дается какая-нибудь историческая пьеска, то исторической правды въ ней тоже нечего искать, такъ какъ имена и событія перепутаны. Все-таки этого рода удовольствія приносятъ гораздо большую пользу народу, чѣмъ испанскія травли или посѣщеніе кабака. На площади Монтанарѣ въ полномъ смыслѣ слова кипитъ римская народная жизнь, но только самыхъ низшихъ, бѣднѣйшихъ слоевъ общества. Все здѣсь имѣетъ бѣдный, неопрятный видъ: самые товары прежде всего говорятъ, что здѣсь торгуютъ только на копѣйки. Больше всего и въ ящикахъ, и въ кучахъ навалены груды окурковъ сигаръ, которые подобраны на улицѣ маленькими мальчиками и теперь ими продаются. Бѣдный людъ и работники изъ Кампаньи скупаютъ ихъ для трубки или для жеванья. На углу улицы сидитъ за своимъ столомъ писецъ съ бумагой, перомъ и огромной чернильницей: онъ за байоки одному пишетъ письмо къ роднымъ, другому просьбу, третьему контракта. И такъ, для кукольнаго театра выбрано здѣсь хорошее мѣсто: онъ найдетъ свою публику въ мальчикахъ, нищихъ, работникахъ и поденыцикахъ, которые вечеромъ идутъ отдохнуть и развлечь себя зрѣлищемъ.
       Передъ лавкой, гдѣ продаются билеты, огромная толпа людей и раздаются пронзительные голоса. Во время карнавала публика въ Монтанарскомъ театрѣ бываетъ особенно многочисленна. Грязный, старый домъ театра стоитъ въ мрачномъ углу и освѣщенъ далеко не блистательно. Въ театрѣ три разряда мѣстъ: въ райкѣ и пальхетонѣ по два байока, а въ партерѣ по одному байоки. Взявши билетъ, не легко протолкаться въ театръ: узкая лѣстница биткомъ набита народомъ, особенно мальчишками, и со всѣхъ сторонъ раздается оглушительный шумъ. Наконецъ, послѣ громадныхъ усилій, вы вталкиваетесь съ огромною толпой, садитесь въ пальхетонъ, который точь-въ-точь громадный, плохой, узкій деревянный ящикъ съ шатающимися скамейками. Занавѣсъ, который закрываетъ кулисы, аляповато разрисованъ мифологическими фигурами. Подъ пальхетономъ внизу помѣщается партеръ. Трудно себѣ представить, какая грязь и безпорядокъ на полу партера: остатки тыквъ, объѣдки фруктъ и клочки бумаги такъ плотно покрываютъ полъ, что въ первую минуту этотъ мусоръ можно принять за пестрый пушистый коверъ. Если представленіе идетъ во время карнавала, то публика носитъ какой-то театральный характеръ: вотъ входятъ въ партеръ маски съ карнавала: полишинели съ кнутами, съ надутыми пузырями, доктора-чудодѣи съ трубками и всевозможные уроды и чортики. Поднимается общій хохотъ и маски занимаютъ мѣста, поворачиваясь безпрестанно взадъ и впередъ, хихикая и подмигивая.
       Задолго еще до начала представленія въ театрѣ отъ духоты уже совсѣмъ нельзя дышать, въ это время разносчики ловко пробираются среди скамеекъ съ замороженной водой, съ пряниками, пирогами и тыквенными зернами въ сахарѣ. Скоро весь театръ начинаетъ грызть зерна и бросать остатки и скорлупу на полъ; а мальчики, чтобы продлить наслажденіе, суютъ пироги и гостинцы въ мѣшочкахъ въ трещины пальхетона, и такъ висятъ эти сласти, точно сталактиты въ пещерахъ.
       Публика начинаетъ кричать: «Начинайте! начинайте!» Раздаются со всѣхъ сторонъ крикъ, свистъ и пронзительный шумъ, въ минуту все сливается въ какой-то оглушительный ревъ, который наконецъ покрываетъ музыка. Непривычному слушателю кажется, что потрясающіе звуки оркестра сейчасъ разорвутъ ему барабанную перепонку, но, черезъ несколько минуть, онъ привыкаетъ и къ страшному гулу, и къ мѣднымъ трубамъ музыкантовъ. Вотъ поднимается занавѣсъ и являются куклы: росту онѣ не болѣе двухъ футовъ, но члены ихъ очень искусно прилажены и дѣлаютъ всевозможныя движенія съ необыкновепнымъ комизмомъ. Стукъ ихъ деревянныхъ ногъ, постоянное припрыгиванье и странные жесты, вмѣстѣ съ декламаціей, невидимыхъ голосовъ, которые раздаются сверху производятъ презабавное дѣйствіе. Если какаянибудь кукла начинаетъ вдругъ плохо дѣйствовать, тогда сверху къ ней на помощь появляется человѣческая рука, и эта рука кажется громадною рукою великана,— такъ скоро глазъ привыкаетъ къ маленькому размѣру этихъ фигуръ.
       Куклы въ напыщенныхъ рѣчахъ вызываютъ другъ друга на бой, проклинаютъ, убиваютъ, измѣняютъ родинѣ и своимъ благодѣтелямъ. Публика такъ одушевляется, такъ сочувствуетъ героямъ, что нѣтъ-нѣтъ да и полетитъ деревяшка въ голову измѣнника. Величайшій восторгъ возбуждаютъ сцены бѣснованія, сраженій, убійствъ и злодѣйствъ. При представленіи битвъ, за сценой постоянно раздаются звуки барабана. Сражающіяся куклы, которыя по большей части изображаютъ рыцарей и мавровъ, иногда рубятся между собою впродолженіи нѣсколькихъ минутъ съ невыразимою храбростью. При этомъ куколъ очень ловко приподпимаютъ на воздухъ, наклоняютъ другъ къ другу, а руки ихъ двигаютъ ниточками такъ, что шпаги постоянно производятъ страшный звонъ. Побѣжденная сторона гибнетъ всегда попарно: сначала падаютъ двѣ куклы за разъ, за ними еще двѣ и такъ далѣе, до тѣхъ поръ, пока всѣ воины свалятся въ огромную кучу, на которую становится полишинель и сиплымъ голосомъ, обращаясь къ публикѣ, отпускаетъ разный остроты. Затѣмъ слѣдуетъ антрактъ. Какой тутъ происходить шумъ, трудно и вообразить себѣ: публика больше всего напоминаетъ въ эту минуту дикихъ звѣрей, которыхъ стащили со всѣхъ концовъ міра и заперли въ большую желѣзную клѣтку. Изъ партера постоянно переползаютъ мальчишки въ пальхетонъ, чтобъ тайкомъ помѣститься въ болѣе дорогомъ мѣстѣ. Они лазаютъ, какъ кошки, но если замѣтитъ ихъ блюститель порядка, то безцеремонно хватаетъ ихъ за лохмотья одежды, и они, какъ снопы, падаютъ внизъ. Отвернулся на минутку стражъ и мальчики опять лѣзутъ на пальхетонъ, или подползаютъ къ сценѣ, поднимаютъ занавѣсъ и съ любопытствомъ посматриваютъ на приготовленія.
       Но мы заглянемъ теперь въ театръ св. Аполлинарія. Куклы здѣсь въ ростъ человѣка и играютъ передъ весьма порядочной публикой, на маленькой очень изящно убранной сценѣ, съ прекрасно разрисованными кулисами, съ болѣе, чѣмъ гдѣ бы то ни было, усовершенствованной сценической механикой.
       Здѣсь за мѣсто въ нартерѣ платятъ уже три байоки, а за пальхетонъ пять. Тутъ уже встрѣтишь публику почище, большею частью средній классъ, который, какъ и простой народъ, очень любитъ кукольную комедію. На этомъ театрѣ даютъ тоже рыцарскія драмы, только актеры являются въ изысканныхъ костюмахъ: на рыцаряхъ дорогія брони, а на дамахъ бархатныя платья со шлейфами. Каждая пьеса оканчивается прекраснымъ балетомъ: то куклы носятся какъ бабочки, вертятся на цыпочкахъ, то становятся на колѣпи, и по большей части оканчиваютъ эти танцы живописною группой при освѣщеніи бенгальскиыъ огнемъ. При этомъ, во время танцевъ, онѣ съ самою непринужденною граціею протягиваютъ другъ другу руки, кланяются....
       Публика въ восторгѣ имъ аиплодируетъ; онѣ легко подбѣгаютъ къ краю сцены, дѣлаютъ глубокій и граціозный реверансъ.... апплодисменты усиливаются: онѣ дѣлаютъ еще и еще реверансъ, прижимаютъ даже руку къ сердцу, точь въ точь, какъ самыя лучшія балетчицы.
Tags: Водовозов, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments