Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Танцующія башни Иолы



Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.:312

Танцующія башни Иолы.

       26-го Іюня всѣ спѣшатъ въ Иолу, куда изъ Неаполя по желѣзной дорогѣ можно доѣхать съ небольшимъ въ одинъ часъ. Лишь только успѣешь вступить въ шумный городъ, какъ васъ поразитъ въ этотъ день необыкновенно странное зрѣлище, которое заставитъ думать, что вы пріѣхали въ Индію или въ Японію, но никакъ не въ европейскій городъ. На встрѣчу вамъ идете высокая, выше всѣхъ построекъ въ этомъ городкѣ, башня наполненная народомъ, украшенная всевозможными изваяніми и фигурами въ странныхъ одеждахъ, блещущая на солнцѣ золотомъ, серебромъ и яркокрасными тканями.... Какъ? башня съ людьми такъ таки и идетъ? Да башня дѣйствительно идетъ и не только съ людьми, но и съ цѣлымъ оркестромъ музыки.... Дѣло въ томъ, что она построена очень легко и нѣсколько десятковъ людей несутъ ее на своихъ плечахъ. Вы не успѣли еще опомниться и разглядѣть это чудо, какъ слышите громкую, рѣзкую музыку и обарачиваетесь.... Представьте, сзади васъ идетъ такая же огромная пятиэтажная башня, только нисколько иначе разукрашенная..,. Изъ боковой улицы опять музыка и опять появляется такая же странствующая башня и такимъ образомъ этихъ башенъ набирается около десятка. Всѣ онѣ построены изъ столбиковъ въ пять этажей, съ нишами, арками и безчисленными фигурами. Столбы обклеены золотой и серебряной бумагой, но такъ искусно, что блестятъ на солнцѣ точно вылитые изъ чистаго серебра и золота. Золотистый куполъ покрываете каждую изъ нихъ. Въ нижнемъ этажѣ сидятъ дѣвушки, съ ногъ до головы прелестно украшенныя цвѣтами; сзади въ различныхъ позахъ стоятъ мальчики въ шлемахъ изъ золотой бумаги, въ нишахъ и по бокамъ каждаго этажа ставятъ фигуры съ разными эмблемами: то стоите ангелъ съ знаменами или арфою, то прелестный юноша съ рогомъ изобилія, изъ котораго онъ сыплете дорогіе цвѣты. Въ слѣдующемъ этажѣ, между фигурами патроновъ, стоитъ ангелъ и качаетъ кадильницу. Въ среднемъ этажѣ сидитъ оркестръ изъ нѣсколькихъ музыкантовъ, оглушительно играютъ на барабанахъ, литаврахъ, треугольникахъ и рожкахъ. Съ самымъ большимъ искуствомъ обыкновенно украшена передняя сторона башни, задняя же покрыта миртовыми вѣтвями съ воткнутыми подлѣ знаменами. Въ изумленіи вы умоляете перваго попавшагося мѣстнаго жителя объяснить вамъ причину этого страннаго явленія. «Сегодня праздникъ св. Паулина», отвѣтятъ вамъ, «и башни дѣлаютъ въ память этого святаго: когда онъ возвратился въ Иолу изъ варварской страны, то былъ встрѣченъ нашими гражданами, которые въ это время танцовали и несли передъ собою обелискъ.... Вотъ почему и всѣ эти обелиски идутъ къ каѳедральному собору, чтобы танцовать передъ нимъ, когда начнется служба». Вы идете на площадь передъ соборомъ, чтобы во очію видѣть это странное зрѣлище.
       Но прежде, чѣмъ разсказывать о пляскахъ башенъ, мы дадимъ понятіе о томъ, какъ ихъ строятъ и кто этимъ занимается. Каждое значительное ремесло поставляетъ по такой башнѣ на праздникъ св. Паулина. Не одинъ работникъ работаете эти башни и иногда работаются они въ продолженіе цѣлаго полугода, не мало и денегъ затрачивается на это удовольствіе, каждая башня стоитъ не менѣе 300 руб. на наши деньги. Во время ихъ сооруженія, чтобъ защитить ихъ и работниковъ отъ непогоды и солнца, устраиваютъ палатки, обтянутыя полотномъ. Посмотрѣвъ на эти башни, когда всѣ онѣ стоятъ на площади передъ соборомъ, вы сейчасъ узнаете; какому ремеслу каждая изъ нихъ принадлежитъ.
       Съ башни жнецовъ, или земледѣльцевъ свѣшивается серпъ; у пекарей — два большіе кренделя; у мясниковъ висите кусокъ говядины; у портнаго бѣлая жилетка; у сапожника башмакъ; у пицикароли (торговца жирными товарами) — сыръ.; у садовниковъ тыква; у виноторговцевъ — бутылка; кромѣ того въ каждой башнѣ, въ одномъ изъ верхнихъ ея этажей, стоитъ человѣкъ, который держитъ эмблему того или другаго ремесла: такъ въ башнѣ садовника стоитъ юноша съ рогомъ изобилія, изъ котораго онъ щедро сыплетъ цвѣты; въ башнѣ кабатчиковъ два человѣка держатъ боченокъ.... И такъ, всѣ эти башни съ музыкой потянулись къ собору, за ними бѣжитъ громадная, шумная толпа въ пестрахъ костюмахъ, съ знаменами въ рукахъ изъ золотой и серебряной бумаги. Эта дикая музыка, балконы, ярко разукрашенные цвѣтами, разодѣтыя веселыя дѣвушки, странныя ярко блестящія башни, палящій жаръ неаполитанскаго неба, дикій шумъ веселой, буйной и ликующей толпы, все это страшно ошеломляете свѣжаго человѣка и переносите его во времена язычества.
       Шествіе открываетъ маленькая башня, въ нижнихъ этажахъ которой сидятъ увѣнчанныя цвѣтами дѣти, за башней несутъ корабль, на которомъ сидитъ мальчикъ, одѣтый туркомъ съ алымъ цвѣткомъ въ рукѣ. За этимъ кораблемъ несутъ другой, совершенно вооруженный военный корабль. Въ этомъ кораблѣ стоитъ молодой человѣкъ въ мавританской одеждѣ и съ наслажденіемъ куритъ сигару, а у руля на колѣняхъ стоитъ фигура самаго св. Паулина. Странное зрѣлище представляется путешественнику, когда такая башня достигаетъ собора; она останавливается, и къ ней подходитъ человѣкъ, который начинаешь бить тактъ палкою; музыка издаетъ звуки и носильщики начинаютъ дѣлать танцовальныя движенія.... При этомъ башня такъ качается, что кажется она готова упасть; фигуры движутся, знамена шумятъ.... Потанцовавши такимъ образомъ минута пять, башня становится въ сторонѣ и на ея мѣсто приходить другая, которая танцуетъ точно также, а къ первой, уже оттанцовавшей башнѣ, подходить кружокъ юношей и начинаетъ выдѣлывать разные па. Когда перестаете танцовать кружокъ этихъ молодыхъ людей, танцуютъ солисты въ серединѣ круга. Иногда во время танцевъ они схватываютъ человѣка, который выдѣлываетъ у нихъ на рукахъ разныя движенія, наконецъ растягивается у нихъ на рукахъ и свѣшиваетъ голову, точно мертвый. Кругомъ его начинается опять живая пляска. Скоро онъ снова поднимается, тряхнулъ кудрями, улыбаясь, щелкнулъ въ кастаньеты и опять пустился въ плясъ. Эти танцы въ кругахъ происходите съ разными варіаціями: иногда они напоминаютъ даже нашихъ паяцовъ, дѣлающихъ разныя штуки передъ окнами ... Все это проходите снаружи передъ соборомъ, въ которомъ идетъ служба и никто изъ присутствующихъ не объяснить вамъ смыслъ и значеніе этихъ танцевъ. Кончились танцы, кончилась и служба и изъ церкви повалило духовенство въ торжественной церемоніи, сзади ихъ пошли и эти башни, окруженные большою, шумною, веселою толпою. Началась пальба и эта длинная процессія прошла по всему городу. Вечеромъ бываетъ бѣгъ лошадей, а ночью праздникъ заканчивается великолѣпной иллюминаціей.
Tags: Водовозов, Деванагари, Дервиши, Италия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments