Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Испания. Народные праздники





Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.:370

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ-
Ивановъ день в праздникъ св. Георгія въ Алкоь.

Въ предъидущей главе мы говорили о религіозныхъ празднествахъ, теперь перейдемъ къ народнымъ, безъ всякой примеси религіознаго элемента.
       Ночь на Ивановъ день празднуется во всей Испаніи, а особенно въ Андалузіи, также какъ и въ Россіи: зажигаютъ костры и народъ веселится около нихъ. Только въ одной Гранаде основаніемъ праздника служить противоположный элементъ, т. е. вода.
       Въ Гранаде и ея окрестностяхъ существуетъ такое поверье: если кто въ полночь накануне Иванова дня умоется водой фонтана de la Romba, который въ конце гулянья, называемаго Салот, то весь следующій годъ онъ будетъ удивительно бель и красивъ. Поэтому толпы народа съ восьми часовъ наполняютъ все бульвары и самый Салонг. Все аллеи обвешаны сверху до низу разноцветными фонарями, а въ средине подъ сводами, образуемыми густолиственными ветвями, висятъ огромныя люстры. Въ разныхъ палаткахъ продаютъ фрукты, пряники, конфекты. Вдругъ все смолкло, все остановились.
       Съ башни несутся мерные удары; бьетъ 12 часовъ. Съ последнимъ ударомъ все ожило и повсюду раздался оглушительный крикъ: «двенадцать»! Въ ту же минуту поднимается страшная суматоха. Все бегутъ къ фонтану, съ хохотомъ и криками обливаютъ другъ друга... Тутъ борятся двое парней, здесь кричитъ мальчишка, котораго поймали и купаютъ; тамъ какая нибудь красавица догоняетъ двухъ мужчинъ со стаканомъ воды и старается ихъ облить. Такая возня продолжается около часу. Праздникъ кончается иной разъ и драмой; какая нибудь молоденькая девушка обидится, что ее облили черезчуръ сильно и расплачется; тогда ея новіо съ быстротою молніи налетаетъ на виновнаго и дело нередко кончается опасными ранами. Не даромъ говорятъ въ Гренаде, что въ Ивановъ день собираются къ фонтану мыть себе лицо и угощаться навахами.
       Весьма интересенъ также праздникъ св. Георгія въ Алкое (въ провинціа Валенсіи); кроме обыкновенныхъ удовольствій — боя быковъ и фейерверковъ, тутъ самымъ оригинальнымъ образомъ даютъ представленіе, изображающее бой между христіанами и маврами. Это представленіе даютъ въ воспоминаніе следу ющаго событія. Въ 1257 году на городъ напали неверные и онъ былъ бы взятъ, еслибы не чудесное появленіе св. Георгія, говорить преданіе, который самъ сражался въ рядахъ христіанъ. Накануне дня, установленнаго въ память этого святаго, все деревни Алкойскаго округа посылаютъ въ городъ депутацію музыкантовъ, которые, собравшись, проходятъ по всемъ улицамъ, чтобы объявить о завтрашней церемоніи. Музыканты съ барабанами, гобоями, трубами, мандолинами и гитарами появляются на другой день и за ними ѣдутъ христіане и мавры. Праздникъ начинается шествіемъ духовенства; оно отправляется на большую площадь, где устроена для нихъ палатка, обтянутая ситцемъ. Духовенство входить въ нее и предъ нимъ начинаютъ проходить христіане и мавры: одни пешкомъ, a другіе на лошадяхъ, въ полномъ военномъ убранстве. Пройдя городъ, оба войска разделяются на различный группы и исполняютъ національные танцы предъ жилищемъ алькада и другихъ почетныхъ лицъ. На третій день праздника происходить представление боя между христіанами и неверными. Съ утра оба войска собираются на большой площади, христіане съ одной стороны, мавры съ другой; последніе скоро удаляются и направляются къ однимъ изъ городскихъ воротъ, которыя они предполагаютъ осаждать: но напередъ они посылаютъ къ начальнику христіанскихъ войскъ парламентера на великолепно убранной лошади, который идетъ къ палатке и, приветствуя по восточному непріятельскаго начальника, отдаетъ ему письмо. Тотъ разрываетъ письмо въ куски и объявляетъ, что онъ никогда не согласится сдаться врагамъ христіанъ. Посланный удаляется и извещаетъ своихъ объ этомъ отказе; за этимъ следуетъ большое, торжественное посольство, въ которомъ принимаютъ участіе те, которые всего богаче наряжены. Начальника вводятъ съ завязанными глазами къ христіанскому предводителю и онъ убеждаетъ его сдаться; но тотъ отказывается съ негодованіемъ и посланникъ удаляется въ сопровождена своихъ. Каждая сторона приготовляется къ сраженію. Лишь только мавры выступаютъ, ихъ принимаютъ ружейнымъ залпомъ, несмотря на то, что действіе происходить въ 1267 году, когда еще не было изобретено огнестрельнаго оружія. Огонь не пугаетъ неверныхъ и въ начале они имеютъ некоторый успѣхъ. Предводитель христіанъ ободряетъ свои войска словами и жестами и они начинаютъ аттаку съ воинскими криками. Однако неверные держатся хорошо; испанскій начальникъ делаетъ новое воззваніе къ своимъ храбрецамъ, которые собираются вокругъ него, гарцуя на своихъ горячихъ коняхъ. Паладины одеты въ старинный испанскій костюмъ, который заставляетъ, разумеется, многаго желать относительно археологической точности. Костюмъ мавровъ не более удаченъ: такъ одеваются во время масляницы, когда хотятъ вырядиться туркомъ, но на самомъ деле такой нарядъ скорее пародія на турецкій костюмъ: у нихъ громадный тюрбанъ, короткій камзолъ съ выемкою, широкіе шаровары, завязанные на лодыжке. Но я еще более удивлю моихъ читателей, когда скажу, что лошади, на которыхъ сидятъ воины, не натуральный, а сделаны изъ картона въ роде техъ, что мы видимъ въ игрушечныхъ лавкахъ... Какъ же онѣ двигаются и темъ более, какъ же это оне горячатся подъ своими седоками, какъ было сказано выше? А вотъ какъ: лошадь устроена такъ, что воины опускаютъ въ нее свои ноги и такимъ образомъ они стоять въ лошади по поясъ и двигаютъ ею, какъ угодно. А чтобы этого не было заметно — по бокамъ лошади изъ бумаги сделаны человеческія ноги и ихъ искусно прикрываютъ одеждою сражающихся. Страшная кавалерія наконецъ тронулась и тот-часъ нанесла большой уронъ невернымъ. Въ конце концовъ победа решительно осталась за испанцами; начались радостныя песни; пленники были проведены по городскимъ улицамъ при звукахъ гитары и затемъ начались танцы, продолжавшіеся далеко за полночь. Но праздники еще этимъ пе кончились: на другой день происходить большая процессія, где умирающіе и раненные просятъ присутствующихъ о вспомоществованіи. Имъ подаютъ кто сколько можетъ и деньги эти, говорятъ, идутъ потомъ въ госпитальную кассу.
Tags: Водовозов, Испания, НЭДБ, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments