Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Испания. Танцы





Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.:372

Страсть испанцакъ танцамъ.— Фанданго.— Ола. — Танецъ среди разставленныхъ стакановъ. — Лапшовые балы. — Танцы съ кувшинами на головахъ. — Танцы у смертнаго одра покойника.

     Танцы играютъ въ жизни испанца огромную роль. Онъ предается имъ чуть не каждый вечеръ, после труда и безделья, въ праздничный и въ будній день; ими кончается и начинается всякое веселіе. Испанецъ весь отдается танцу, увлекается имъ со всемь пыломъ южной страсти. Тутъ выражается вся живость его темперамента, вся страстность его натуры. Не даромъ танцы происходятъ въ соборе, во время религіозныхъ обрядовъ; танцуютъ, какъ увидимъ ниже, даже тогда, когда человека душить тоска и когда отъ горя и отчаянія у него разрывается сердце.
     Испанцы сопровождаютъ свои танцы звуками кастаньетъ, которыя сделаны изъ слоновой кости или изъ дерева. Не менее важную роль тутъ играютъ также бубны; они обыкновенно украшены цветными бантиками и на нихъ нарисована пара, танцующая какой нибудь народный танецъ. Самый известный испапскій танецъ — фанданго. Звуки его, какъ электрическая искра, одушевляютъ сердце всякаго испанца: женщины, девушки, молодые люди, старики — все какъ будто оживають, все повторяютъ его напевъ, одни побрякиваютъ кастаньетами, другіе щелкаютъ пальцами, подражая ихъ звуку. Женщины от личаются въ танцахъ особенной легкостью и гибкостью движеній. Танцующая пара убегаетъ, манить, преследуете другъ друга; но вдругъ музыка прекращается и искуство танцора состоитъ въ томъ, чтобы въ то же мгновеніе остаться неподвижнымъ; когда оркестръ вновь начинаетъ, танецъ продолжается.
     Наконецъ гитары, скрипки, пристукиванія ногами, прищелкиванія кастаньетами и пальцами, гибкія движенія доводятъ и самихъ танцующихъ, и зрителей до высочайшаго восторга. Петь въ Испаніи провинціи, где бы не танцовали фанданго, но всего больше въ ходу этотъ танецъ въ Ла-Манче и Андалузіи. Не менее любимъ андалузцами танецъ ола; онъ обыкновенно исполняется одною танцовщицею. Ола требуетъ более, чемъ всякій другой танецъ, гибкости тела и особенной граціи движеній. Танцовщица склоняется назадъ; ея талія, гибкая какъ тростникъ, сгибается, плечи и руки опускаются въ какомъ-то изнеможеніи и она остается въ такомъ положеніи несколько мгновеній; потомъ сразу, какъ бы пораженная электрическимъ ударомъ, она гордо выпрямляется, ударяетъ кастаньетами и пускается въ плясъ. Всего более славится искусными танцорками — Севилья. Любопытенъ севильскій танецъ vito sêvillomo; его музыка въ высшей степени увлекательна. Вотъ необыкновенно весело и живо зазвенели гитары, кастаньеты и бубны. Посреди стоить столь, на которомъ наставлены стаканы, наполненные виномъ. Танцовщица легко и граціозно вскакиваетъ на столь и выделываетъ па, быстро скользя между стаканами и не только не проливая налитаго въ нихъ вина, но даже и не задевая ихъ. Сидящая вокругъ небольшая публика все более приходить въ экстазъ и въ тактъ музыки напеваетъ различные куплеты, чаще всего тотъ, въ которомъ припевъ: «молодыя девушки изъ золота, замужнія женщины изъ серебра, а старушки изъ жести.» Танцовщица продолжаетъ выделывать па своими маленькими ножками, наконецъ соскакиваетъ со стола и исчезаетъ въ толпе.
     Всего лучше можно наблюдать народные танцы въ городахъ на юге Испаніи, на народныхъ балахъ, называемыхъ въ Севилье, ламповыми балами, по имени медной или железной лампы съ масломъ, которая при этомъ непременно освещаетъ помещеніе. Такіе балы происходятъ обыкновенно въ тавернахъ или въ какомъ нибудь скромномъ домике. Пройдя чрезъ залу, где мирно попиваютъ любители вина, посетители проникаютъ въ patio, окруженный белыми мраморными колоннами, оставшимися еще отъ времени арабовъ; лимонныя деревья украшаютъ потрескавшіяся стены и ползучія растенія обвиваются вокругъ колоннъ, пожелтевшихъ отъ времени; по угламъ двора растутъ бананы съ своими разрезными листьями. Четыре лампы странно освещаютъ эту роскошную растительность; несколько соломенныхъ стульевъ и деревянныхъ скамеекъ ожидаютъ зрителей. Въ урочный часъ дворикъ быстро наполняется посетителями. Въ промежуткахъ между танцами публика подкрепляетъ свои силы маленькими сардинками съ белымъ хлебомъ. Но въ большинстве случаевъ танцы устраиваются совершенно экспромтомъ, на улице: соберутся несколько мужчинъ и девушекъ, странствующій гитаристъ заменяетъ оркестръ и начинается танецъ при аплодисментахъ всехъ присутствующихъ и радостныхъ кувырканіяхъ детей. Въ некоторыхъ местностяхъ танцуютъ иногда очень рано утромъ. Пришли девушки къ фонтану за водой и въ это время къ нимъ подошли вдругъ несколько молодыхъ парней. Девушки, поставивъ кувшины съ водою на головы, подаютъ руку кавалеру и начинаютъ танецъ, не проливая ни одной капли воды. Но кто бы ни устраивалъ эти танцы, где бы они ни происходили, во время ихъ испанцы сильно размахиваютъ руками и всегда танцу ютъ со страстью до опьяненія. Когда мужчина хочетъ танцовать съ какою нибудь девушкою, то бросаетъ у ногъ ея свою шляпу; после танца девушка обнимаетъ и целуетъ своего кавалера, музыканта и певца. Все испанскіе танцы непременно сопровождаются пеніемъ. Певецъ начинаетъ обыкновенно куплетъ своей песни глубокимъ вздохомъ, затемъ гитара бренчитъ несколько тихихъ аккордовъ, которые делаются все громче и скорее: после этого обыкновенно музыканты начинаютъ петь песню, слова которой они большею частію сочиняютъ тутъ же. Куплеты некоторыхъ танцевъ начинаются и кончаются какими-то глубокими вздохами певцовъ и необыкновенно живой танецъ идетъ часто подъ тоскливую, меланхолическую музыку... Въ куплетахъ этихъ испанцы обыкновенно воспеваютъ красоту девушки, которая танцуетъ, иногда же въ ироническомъ тоне старается подметить ея недастатки.
     «Не важничай, синьора,» поютъ они иногда, «что ты высокаго роста, лестницы бываютъ и повыше...» Куплеты и песни сочиняютъ однако не только во время танцевъ. Страсть къ сочинительству въ Испаніи до того развита, что въ провинціи Валенсіи и Каталоніи существуетъ даже следующій любопытный обычай: въ мае каждаго года происходятъ большія народный собранія, где желающіе состязаются въ поэзіи и изъ рукъ «царицы праздника», всякій разъ нарочно для того избираемой, получаютъ различный награды. Въ теченіи последнихъ 15-ти летъ страсть къ этимъ забавамъ, говорятъ, постоянно усиливалась и въ настоящемъ году более 250 сочиненій въ прозе и въ стихахъ, на местномъ наречіи, представлены на майское собраніе.
     Пеніе однако не развито въ Испаніи, испанцы совсемъ плохіе певцы и вовсе не отличаются голосами. По улицамъ большею частью слышишь только однообразный напевъ фанданго, который при дурномъ пеніи въ носъ, свойственномъ андалузцамъ, не особенно пріятенъ для слуха.
     Но возможно ли намъ покончить съ испанскими танцами, не разсказавъ нашимъ читателямъ о томъ, какъ эти танцы устраиваются у смертнаго одра только что умершаго ребенка. Однако они происходятъ только тогда, когда покойнику не более 5-ти летъ. Этотъ обычай укоренился вследствіе такого поверья: испанскій народъ твердо верить, что душа ребенка идетъ прямо въ рай и, превращаясь у престола Всевышняго въ херувима, она уже съ тѣхъ поръ начинаетъ покровительствовать своимъ роднымъ впродолженіи всей ихъ жизни: она постоянно молится за нихъ, охраняетъ ихъ отъ всякой беды и несчастія. Поэтому смерть ребенка считается для семьи величайшимъ счастіемъ и ее встречаютъ веселіемъ, музыкою и пляскою.
     Вотъ среди комнаты на столе лежитъ тело девочки летъ 4-хъ, прикрытое ковромъ и одетое по праздничному; головка ея въ венке изъ прекрасныхъ цветовъ; съ боку стоить чаша со святою водою, а по четыремъ угламъ стола горятъ свечи. Въ углу сидитъ женщина, растрепанная, опустивъ голову на руки и закрывъ лицо... Грудь и стань ея вздрагиваютъ отъ рыданій, которыя она старается подавить всеми силами. Но это ей не удается и глухіе, тяжелые стоны и отчаянные вопли безпрестанно вырываются изъ ея груди...
     Между темь въ другомъ углу комнаты кучкой сидятъ зрители и музыканты, которые наигрываютъ хоту. Подъ звуки музыки, кастаньетъ и хлопанья присутствующихъ въ ладоши молодежь обоего пола выделываетъ па и различныя тѣлодвиженія передъ покойникомъ. Иногда нодъ эти звуки напѣваютъ различный пѣсенки, въ родѣ слѣдугощихъ:


     «У воротъ рая
     Продаютъ башмачки
     Для ангельчиковъ,
     Что здѣсь были босоноги!»
     Лѣтъ 20 тому назадъ такіе похороны отличались еще болѣе дикимъ характеромъ. Въ этотъ день устраивали настоящій пиръ, созывали много гостей и отецъ, или кто нибудь изъ самыхъ близкихъ родственниковъ, послѣ вина, угощеній и пляски молодежи вокругъ покойника, самъ бралъ его на руки и начиналъ танцовать съ нимъ качучу, или малагенью.
Tags: Водовозов, Испания, НЭДБ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments