Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Французская администрация




Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.: 440.

Французская администрация. — Общинное управленіе. — Гибельное вліяніе централізаціи.

      Въ административномъ отношеніи вся Франція раздѣляется на восемдесятъ три департамента, которые подраздѣляются на многіе округи; округи — на кантоны, а каждый кантонъ состоитъ еще изъ нѣсколькихъ общинъ. Въ общинѣ мы не только находимъ нѣсколько отдѣльныхъ сельскихъ жилищъ, но часто цѣлыя деревни, поселки и посады.
      Во главѣ каждаго департамента стоитъ префектъ. Сфера его дѣятельности очень обширна: полиція исполнительная, администрація, собираніе податей, надзоръ за тюрьмами и богоугодными заведеніями и проч. и проч. Во главѣ округа стоитъ подпрефектъ, который находится въ полномъ подчиненіи у префекта: безъ его разрѣшенія и вѣдома подпрефектъ ничего не можетъ рѣшить, ничего не можетъ предпринять въ своемъ округѣ. Общиною управляете мэръ; у него одинъ или нѣсколько помощниковъ и кромѣ того ему помогаете муниципальный совѣтъ, выбираемый гражданами общины. Мэра и его помощниковъ назначаетъ префектъ. Такимъ образомъ мэръ и его помощники, которые ближе всего стоятъ къ интересамъ народа, назначаются безъ участія мѣстныхъ жителей, не изъ ихъ среды, часто даже вопреки ихъ желаніямъ и сочувствіямъ. На практикѣ точно также имѣетъ мало значенія и то, что члены муниципальная совѣта выбираются общею подачею голосовъ, такъ какъ префектъ обыкновенно предписываетъ ему, чѣмъ онъ долженъ заниматься, да притомъ еще объясняетъ, на сколько онъ можетъ касаться того или другаго вопроса, чтобы не идти въ разрѣзъ со взглядами правительства. Въ противномъ случаѣ префектъ имѣетъ право распустить совѣтъ и вмѣсто него назначить коммиссію, которая займется этимъ вопросомъ именно такъ, какъ того желаетъ префектъ.
      Посмотримъ же, какую роль играетъ въ общинѣ мэръ. Въ теоріи мэръ долженъ завѣдывать всѣмъ, что касается устройства и поддержки общественныхъ зданій, кладбищъ, гуляній, площадей, улицъ, дорогъ; на немъ лежитъ обязанность устроивать и поправлять фонтаны, водопроводы, насосы, сточныя ямы. Онъ долженъ принимать мѣры для предупрежденія или прекращена общественныхъ бѣдствій: пожаровъ, моровыхъ повѣтрій, наводненій, скотскаго падежа. Онъ долженъ наблюдать за правильности мѣръ и вѣсовъ у купцовъ, за свѣжестью съѣстныхъ припасовъ. Что касается муниципальнаго совѣта, то онъ контролируете дѣйствія мэра, надзираетъ за управленіемъ общинными имуществами, обсуждаетъ употребленіе суммъ, провѣряетъ счеты, ежегодно подаваемые мэромъ, однимъ словомъ совѣтъ завѣдуетъ подъ руководствомъ мэра всѣмъ хозяйствомъ общины.
      Мэръ, какъ мы уже знаемъ, назначенъ префектомъ, слѣдовательно онъ и дѣйствуетъ сообразно съ его взглядами и вообще онъ не имѣетъ никакой самостоятельности въ своихъ дѣйствіяхъ. Нужно починить мостъ, исправить дорогу, поправить общественное зданіе, назначить сумму на школу, построить мельницу на своей землѣ, — ничего этого не можетъ предпринять сельскій житель, испросивъ только дозволеніе у мэра; по поводу всѣхъ нуждъ и потребностей мѣстнаго жителя затягивается огромная переписка съ префектурой. Замѣтимъ кстати, что префекту помогаетъ въ управленіи департаментомъ два совѣта: совѣтъ префектуры и совѣтъ генеральный. Совѣтъ префектуры есть мѣсто совѣщательное и кромѣ того судебно-административное. Префектъ даетъ совѣту на разсмотрѣніе дѣла по своему усмотрѣнію, однако мнѣнія этого совѣта для него вовсе не обязательны. Совѣтъ префектуры, какъ судебное мѣсто, разбираетъ споры по раскладкѣ налоговъ, ведетъ дѣла о нарушеніи правилъ водяныхъ сообщеній и т. п. Сельскій житель, будучи принужденъ за всякою своею потребностью обращаться къ префектурѣ, выхлопотать нѣсколько оффиціальныхъ разрѣшеній, тратитъ очень много времени и денегъ. Такое положеніе дѣлъ убиваетъ въ народѣ всякую предпріимчивость.
      Приведемъ на это нѣсколько примѣровъ. «Въ одномъ селеніи, близь Парижа, требовалось что-то исправить. По весьма правильно сдѣланной смѣтѣ починка оцѣнена была въ 60 франковъ; но представленіе объ этомъ завалялось между бумагами въ префектурѣ, и, когда, по прошествіи двухъ лѣтъ, бумага вышла наконецъ на свѣтъ, поврежденіе значительно увеличилось и уже потребовалось 400 франковъ. Снова началась переписка. На этотъ "разъ, къ счастію, префектурѣ не было угодно затерять бумагу и допустить зданіе до окончательная разрушенія. Въ этомъ же самомъ округѣ, въ одной общинѣ, понадобилось перекинуть мостикъ черезъ ручей; подрядчикъ брался устроить его за 15 франковъ, префектурѣ показалась ничтожность этой суммы что-то подозрительною; былъ отправленъ, на счетъ обывателей общины, эксперта для обстоятельнаго изслѣдованія дѣла. Эксперта нашелъ мостъ уже готовымъ, ибо нельзя было отложить постройку. Хотя подрядчикъ не издержалъ ничего лишняго противъ условленной цѣны, но расходы для обывателей значительно увеличились, потому что къ нимъ прибавились путевыя издержки эксперта и все, чего стоило мѣстное дознаніе». Такимъ образомъ центральная власть вмѣшивается рѣшительно во все.
      Раздобылъ крестьянинъ денегъ, нашлось у него свободное время и онъ вздумалъ построить домъ, мельницу на своемъ небольшомъ участкѣ земли, но онъ не можетъ сдѣлать это въ то время, когда у него явились свободное время и деньги. Передъ нимъ лежитъ длинный рядъ формальностей, который онъ долженъ пройти самымъ пунктуальнымъ образомъ. Допустимъ, что онъ вздумалъ построить мельницу. Вотъ какія его ожидаютъ формальности: прежде всего онъ долженъ подать прошеніе министру публичныхъ работъ, при этомъ владѣлецъ долженъ написать свою просьбу въ двухъ экземплярахъ и одинъ изъ нихъ на гербовой бумагѣ. Затѣмъ еще необходимо получить свидетельство отъ мэра въ томъ, что онъ законный владѣлецъ участка, на которомъ хочетъ строиться. Всѣ эти бумаги представляютъ министру. Когда до нихъ дойдетъ очередь, а иногда это бываете очень не скоро — министръ разсматриваетъ ихъ и отсылаетъ къ мэру. Тутъ снимаютъ копію съ просьбы и со всѣхъ этихъ дѣлъ и прибиваютъ на цѣлый мѣсяцъ къ стѣнѣ, во избѣжаніе какого нибудь спора. По истеченіи этого времени, назначаются особыя лица освидетельствовать этотъ участокъ и снять планъ съ мѣстности, — все это посылаютъ къ префекту на разсмотрѣніе. Тутъ опять это дѣло долго ждетъ своей очереди, но наконецъ префекту удалось его разсмотрѣть и послѣ этого все увеличивающаяся въ объемѣ переписка отсылается къ подпрефекту, затѣмъ она опять возвращается въ мэрію къ мэру, опять къ префекту для окончательная рѣшенія, опять въ мэрію и тутъ уже мэръ посылаете дать знать просителю, какимъ образомъ рѣшено его дѣло.
      Французская администрація убила всякую жизнь и умственное движеніе во всѣхъ частяхъ государства, сосредоточивъ все въ своемъ центрѣ, т. е. въ Парижѣ. Эта невозможность ничего предпринять самостоятельно, это давленіе на личную и мѣстную предпріимчивость, это вмѣшательство центральной власти въ управленіе дѣлами каждой общины, — настоящій бичь французскаго народа. Дѣятельному, предпріимчивому сельскому жителю нечего дѣлать въ деревнѣ и онъ отправляется въ городъ искать деятельности. Поэтому не только высшій кругъ французскаго общества, но даже и небогатый сельскій житель съ презрѣніемъ смотрите на деревню и, обративъ все, что только можно, въ деньги, отправляется въ Парижъ, не смотря на то, что онъ могъ бы быть очень полезенъ для деревни. Другой страшный вредъ, причиняемый административной централизаціей, — развитіе чиновничества. Всѣ эти формальности, записки, просьбы, сношенія съ различными властями, рапорты и отношенія, которые долженъ пройти каждый, предпринимающій какое нибудь дѣло, все это развиваете огромный классъ чиновничества. Ихъ жалованье въ сложности составляетъ весьма большую сумму, которую каждый годъ должно имъ выплачивать государство. Однако не съ одной экономической стороны огромный классъ чиновниковъ приносить вредъ: онъ вносите порчу въ нравы общества. Тутъ всегда множество людей, ищущихъ чиповничьихъ мѣстъ, следовательно всегда разыгрываются сцены непомѣрнаго честолюбія и ненасытной жадности. Многіе прислужничеством низкопоклонствомъ и фискальничествомъ стараются подставить другому ногу, чтобы самимъ занять его мѣсто. Те въ свою очередь не отстаютъ отъ нихъ и часто весь свой умъ направляютъ на интриги противъ своихъ противниковъ. Эти возмутительныя сцены особенно часто разыгрывались въ царствованіе послѣдняго французскаго императора, Наполеона III, ослабляли народъ и развивали въ молодомъ поколѣніи самыя безнравственныя наклонности и стремленія.
Tags: НЭДБ, Франция, власть, книга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments