Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Франция. Майенна и Сарта





Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Издатель: Санкт-Петербург
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Описание: Оригинал хранится в ГПИБ
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.: 461. МАЙЕННЫ И САРТЫ

ДЕПАРТАМЕНТЫ МАЙЕННЫ (*) И САРТЫ (**).
Нравы жителей и ихъ занятія. Праздникъ снопа.

       Крестьяне этихъ мѣстностей живутъ въ домахъ, окруженныхъ высокою изгородью, и дома эти никогда не группируются вмѣстѣ, а стоять совершенно отдѣльно. Каждое семейство со своими стадами живетъ уединенно. Да зачѣмъ имъ и уходить далеко? Ихъ поля даютъ имъ хлѣбъ, огороды — овощи, яблони — сидръ (яблочный квасъ); жена выкармливаетъ коровъ, свиней, куръ, такъ что въ домѣ полное хозяйство. Дочери прядутъ шерсть, ленъ и пеньку и приготовляютъ всю одежду.
       Эта уединенная жизнь заставляетъ крестьянина съ пренебреженіемъ относиться ко всѣмъ нововведеніямъ.Онъ грубо обращается со своей женой и даетъ ей, при всякомъ случаѣ, чувствовать свое первенство. Въ его присутствіи она никогда не позволитъ себѣ приказать что нибудь работникамъ, даже собственнымъ сыновьямъ; всѣ женщины въ семействѣ никогда не сидятъ за однимъ столомъ съ мужчинами; онѣ всегда поодаль, въ углу, и безпрестанно встаютъ съ своихъ мѣстъ, чтобы услужить своимъ повелителямъ. Не смотря однако на суровые нравы и дикость, земледѣліе въ этой мѣстности гораздо болѣе развито, чѣмъ въ Вандеѣ; дороги порядочныя; это облегчаетъ сбытъ продуктовъ, a вмѣстѣ съ тѣмъ улучшаетъ и положеніе народа. Песчаныя ланды тутъ болѣе обработаны: на нихъ разведены сосновыя плантаціи, съ которыхъ добываюсь много смолы; озера осушены; хлѣбныя растеря и виноградники даютъ весьма порядочный урожай. Жители приготовляютъ здѣсь много сидру и грушевки, и въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ эти напитки совершенно замѣняютъ вино. Много изъ этихъ департаментовъ вывозятъ въ Парижъ орѣховъ, каштановъ, сушеныхъ плодовъ, дичи и болѣе всего домашней птицы. Главное занятіе здѣшнихъ женщинъ состоитъ въ уходѣ за домашними птицами, которыми такъ славятся эти мѣстности. Пухъ здѣшнихъ гусей не уступаетъ драгоцѣнному пуху сѣверныхъ гагъ, каплуны и пулярки извѣстны всякому гастроному. Когда цыплята подростаютъ, то ихъ обыкновенно заставляютъ биться другъ съ другомъ, чтобы рѣшить кого изъ нихъ откармливать на убой, кого оставить на свободѣ. Побѣжденные обращаются въ каплуновъ и ихъ начинаютъ особенно откармливать. Чтобы не истощать куръ уходомъ за цыплятами, обыкновенно заставляютъ каплуновъ ихъ воспитывать. Для этого хозяйка выщипываетъ каплуну брюхо, натираетъ ощипанное мѣсто крапивою, обкармливаетъ птицу до пьяна хлѣбомъ, обмоченнымъ въ винѣ, и сажаетъ её въ клѣтку вмѣстѣ съ цыплятами. Цыплята подползаютъ къ каплуну подъ брюхо, треніе ихъ облегчаетъ ему боль отъ ранъ, причиненныхъ крапивою, и эта невинная услуга цыплятъ во время страданія заставляетъ его полюбить ихъ. Послѣ этого онъ уже начинаетъ всюду ходить съ ними и обнаруживать къ нимъ нѣжнѣйшую привязанность.
       Любопытенъ праздникъ «снопа», который, кстати замѣтимъ, празднуется не только здѣсь, но сильно распространенъ и во многихъ другихъ департаментахъ Франціи.
       Когда молотьба приближается къ концу, «малотильщики ставятъ въ одномъ изъ угловъ риги снопъ, украшенный лентами и цвѣтами, и привязываютъ его накрѣпко, но такъ, чтобъ это было незамѣтно, къ столбику, вбитому въ землю. Остальные снопы уже настланы на току. Тогда всѣ жнецы и молотильщики собираются вмѣстѣ и въ торжественной процессіи идутъ къ владѣльцамъ фермы или, за отсутствіемъ ихъ, къ фермеру и женѣ его, и просятъ, чтобы они пособили имъ настилать послѣдній снопъ, который сами молотильщики не въ силахъ поднять съ земли безъ ихъ помощи. Отдавъ приказаніе сходить въ погребъ за виномъ, для подкрѣпленія ослабѣвшихъ силъ, владѣлыщ отправляются въ ригу, и, послѣ многихъ усилій и обильнаго возліянія, веревки разрываютъ, снопъ поднимаютъ съ земли и веселая толпа, выстроившись рядами, начинаетъ тріумфальное шествіе на токъ, распѣвая пѣсни...
       «Шествіе открываюсь два человѣка, вооруженные метлами, которыми, подъ предлогомъ метенія дороги, поднимаютъ тучи пыли, затѣмъ слѣдуетъ снопъ, который несутъ владѣльцы, и за ними идутъ дѣти ихъ съ пучками колосьевъ въ рукахъ. Если на праздникѣ случится присутствовать постороннимъ, то молодыя дѣвушки сначала подносятъ имъ на оловянномъ блюдѣ, наполненномъ пшеницей, букетъ полевыхъ цвѣтовъ, потомъ сажаютъ ихъ на носилки, обвитыя гирляндами, и волею-неволею несутъ ихъ въ тріумфѣ. Самый искусный вѣяльщикъ идетъ за ними съ своимъ вѣяломъ, наполненнымъ зернами, которыя онъ взбрасываетъ на воздухъ, выказывая всю свою ловкость, а толпа молотилыциковъ, вооруженная цѣпами, бьетъ тактъ по землѣ и замыкаетъ шествіе.
       «По приближеніи къ току, процессія обходитъ его съ тою же торжественностью, снопъ развязываютъ, распускаютъ и при этомъ стрѣляютъ изъ ружей, что дѣлается непремѣнно на всѣхъ деревенскихъ праздникахъ. Тогда приносятъ на столѣ, покрытомъ чистою скатертью, хлѣбъ изъ лучшей пшеничной муки, комокъ масла и бутылки съ виномъ, чтобы каждый ѣлъ и пилъ, сколько кому угодно. Послѣ этого молотьба оканчивается посреди пѣсенъ и радостныхъ восклицаній. Вечеромъ, за ужиномъ, неаремѣнно подается творогъ. Наканунѣ еще молодые молотильщики ходили въ сосѣднюю ферму, чтобы привязать букетъ къ скамейкѣ, на которую садится молодая дѣвушка доить корову: это означаетъ, что дѣвушку приглашаютъ принести творогу на праздникъ. Когда начинаютъ подавать молочное кушанье, пятеро юношей и столько же молоденькихъ дѣвушекъ встаютъ съ мѣста и, вычистивши сначала щеткою каждаго изъ гостей, подаютъ ему букетъ; потомъ молодицы заставляютъ каждаго мужчину проглотить по ложкѣ простокваши; счастливъ тотъ, кому дѣвушка, какъ будто по неловкости, перемараетъ носъ и лицо: эта неловкость означаетъ любезность и дружбу. Хохотъ и шутки сопровождают церемонію.

       «Ужинъ оканчивается пѣсней жнецовъ:
«Никогда не забываю
О подругѣ я моей,
Посреди трудовъ, заботы
Все я думаю о ней.
       Дружно, братцы, ну-ка, ну!
       Обмолачивай копну!
Писемъ ждетъ моихъ подруга
Съ вольнымъ вѣтромъ-вѣтеркомъ,
А ко мнѣ пересылаетъ
Съ голосистымъ соловьемъ.
       Дружно, братды, ну-ка, ну!
       Обмолачивай копну!
Несчася, мы читаемъ
Въ этой грамотѣ листы.
Въ нихъ написано немного:
«Я люблю, люби-жъ и ты!»
       Дружно, братцы, ну-ка, ну!
       Обмолачивай копну!
Скоро свадьбы день веселый,
Полно, милая, тужить!
Надо въ будни поработать,
Чтобъ все нужное нажить!
       Дружно, братцы, ну-ка, ну!
       Обмолачивай копну!»

(*) Департамент Майенны заключаетъ въ себѣ: Лаваль, Майеннь, Шато-Гонтье.
(**) Департамент Сарты: Лемансъ,Ла-Флешъ, Сенъ-Кале.
Tags: Водовозов, Франция, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments