Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Швейцария. Община





Жизнь европейских народов. Т. 1
Водовозова Елизавета Николаевна
Дата: 1875
Иллюстратор: Васнецов Виктор Михайлович
Объём: XXII, 553 с., 25 л. ил.
Стр.: 535. ШВЕЙЦАРІЯ. Община
ШВЕЙЦАРІЯ. Община
Община.— Ея значеніе для гражданъ.— Положеніе бѣдныхь.— Гейматлозы — Общинныя власти и ихъ обязанности.— Общинныя земли.

       Въ каждомъ кантонѣ есть много общинъ, которыя отличаются одна отъ другой по величинѣ, по богатству и даже по своимъ обычаямъ. Число общинъ въ каждомъ кантонѣ тоже различно. Въ Женевскомъ кантонѣ, напримѣръ, ихъ всего сорокъ четыре, а въ Граубинденѣ— двѣсти пять.
       Каждый швейцарецъ непремѣнно долженъ принадлежать къ какой нибудь общинѣ. Кто не членъ общины, не можетъ быть избирателемъ, т. е. не можетъ выбирать депутатовъ. Слѣдовательно тотъ, кто не принадлежитъ ни къ какой общинѣ, не можетъ пользоваться никакими гражданскими правами. Но онъ не только теряетъ гражданскія права; положеніе такого человѣка, какъ мы увидимъ ниже, самое печальное. — Кто желаетъ быть причисленъ къ какой нибудь общинѣ и пользоваться всѣми выгодами, которыя она представляетъ, тотъ долженъ единовременно, разъ навсегда внести за себя определенную сумму, но за тѣмъ уже его потомство пользуется всѣми правами. Размѣръ суммы различный. Въ нѣкоторыхъ общинахъ глава семейства вноситъ 500 ф., сынъ 350, дочь 75 ф. Въ другихъ общинахъ эта такса доходитъ до 1000 ф. Но вездѣ мужчина платитъ болѣе, чѣмъ дѣвушка, женатый, болѣе холостаго, чуже- странецъ болѣе соотечественника. Но не одни деньги нужны для поступленія въ общину. Община, прежде чѣмъ принять въ свою среду новаго члена, требу- етъ, чтобы онъ доставилъ ей свѣдѣнія о своей національности, о поведеніи; проси- тель долженъ также представить доказательства, что онъ въ состояніи содер- жать себя и семейство, а также, что онъ не потерялъ своихъ гражданскихъ правъ по приговору суда. Но даже и тогда, когда все требуемое отъ вновь поступающаго представлено имъ общинѣ, она можетъ отказать ему въ просьбѣ: то властямъ той общины, куда онъ хочетъ вступить, не нравится его религія, то самъ онъ пришелся имъ не по нутру. Разумѣется, онъ можетъ попытать счастья и пріютиться въ другой, менѣе придирчивой общинѣ. Карликъ, кре- тинъ, калѣка встрѣчаютъ отказъ вездѣ. Во всякомъ случаѣ вступленіе въ общину весьма затруднительно для бѣднаго человѣка. То онъ не можетъ со- брать всѣхъ нужныхъ доказательствъ, то денегъ не хватаетъ.
       Такое затруднительное вступленіе въ общину порождаетъ гейматлозовъ, — людей безъ отечества, которые вслѣдствіе разныхъ несчастныхъ обстоятельствъ не значутся членами ни въ одной общинѣ. Теперь считаютъ въ Швейцаріи гейматлозовъ болѣе 600 человѣкъ. Это самые несчастные люди — нищіе, отвер- женцы. Швейцарцы не допускаютъ у себя нищихъ, слѣдовательно та община, которая приняла бы гейматлозовъ въ свою среду, должна была бы и содержать ихъ на свой счетъ, вотъ почему ни одна изъ нихъ и не соглашается ихъ пріютить. Поэтому несчастные гейматлозы ведутъ кочевую жизнь. Сплошь и рядомъ бываютъ съ ними случаи такого рода: кочуетъ какое нибудь семей- ство изъ одного кантона въ другой, но потомъ вдругъ какія нибудь обстоя- тельства довольно надолго приковываютъ его къ одному мѣсту. Та община, которая живетъ на этой землѣ, собираетъ небольшую сумму, поручаетъ кому- нибудь изъ членовъ взять билетъ на проѣздъ въ Парижъ, въ Вѣну или въ Ныо-Іоркъ (какъ изберутъ сами несчастные), провожаютъ ихъ до самаго вагона, даютъ имъ сто, полтораста франковъ на дорогу и такимъ образомъ навсегда отдѣлываются отъ назойливаго нищаго.
       Швейцарія действительно можетъ похвалиться тѣмъ, что она не имѣетъ пролетаріата, хотя должно сознаться, что этого она достигаетъ цѣною многихъ безчеловѣчныхъ поступковъ со своими гражданами. Впрочемъ нищенство и не исчезаетъ совершенно въ Швейцаріи: оно только принимаетъ здѣсь другую форму. На каждомъ шагу попадаются дѣти и даже взрослые, которые продаютъ разноцвѣтныя горныя камешки, букеты цвѣтовъ, рѣзныя деревянныя вещицы, показываютъ бѣлыхъ мышей, сурковъ и т. п. Пріюты для бѣдныхъ, хотя они и очень распространены, находятся здѣсь въ весьма жалкомъ состояніи. Бѣдняки, попавшіе сюда, нерѣдко совершаютъ преступленіе, чтобы перейти въ тюрьму и такимъ образомъ улучшить свое положеніе. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ эти пріюты были описаны въ брошюрѣ подъ заглавіемъ: «Современныя конюшни Авгіаса», авторъ которой сообщаетъ возмутительныя подробности о грязи и нечистотѣ, среди которыхъ живутъ, и лишеніяхъ, которыя испыты- ваготъ эти несчастные. Гораздо въ лучшемъ состояніи находятся въ городахъ и большихъ деревняхъ пріюты для сиротъ и богадѣльни для престарѣлыхъ гражданъ; такъ напр. въ Цюрихѣ такія учрежденія положительно образцовыя. Каждая община представляетъ собою маленькую республику съ обществен- ными собраніями, мэромъ, общиннымъ совѣтомъ и избирательными списками. Это общинное собраніе состоитъ обыкновенно изъ всѣхъ членовъ общины. Чтобы потолковать о дѣлахъ, собираются, гдѣ вздумается: на рынкѣ, въ трактирѣ, или на просторномъ лугу и между собой выбираютъ своихъ властей. Власти могутъ быть выбраны изъ всѣхъ гражданъ, которые имѣютъ только право голоса. Такъ какъ женщины не имѣютъ этого права, то онѣ не могутъ быть выбраны ни на какія должности. Безъ согласія мэра и совѣтниковъ ничего не дѣлается въ общинѣ. Ученикъ, изгнанный изъ школы, можетъ быть снова принятъ, если объ немъ будетъ хлопотать мэръ. Ни одинъ членъ общины не имѣетъ права жениться безъ дозволенія мэра. А этотъ послѣдній всегда старается отклонить отъ женитьбы члена своей общины; когда же это не удается, то очень часто просто на просто запрещаетъ новой четѣ вступать въ бракъ. Такое безцеремон- ное обращеніе съ судьбою членовъ общины ведетъ ко множеству печаль- ныхъ послѣдствій. Когда это ставятъ на видъ Швейцарцамъ, они обыкновенно оправдываются такъ: «у женатаго человѣка могутъ быть дѣти, которыхъ въ случаѣ недостатка родительскаго попеченія придется кормить общинѣ, вотъ почему также женатые вообще неохотно принимаются въ общину.» Да и вообще законы о бракѣ тамъ очень тяжелы. Женится иногда членъ какой ни- будь общины на дѣвушкѣ изъ другаго кантона, или даже изъ другой общины, возвращается съ женой и дѣтьми на родину, — его бракъ не признаютъ дѣй- ствительнымъ. Общинныя власти объявляютъ ему, что онъ съ своей семьей не долженъ разсчитывать на какое бы то ни было участіе къ нимъ общины. Но это еще только начало несчастій. Куда ни выходитъ это несчастное семейство: на улицу, на праздник — къ нимъ вездѣ придираются; встрѣтивъ отца семейства, изъ за какихъ нибудь пустяковъ завязываютъ съ нимъ драку. Если мелкія придирки недостаточно его огорчаютъ и онъ все еще остается въ общинѣ, тогда огромная толпа врывается къ нему ночью, перебиваетъ посуду, колотитъ дѣтей, а самого его зачастую и калѣчитъ.
       Законъ гласитъ о неприкосновенности личности и собственности, но бѣда тому простаку, который безусловно повѣритъ этому. Если въ настоящемъ случаѣ подвергающейся нападкамъ, избитый отецъ подаетъ въ судъ жалобу, дѣло рѣшаютъ обыкновенно тѣмъ, что заставляютъ просителя, для прекращенія впредь скандаловъ и для спокойствія согражданъ, немедленно удалиться изъ общины. И это понятно: если судъ самъ не состоитъ изъ оскорбителей, то во всякомъ случаѣ изъ членовъ общины, a тѣ всѣ какъ одинъ человѣкъ желаютъ избавить свою общину отъ семейнаго члена. Разумѣется въ такихъ дѣлахъ первую роль играетъ собственный интересъ: всѣ страшно боятся даже мысли, что новая семья, которая можетъ быть сама ничего не выработаетъ для себя, останется на ихъ рукахъ. Тогда часть дохода общины пойдетъ на прокормле- ніе этой семьи, а чрезъ то несколькими копѣйками уменьшится доходъ каждаго члена.
       Такое стѣсненіе браковъ и отчуждение одной общины отъ другой, одного кантона отъ другаго, взаимная вражда, зависть и ненависть другъ къ другу не только вредно вліяютъ на увеличеніе народонаселенія, но и ведутъ ко множеству другихъ печальныхъ послѣдствій. Въ замкнутыя, уединенныя общины разумѣется труднѣе проникаетъ образованіе, въ нихъ труднѣе прививаются нововвенія, давно принятыя не только у сосѣдей, но и у соотечественниковъ въ другихъ кантонахъ. Послѣдствіе этого — умственный и физическій упадокъ населевія.
       Перейдемъ теперь къ экономической сторонѣ жизни общины — ея общин- ному землевладѣнію. Общинныя имущества въ Швейцаріи называются oilmenden; онѣ состоятъ изъ лѣса, пастбища и обработанной земли. Относительно пользованія лѣсомъ и пастбищами въ большинствѣ общинъ существуетъ пра- вило давать пользоваться каждому сообразно его потребностямъ. Кто сколько держитъ скота зимою, тотъ столько можетъ посылать его лѣтомъ на общин- ныя пастбища. Такъ что богачъ можетъ цѣлое лѣто прокармливать свое стадо безплатно на общественный счетъ. Между тѣмъ бѣднякъ, имѣющій всего одну козу, считается наравнѣ съ нимъ владѣтелемъ этого угодья. Община смотритъ на собственника, который имѣетъ большое шалэ въ деревнѣ и нерѣдко другое въ горахъ, обширные сараи и скотный дворъ, какъ на человѣка, который имѣетъ больше потребности въ лѣсѣ и потому даетъ ему шесть большихъ деревьевъ на дрова и столько же на поддержку построекъ, а тотъ, кто не имѣетъ своего дома, получаетъ только два бревна. Чтобы хоть нѣсколько смягчить вопіющую несправедливость относительно пастбищъ, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ рѣшили, что никто не можетъ посылать на общественные луга болѣе 30 коровъ и столько же мелкаго скота. Людей, имѣющихъ значительное количество скота, гораздо больше, чѣмъ неимѣющихъ, и поэтому нельзя посредствомъ голосова- нія совершенно уничтожить этотъ несправедливый обычай. Наряду съ этимъ существуетъ и болѣе отрадное явленіе: въ нѣкоторыхъ общинахъ назначенъ денежный сборъ съ каждой головы крупнаго скота, который идетъ въ пользу тѣхъ, которые его не имѣютъ. Что же касается до пользованія пахотного землею, то тутъ вездѣ существуетъ полное равенство. Каждый пользуется своимъ участ- комъ въ продолженіи 10, 20, 30 лѣтъ, смотря по желанію общины; по оконча- ніи этого періода участки вновь перемѣриваются и снова распределяются по жребію. Въ нѣкоторыхъ кантонахъ въ общинномъ владѣніи находятся вино- градники, которые въ такихъ случаяхъ и обработываются сообща, при чемъ всѣ общинники употребляютъ равное количество труда. Въ нѣкоторыхъ мѣст- ностяхъ такимъ же образомъ воздѣлываются и хлѣбныя поля. Осенью на общинный счетъ устраивается пиръ, присутствовать на которомъ каждый общин- никъ считаетъ своею священнѣйшею обязанностью. Общинное пользованіе такъ вошло въ обычай у швейцарцевъ, что, когда имъ нехватаетъ общинныхъ земель, то двадцать, тридцать человѣкъ складываются, сообща покупаютъ себѣ землю и каждый пользуется ею сообразно внесеннымъ деньгамъ. Во многихъ мѣстностяхъ общинныя владѣнія не обработываются общинни- ками, а отдаются въ наемъ; полученныя деньги идутъ на покрытіе общинныхъ издержекъ: на жалованье учителю, пастуху, на содержаніе богадѣленъ и на другія потребности, которыя иначе приходилось бы покрывать особыми нало- гами. Остатокъ отъ общественныхъ суммъ, полученныхъ съ аренды, дѣлится между членами общины.
       Для устройства дѣлъ по общинному поземельному владѣнію общинники собираются каждый годъ въ опредѣленное время, выбираютъ нѣсколькихъ лицъ, которые раздѣляютъ на участки лѣсъ, назначенный къ срубкѣ, хлопочутъ отъ имени общины въ судебныхъ мѣстахъ и даже распоряжаются нѣкоторыми работами и предпріятіями въ небольшихъ размѣрахъ; все остальное рѣшается общимъ собраніемъ, которому уполномоченные и отдаютъ отчетъ во всѣхъ своихъ дѣйствіяхъ.
Tags: НЭДБ, коммунизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments