Глаза другие будут?
— Смотри!... когда мы были внизу, тамъ люди были—какъ люди... больше... а отсюда они уже кажутся меньшими... и все тамъ стало какъ будто меньше,—сказалъ Петя, когда они дошли до первой лавочки, на которую опустился для минутнаго отдыха отецъ, страдавший отдышкой.
— Оттого, что ты должно быть сталъ больше.... можетъ быть, и на самомъ деле ты подросъ,—серьезно заметила Оля. Ты не чувствуешь?
— Придумала тоже...
— Нетъ, сказалъ отецъ, это оттого, что мы отошли отъ предметовъ, къ которымъ были ближе. Когда ты подрастешь, ты самъ сообразишь и поймешь очень многое, чего сейчасъ не понимаешь. Ты иначе тогда будешь глядеть
— У него, папа, глаза другiе будутъ? спросила, дѣвочка, забѣгая впередъ отца, когда они тронулись дальше. А какiе у него будутъ тогда глаза?
— Ахъ, ты дурочка! Глаза будутъ, конечно, тѣ же, но вы будете учиться и больше будете знать. Внизу вамъ казалось, что хорошо только около фонтана.... а отсюда вы уже видите и садъ, и крыши домовъ, и церкви.... Вотъ ты думаешь, что учишься въ гимназiи, такъ и знаешь уже, а твои знанiя въ сущности еще ничего не значатъ... Но черезъ нѣсколько лѣтъ, когда ты разовьешься, подымешься умственно вверхъ, тебѣ будетъ многое виднѣе.
Они пошли дальше и сдѣлали поворотъ влѣво. Передъ ними открылся совершенно новый видъ на рѣку Вилiю и заречное пространство.
— А вотъ отсюда еще стало виднѣе, еще интереснее, заговорили дѣти.
— Такъ и человѣкъ растетъ, и передъ его глазами открываются все новыя и новыя знанiя.
— Это все равно, какъ ты будешь въ восьмомъ классѣ гимназiи, — прежнимъ, серьезнымъ тономъ заметила дѣвочка, которой тоже хотѣлось участвовать въ серьезномъ разговорѣ.
— А вотъ теперь дорога пошла на лѣво, и ничего не видно, сказалъ Петя, когда они, подходя къ самому верху горы, повернули влѣво. въ выемку, сдѣланную для большаго удобства публики. Никакого вида нътъ...
— Это значитъ, сказала Оля, что ты поглупѣешь и будешь дуракъ.
— Нѣтъ, ответил усмѣхнувшись отецъ, переводя духъ отъ усталости, ужъ если сравнивать, то это значитъ, что наша жизнь никогда не идетъ ровно, а всегда бываютъ уклоненiя то въ одну сторону, то въ другую. Важно все-таки, чтобы итти все вверхъ, къ знашю, свѣту, чтобы быть умнѣе и лучше... Какъ бы ни складывалась жизнь, все слѣдуеть двигаться впередъ…