Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Персiя, ея ростъ и паденiе въ древности. (Текст)



Детская энциклопедия. Том 2. 1913.
http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40047

ПЕРСИЯ: СИЯ есть страна ПЕРуновых сынов.

        Персидскіе цари окружали себя большой роскошью и строили великолѣпные дворцы. Здѣсь изображена тройная зала Дарія I въ Персеполѣ въ томъ видѣ, какой она, вѣроятно, имѣла въ дни расцвѣта древней персидской монархіи.
        (Они ее не строили, поскольку возраст их более 13 тыс. лет).

        Персія, ея ростъ и паденіе въ древности.
        Кого ассирійскіе цари называли „могучими мадаями".
        Въ надписяхъ изъ того времени, когда славные «сыны Ассура» подчиняли своей власти сосѣдніе народы, имѣются указанія на походы противъ одного государства, которое росло и крѣпло въ ближайшемъ сосѣдствѣ Ассиріи. Ассирійскіе цари считали этихъ сосѣдей опасными врагами и называли ихъ въ своихъ лѣтописяхъ могучими мадаями; это были жители Ирана—мидяне и персы.
        (Отсюда МАДЬЯРЫ - МАДАИ АРИИ, если читать с права налево - ДАМ, как дам тебе, т.е. МАДЬЯРЫ это были воины)
        Мидяне и персы сами называли себя другимъ именемъ, а именно: аріями или арiйцами, что означало на ихъ языкѣ — благородные, почтенные.
        Ученые предполагаютъ, что всѣ европейскіе народы по происхожденію — арійцы, то-есть, что предки всѣхъ европейскихъ народовъ нѣкогда составляли одно племя — арійское племя; это видно изъ того, что у нихъ сохранились общія вѣрованія и общіе корни многихъ словъ. Къ этому племени принадлежали и персы и мидяне.
        Въ странѣ, гдѣ жили мидяне и персы, климатъ не былъ столь благопріятенъ, какъ въ странѣ египтянъ или ассирійцевъ и вавилонянъ. Климатъ былъ тамъ, наоборотъ, мѣстами очень суровый. Людямъ приходилось упорно бороться съ природой и съ трудомъ добывать хлѣбъ. Мѣстами каменистая почва и сильныя непогоды вредили уро жаю. Жители этой страны привыкли къ лишеніямъ, вели болѣе простой образъ жизни, чѣмъ ихъ сосѣди — ассирійцы и вавилоняне, и этимъ и отличались отъ другихъ народовъ Востока.
        Поэтому мидяне и персы съ успѣхомъ могли вступить въ борьбу съ изнѣженными сосѣдями. На какія мысли наводила природа жителей Ирана. Однако и въ Мидіи, и въ Персіи природа не всюду была одинаково сурова и враждебна человѣку. Мѣстами голыя скалы чередовались съ цвѣтущими долинами, гдѣ росли роскошные платаны и миндальныя деревья, а плодородная почва орошалась весело журчащими ручейками. Зимнюю стужу и непогоду смѣняло жаркое лѣто, вслѣдъ за продолжительными, холодными вѣтрами землю, согрѣвали ласковые лучи солнца, и она убиралась въ пышный зеленый нарядъ.
        Жители Ирана чувствовали, какъ много значитъ въ ихъ жизни вліяніе силъ природы, изъ которыхъ однѣ были полезны, другія же вредны человѣку, однѣ давали ему благополучіе, другія — грозили его существованію.
        И вотъ жители Ирана мысленно населили природу добрыми и злыми духами, добрыми и злыми богами. Высшее божество, бога свѣта и добра, они называли Ормуздомъ, а злого злѣйшаго врага человѣчества, звали Ариманомъ.
(С чего бы АРИМАН злейший? АРИМАМИ называли еще представителей желтых народов или сейчас китайцев, поскольку цвет кожи был у них желтовато-серый, как земля - "арiй" цвет. Отсюда АРМЯНЕ)

        Мудрецы Востока, поклонявшіеся солнцу и огню.
        Олицетвореніе свѣтлаго божества иранцы видѣли въ солнцѣ и въ огнѣ. Поэтому поклоненіе огню и солнцу издавна утвердилось у людей Востока. Жрецы этихъ восточныхъ народовъ назывались магами или мудрецами. Однимъ изъ величайшихъ мудрецовъ и проповѣдниковъ вѣры иранцевъ считался Зороастръ, о которомъ сложилось много сказочныхъ преданій.

        Какъ появились цари въ Мидіи.
        Сначала мидяне и персы жили небольшими племенами, а племена распадались на отдѣльныя семьи, связанныя кровнымъ родствомъ и жившія подъ властью своихъ родоначальниковъ; эти родоначальники были не цари, а старѣйшины, умудренные опытомъ и годами старшіе члены рода. Въ случаѣ необходимости отразить нападеніе врага, отдѣльные племена и роды соединялись подъ властью одного опытнаго вождя и полководца.
        Но съ теченіемъ времени случайные набѣги враговъ-сосѣдей дѣлались болѣе частыми и продолжительными; борьба мидянъ съ сосѣдними иранскими племенами и въ особенности съ народами приевфратской додины становилась все упорнѣе; тогда-то мидянамъ и потребовалась постоянная сильная власть, объединяющая отдѣльныя разрозненныя племена, и мидяне стали провозглашать царями особенно храбрыхъ и искусныхъ полководцевъ.
        Первые мидійскіе цари, по преданію, были храбрые воины, отразившіе нападенія ассирійцевъ. Вскорѣ настало время, когда цари мидянъ отъ обороны своей страны сами перешли къ нападенію на великое ассирійское царство.
        Однимъ изъ первыхъ индійскихъ царей былъ Кіаксаръ. Онъ побудилъ вавилонянъ свергнуть иго ассирійцевъ, завладѣть Ниневіей и подчинилъ Ассирію владычеству Мидіи. Затѣмъ онъ расширилъ границы своего государства къ западу вплоть до Мидійскаго царства въ Малой Азіи.

        Сонъ царя Астіага.
        Преемникомъ Кіаксара былъ Астіагъ. Какъ всѣ восточные цари, онъ отличался большой жестокостью и очень притѣснялъ подданныхъ. Немудрено поэтому, что всю жизнь ему пришлось опасаться тайныхъ заговоровъ, даже со стороны близкихъ родственниковъ. И вотъ сложилось преданіе, будто царю Астіагу однажды приснился страшный сонъ. Толкователи сновъ увѣряли царя, что у его дочери Манданы родится сынъ, который лишитъ Астіага престола и царства. Астіагъ поспѣшилъ выдать дочь замужъ не за знатнаго мидянина, а за перса; персы находились въ то время въ подчиненіи у мидянъ и считались презрѣннымъ племенемъ. Когда же у Манданы родился сынъ Киръ, Астіагъ велѣлъ бросить его на съѣденіе дикимъ звѣрямъ. Случайно одинъ пастухъ спасъ младенца, усыновилъ и воспиталъ его. Киръ подросъ, сталъ храбрымъ воиномъ, убѣдилъ персовъ свергнуть иго мидянъ, возсталъ противъ Астіага, разбилъ войско мидянъ и взялъ въ плѣнъ престарѣлаго дѣда.
        Вслѣдъ за тѣмъ мидяне и персы примирились и образовали одно государство, царемъ котораго провозгласили молодого Кира.

        Тѣлохранитель персидскаго царя.

        Богатый Крезъ и всемогущій Киръ.
        Вскорѣ Киръ расширилъ персидско-мидійское царство завоеваніями въ Малой Азіи. Въ то время въ Лидіи жилъ царь по имени Крезъ, обладавшій такими несмѣтными богатствами, что выраженіе «богатъ какъ Крезъ» стало навсегда общеупотребительнымъ для обозначенія очень богатаго человѣка. Крезъ считалъ себя самымъ счастливымъ человѣкомъ въ мірѣ, но счастье его не было долговѣчнымъ.
        Солонъ и Крезъ
        Несмотря на всѣ его старанья, ему не удалось оградить своей страны отъ нашествія персовъ подъ предводительствомъ побѣдоноснаго Кира. Киръ покорилъ Лидію и завладѣлъ большей частью Малой Азіи.

        Что сказалъ Крезу греческій мудрецъ воденъ.
        О царѣ Крезѣ сложилось преданіе, будто онъ однажды, желая похвастать своими несмѣтными богатствами предъ посѣтившимъ его греческимъ мудрецомъ Солономъ, повелъ Солона въ свою сокровищницу, показалъ ему всѣ свои богатства и спросилъ его, кого онъ считаетъ самымъ счастливымъ человѣкомъ въ мірѣ. Солонъ назвалъ нѣсколькихъ греческихъ юношей, пожертвовавшихъ своей жизнью ради блага родины. Крезъ былъ смущенъ и недоволенъ этимъ отвѣтомъ и спросилъ Солона, почему онъ не считаетъ его, Креза, счастливцемъ и любимцемъ боговъ. На это Солонъ возразилъ ему: «Не могу я назвать тебя счастливцемъ потому, что еще не знаю, какъ кончится твоя жизнь!»
        Вскорѣ Крезу пришлось убѣдиться въ правотѣ Солона. Киръ завоевалъ его страну, взялъ самого Креза въ плѣнъ и велѣлъ сжечь его на кострѣ. Преданіе гласитъ, будто Крезъ, всходя на костеръ, громко воскликнулъ: «О, Солонъ, Солонъ!» Киръ услышалъ этотъ возгласъ, спросилъ Креза, что значатъ его слова, и Крезъ разсказалъ ему о своей встрѣчѣ съ мудрецомъ Солономъ. Киръ былъ тронутъ этимъ разсказомъ и даровалъ Крезу жизнь.

        Паденіе Вавилона.
        Вскорѣ насталъ чередъ и для Вавилона. Каменныя плиты временъ царя Набонида разсказываютъ намъ о томъ, какъ Набонидъ тщетно искалъ союзниковъ противъ новаго, всемогущаго завоевателя Кира, строилъ и перестраивалъ храмы, съ цѣлью умилостивить боговъ, возносилъ къ нимъ горячія молитвы за себя и за своего сына Валтасара. Но Валтасаръ беззаботно пировалъ въ то время, когда Киръ уже стоялъ у высокихъ стѣнъ Вавилона. Киръ рѣшился прибѣгнуть къ хитрости, чтобы овладѣть городомъ.

        Какъ войско Кира отвело русло большой рѣки.
        Одна изъ сохранившихся плитъ повѣствуетъ о томъ, какъ воды Евфрата, протекавшаго черезъ городъ, были отведены персами въ другое русло, и какъ персидское войско вошло въ городъ по сухому ложу рѣки; она разсказываетъ также о томъ, какъ городъ былъ взятъ безъ бой; упоминаютъ также о дани и о почестяхъ, съ которыми жители встрѣтили Кира, о томъ, какъ Киръ расположилъ къ себѣ многіе подвластные Вавилону народы.
        Киръ очень терпимо относился и къ іудеямъ, находившимся въ плѣну у вавилонянъ. Онъ разрѣшилъ имъ вернуться на родину и выстроить храмъ въ Іерусалимѣ, разрушенный Навуходоносоромъ. Однако Киру казалось все мало завоеваній; онъ задумалъ походъ противъ дикихъ кочевниковъ, массагетовъ, и погибъ въ этомъ походѣ. По преданію царица массагетовъ, храбрая Томирисъ, выигравъ сраженіе, велѣла разыскать трупъ Кира и погрузила его голову въ чашу, наполненную кровью, приговаривая: «Я насыщу тебя кровью, кровопійца!»
        Царь Камбизъ.
        Преемникомъ Кира былъ старшій сынъ его, мрачный и жестокій Камбизъ; жестокость его граничила съ безуміемъ. Отъ отца онъ унаслѣдовалъ жажду славы и воинственную страсть къ походамъ.
        Онъ отправился завоевать Египетъ. Покоривъ египтянъ, Камбизъ началъ свирѣпствовать въ побѣжденной странѣ и всячески издѣваться надъ ея населеніемъ. Изъ Египта онъ послалъ огромное войско на эѳіоповъ, жившихъ южнѣе. Многіе опытные совѣтники предостерегали Камбиза отъ этого похода: войско легко могло погибнуть въ пустынѣ, черезъ которую нужно было проходить. Но Камбизъ не терпѣлъ противорѣчія; персы склонились предъ волей безумнаго повелителя и двинулись въ путь; и дѣйствительно, огромное войско погибло въ пескахъ пустыни отъ жажды и голода, а разъяренный Камбизъ обратилъ свой гнѣвъ на приближенныхъ и на собственную семью: онъ приказалъ убить брата Смердиса, боясь, чтобы тотъ во время его отсутствія не завладѣлъ престоломъ въ Персіи, и закололъ сестру, оплакивавшую брата. Но убійство брата не предотвратило возстанія, которое поднялось въ Персіи. Жрецы, возмущенные злодѣяніями безумнаго царя, и придворные, трепетавшіе за свою жизнь, провозгласили царемъ сына одного мага, который выдавалъ себя за Смердиса. Камбизъ поспѣшилъ на родину; но дорогой онъ внезапно скончался. Лже-Смердисъ скоро былъ развѣнчанъ, и царемъ провозгласили предпріимчиваго и хитраго Дарія.
        Какъ царь Дарій увѣковѣчилъ память о себѣ.
        Царь Дарій позаботился о томъ, чтобы его не забыло потомство. Онъ велѣлъ высѣкать на камняхъ и на высокихъ скалахъ описанія своихъ походовъ и побѣдъ. Одно изъ такихъ описаній нашли на извѣстной Бегистунской скалѣ, послужившей ключомъ къ изученію клинописи.
        Это описаніе высѣчено на трехъ языкахъ, на вавилонскомъ, ассирійскомъ и персидскомъ, для того чтобы три главныхъ подвластныхъ царю народа знали объ его дѣяніяхъ. Сохранилось также прекрасное изображеніе царя Дарія, высѣченное на скалѣ: царь принимаетъ изъявленіе покорности отъ вождей возставшихъ народовъ, которые стоятъ предъ нимъ связанные.
        Кромѣ этого, есть еще портреты царя Дарія на серебряныхъ и золотыхъ монетахъ его времени.
        Въ Библіи, въ книгѣ пророка Даніила, есть описаніе наружности и характера царя Дарія; это описаніе вполнѣ совпадаетъ съ изображеніемъ царя Дарія на печати цилиндрической формы съ его именемъ, написаннымъ на трехъ языкахъ. На этой печати Дарій изображенъ охотящимся на львовъ съ высоты своей колесницы.
        На ассирійскихъ плитахъ встрѣчаются изображенія клѣтокъ, въ которыхъ привозили львовъ на мѣсто царской охоты изъ пещеръ, въ родѣ той, въ какую, по преданію, былъ брошенъ пророкъ Даніилъ; на такихъ же плитахъ можно видѣть печать, которая, весьма возможно, представляетъ собой упомянутую печать царя Дарія. Онъ, вѣроятно, прикладывалъ ее къ указамъ съ цѣлью предупредить подлоги и злоупотребленія своимъ именемъ.
        Сравнительно недавно при раскопкахъ нашли развалины большихъ городовъ персидскаго царства, въ которыхъ находится много интересныхъ древностей. Въ Персеполѣ видны развалины большого дворца, его фундаментъ, остатки лѣстницы и воротъ съ каменными изваяніями, повидимому, скопированными съ такихъ же изображеній у ассирійцевъ; тамъ же находятся развалины тронной залы съ колоннами; эта зала по своимъ размѣрамъ превосходитъ всѣ наши храмы. Найденная скульптура изображаетъ царскихъ тѣлохранителей и полководцевъ. Въ Сузахъ, древней столицѣ эламитовъ 1), и въ Экбатанѣ, столицѣ Мидіи, также были найдены развалины дворцовъ, выстроенныхъ Даріемъ и его преемниками.
1) Эламъ — государство въ междурѣчьи Тигр а и его притока Хоаспъ, много воевавшее съ Ассиріей.
        Когда мы знакомимся по картѣ съ положеніемъ этихъ городовъ, мы невольно удивляемся размѣрамъ владѣній Дарія.

        Мечта царя Дарія и гласъ, трижды въ день о ней напоминавшій.
        Персидское государство простиралось отъ береговъ рѣки Инда до Каспійскаго и Средиземнаго моря и еще дальше, въ глубь Египта, Царь Дарій собирался даже провести каналъ для соединенія Средиземнаго моря съ Краснымъ или Чермнымъ моремъ. По его указанію прокладывались дороги, которыя связывали между собой отдѣльныя провинціи государства, строились мосты, сторожевыя вышки. Онъ устроилъ также почту во всемъ государствѣ. Черезъ Босфоръ Дарій переправился въ Европу и овладѣлъ берегами Дуная, расширяя все болѣе и болѣе предѣлы своего государства и прокладывая себѣ дорогу къ дальнѣйшимъ завоеваніямъ на Западѣ.
        Готовилась ожесточенная борьба: малоазіатскія провинціи, завоеванныя Киромъ, были населены греками. Греки привыкли къ свободѣ и ненавидѣли порядки персидской монархіи. Ихъ неудовольствіе повлекло за собой рядъ возстаній, возстанія вызывали жестокое подавленіе ихъ и новыя попытки возмущенія. Дарій особенно негодовалъ на аѳинянъ, которые наотрѣзъ отказались подчиниться требованіямъ персидскаго царя и даже осмѣлились прійти на помощь своимъ единоплеменникамъ въ Малой Азіи.
        Мечтая объ усмиреніи непокорныхъ, о завоеваніи Греціи и, быть-можетъ, всего извѣстнаго тогда Запада, Дарій, говорятъ, приказалъ, чтобы три раза въ день во время его роскошной трапезы ему повторяли слѣдующія слова: «Царь, помни объ аѳинянахъ!»

        Переправа Дарія въ Европу по мосту изъ судовъ.
        И вотъ наступило время кровопролитныхъ войнъ съ греками въ Малой Азіи. Когда греки попытались возстать противъ персовъ, войско Дарія сожгло и разрушило много цвѣтущихъ греческихъ городовъ, и ополченіе грековъ было разбито огромной арміей персидскаго царя. Этому пораженію грековъ много способствовало и то, что между отдѣльными греческими колоніями не было согласія. Цвѣтущее побережье Малой Азіи, съ его залитыми солнцемъ островами и бухтами, было опустошено и разорено.
        Тогда Дарій и «вспомнилъ» объ аѳинянахъ. Онъ послалъ противъ нихъ огромную армію, собранную во всѣхъ концахъ его обширнаго государства. Во главѣ войска стоялъ его зять. Эта армія должна была переправиться въ Европу черезъ Босфоръ по мосту, составленному изъ ряда судовъ, какъ это однажды уже сдѣлалъ Дарій, во время своего похода противъ скиѳовъ, жившихъ на берегу рѣки Дуная. Персы думали, что имъ легко будетъ справиться съ греками. Но бурныя волны моря разбили ихъ суда, запасы ихъ истощились, а дикіе жители Македоніи и Ѳракіи стерегли всѣ проходы въ горахъ и ущельяхъ, и персамъ пришлось вернуться на родину, не добравшись до Аѳинъ.

        Греки на стражѣ Европы.
        Однако Дарій не успокоился и вскорѣ предпринялъ второй походъ противъ грековъ. На этотъ разъ онъ отправился въ Грецію моремъ на 600 судахъ мимо острова Наксоса и высадился въ нѣсколькихъ миляхъ отъ Аѳинъ. Это была страшная пора для грековъ. Смятеніе и ужасъ охватили жителей маленькихъ греческихъ государствъ Мараѳонская битва рѣшила судьбу столкновенія европейскаго, эллинскаго міра съ азіатскимъ. Подробности этой борьбы персовъ съ греками изложены дальше, въ прошлом Греціи (см. слѣдующую главу). Замѣчательно, что въ Мараѳонской битвѣ персовъ было въ 10 разъ больше, чѣмъ аѳинянъ, и, несмотря на это, греки выиграли сраженіе и заставили персовъ отступить и вернуться на родину. Персы снова сдѣлали попытку высадиться близъ Аѳинъ, но этого имъ не удалось, и, такимъ образомъ, персидской арміи вторично пришлось вернуться на родину.
        Сотни поколѣній успѣли прожить и сойти въ могилу со дня Мараѳонской битвы. Но послѣдствія этого знаменитаго сраженія до сихъ поръ не утратили своего важнаго мірового значенія: Азіи не удалось покорить Европу.

(Окончание слеудет)

#детская #энциклопедия #нэдб #персия #македонский #спартанцы #спартак #ксерокс #баламутчума
#баламутчумадетская #баламутчумаэнциклопедия #баламутчуманэдб #баламутчумаперсия #баламутчумамакедонский #баламутчумаспартанцы #баламутчумаспартак #баламутчумаксерокс



Tags: #баламутчума, #баламутчумадетская, #баламутчумаксерокс, #баламутчумамакедонский, #баламутчуманэдб, #баламутчумаперсия, #баламутчумаспартак, #баламутчумаспартанцы, #баламутчумаэнциклопедия, #детская, #ксерокс, #македонский, #нэдб, #персия, #спартак, #спартанцы, #энциклопедия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments