Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Резьба по дереву. Труд и забава 1906 №23















        Рѣзьба по дереву, кости, рогу и раковинамъ.
        Технолога ГІ. Д. Федорова.
        Кромѣ указанныхъ треугольныхъ вырѣзовъ необходимо еще научиться проводить тонкія линіи достаточно глубокія, которыя употребляются въ перемежку сь вышеприведенными узорами. Вырѣзать эти линіи можно ножемъ, но еще лучше при помощи рѣзца, лезвіе котораго имѣетъ форму буквы V. Такимъ рѣзцомъ можно вынуть въ одинъ пріемъ самую тонкую щепу.
        На рис. 37. 38 и 39 показаны образцы различныхъ узоровъ, которые могутъ быть вырѣзаны этимъ способомъ. Прорѣзываютъ сначала двѣ параллельныя линіи, на разстояніи 6—8 мм. между ними проводятъ
        Рис. 40.
        также параллельныя черточки вкось или прямо, какъ показано въ А и Б, или подобно изображеннымъ въ В и Г. а также въ Д и Е.
        Недурной образчикъ бордюрной рѣзьбы показанъ на рисулкѣ 40. Для исполненія его проводятъ двѣ параллельныя линіи, между которыми вырѣзываютъ рядъ полукруговъ и въ мѣстахъ пересѣченія этихъ полукруговъ между собою проводятъ линіи въ видѣ опущенныхъ и возстановленныхъ перпендикуляровъ. На лѣвой сторонѣ показанъ контуръ рисунка, а на правой отдѣланная рвзьба.
        Въ заключеніе настоящей главы приведемъ образчикъ сложнаго узора изъ кружковъ, показанный на рис. 41.
        Средній узоръ въ обоихъ кружкахъ— двѣ звѣздочки. изъ которыхъ лѣвая состоитъ изъ шестнадцати треугѣльниковъ, расположенныхъ такъ, что острые углы ихъ сходятся въ центрѣ звѣздочки.
        Основная форма лѣвой звѣзды состоитъ изъ двухъ. каложенныхъ крестъ на крестъ, квадратовъ, діагонали которыхъ составляютъ возвышеніе, тогда какъ находящееся между ними поле приподнимается глубокими треугольными вырѣзами. Сѣтка для правой розетки дѣлается посредствомъ шестикратнаго наложенія циркуля на дугу круга, который былъ нами описанъ выше, причемъ точки пересѣченія обоихъ круговъ даютъ середину для слѣдующихъ. Далѣе проводятъ внѣшнія и внутреннія линіи и обозначаютъ дугою, проведенною съ половиннымъ радіусомъ, мѣсто для небольшихъ звѣздочекъ. Промежутки вынимаются гладкимъ вырѣзомъ и образовавшіяся такимъ способомъ плоскости должны соприкасаться по прямой линіи въ своихъ наиболѣе глубоко вырѣзанныхъ мѣстахъ.
        Для выполненія вырѣза такого кружка необходимо имѣть стамеску съ слегка согнутымъ лезвіемъ. Но все-же самый лучшій инструментъ для такихъ вырѣзовъ, это хорошій стальной ножъ, остріе котораго не должно быть очень толсто. Ручку ножа придерживаютъ четырьмя пальцами правой руки, а большимъ пальцемъ крѣпко упираются въ работу, чтобы при дать ножу болѣе вѣрное направленіе.
        Нѣкоторые изъ приведенныхъ рисунковъ упражненій въ рѣзьбѣ на плоскости можно примѣнить для украшенія мебели и другихъ столярныхъ издѣлій. На первыхъ порахъ любитель можетъ ограничиться ими, какъ простѣйшими примѣрами рѣзныхъ работъ. Для болѣе сложныхъ работъ и художественныхъ издѣлій необходимо рѣзчику-любителю прежде всего запастись терпѣніемъ и приступить къ ихъ выполненію не ранѣе, чѣмъ явится твердая увѣренность въ знаніи и опытности.
        Примѣры работъ.
        Въ настоящей главѣ мы разсмотримъ нѣкоторые примѣры рѣзныхъ работъ, въ выборѣ которыхъ будемъ руководствоваться тѣмъ же порядкомъ постепеннаго перехода отъ менѣе труднаго образца къ болѣе сложному. Въ этихъ работахъ, составляющихъ цѣльныя вещи, какъ напр., рѣзныя рамки, гирлянды и проч. любитель можетъ ознакомиться не только съ рѣзьбою на плоскости доски, но также и на крутой поверхности.
        Общіе пріемы такихъ работъ такъ же просты, какъ и рѣзьба на плоскости, но здѣсь необходима еще большая внимательность, какъ относительно исполненія рѣзьбы, такъ и вѣрности, и правильности сочетанія отдѣльныхъ частей вещи между собою.
        На рис. 37 изображена небольшая рамка, сдѣланная изъ палочекъ липоваго или грушеваго дерева. Прежде всего эти четыре палочки соединяютъ вмѣстѣ, какъ показано на нашемъ рисункѣ такъ, чтобы долевыя палочки на 1/4 своей, толщины вошли въ выемки поперечныхъ. Затѣмъ въ тѣхъ и другихъ, съ задней стороны, выбираютъ фальцъ и самую рамку временно прикрѣпляютъ къ доскѣ, могущей служить рабочимъ столомъ. Послѣ этого, наружныя боковыя части рамки неравномѣрно закругляютъ и въ нѣсколькихъ мѣстахъ дѣлаютъ вырѣзки въ формѣ естествсенныхъ сучковъ, а также всей поверхности придаютъ видъ старой толстой коры.
        Для этого берутъ широкое, слабо закругленное долото, и держать его относительно дерева въ наклонномъ положеніи, какъ это видно на рис. 38 и двигаютъ его впередъ, слегка покачивая, отчего образуется неправильная фигура изъ зигзаговъ, сходная съ неровной поверхностью коры. Если затѣмъ тонкимъ полукруглымъ долотомъ или ннструментомъ,
        Рис. 37.
        имѣющимъ форму лезвія въ видѣ V, сдѣлать нѣскйлько продольныхъ надрѣзовъ и срѣзать нѣсколько гладкихъ продольныхъ полосокъ, такъ чтобы казалось будто кора спала въ этомъ мѣстѣ съ гладкой вѣтви; все же цѣлое будетъ похоже на естественную вѣтвь,
        Рис. 38. Рис.. 39.
        На рисункѣ 39 изображенъ отрѣзокъ вѣтки; Б— остатокъ сучка; В —зигзагообразный надрѣзъ и А плогкій срѣзъ коры. Концы срѣзываются наискось, двумя неправильными надрѣзами, вырѣзаютъ мѣсто сердцевины, окруженное кругами въ формѣ годичныхъ слоевъ и крестообразно надрѣзаютъ, такъ что вѣтвь получаетъ видъ буквы Г.
        Такія рамки изъ круглаго дерева можно поддѣлать подъ натуральное изображая сучки, впадины, желобокъ и другія особенности, свойственныя извѣстной породѣ. Такая рѣзьба будетъ очень характерна и не трудна по исполненію.
        Когда эта рамка сдѣлана, можно испробовать исполненіе другой рамки съ листьями изъ плюща, изображенную на рис. 40.
        Такія рамки дѣлают:я по заранѣе придуманному рисунку и въ среднюю часть иногда вставляютъ пунктирную дощечку *).
        *) О пунктированіи см. ниже.
        Когда рамка склеена, принимаются за вырѣзываніе листьевъ, начиная съ средняго листа, контуръ котораго вырѣзается нѣсколько наискось, внаружу, около 1 1/2 см. толщины. Для этого надо сначала у обоихъ листьевъ, расположенныхъ рядомъ съ среднимъ листомъ, срѣзать часть дерева, не болѣе того, насколько это необходимо; въ томъ мѣстѣ, гдѣ должны быть стебли, вырѣзаютъ нѣсколько глубже, такъ чтобы это имѣло видъ, будто средній листъ лежать на двухъ другихъ. Какъ вырѣзать такіе листья объяснить довольно трудно, тѣмъ болѣе, что здѣсь идетъ рѣчь о томъ, чтобы листья имѣли жизнь. Работать надо тонкими и острыми инструментами, при чемъ листья у плюща должны быть достаточно глубоко вырѣзаны и имѣть согнутый видъ, какъ бы лежащія на вѣтви, а эту послѣднюю у самаго листа надо вырѣзать тоньше, чѣмъ она бываетъ въ натурѣ. такъ чтобы она имѣла видъ будто легкій листокъ прикрылъ вѣтку. Если форма листка вышла нѣсколько груба, то надо подчистить осколочкомъ стекла или напильникомъ. Надо вообще замѣтить, что при всѣхъ подобныхъ работахъ, чтобы болѣе держаться подлинника, необходимо всегда имѣть его передъ глазами.
        Когда контуры всѣхъ листьевъ сдѣланы и вырѣзаны толстые края наискось къ обратной сторонѣ, такъ чтобы самый край былъ не толще 2 мм., останется вырѣзать только волокна листьевъ. Но передъ этимъ надо хорошо прочистить поверхность шкуркой и смахнуть пыль щеткой. Затѣмъ надо нарисовать волокна и уже по карандашу прорѣзать тонкимъ рѣзцомъ. У стебля рѣзь дѣлается глубже и толще, постепенно съуживаясь и теряясь у краевъ.
        Оба виноградныхъ листа вырѣзать не трудно, такъ какъ они лежать совершенно отдѣльно; зубцы ихъ должны быть острыми, въ противуположность листьямъ плюща и дуба, въ которыхъ линіи очертанія переходятъ одна въ другую легкими извилинами; при вырѣзываніи точекъ скрещиванія вѣтвей, слѣдуетъ обратить вниманіе иа то, чтобы одна и та же вѣтка не лежала бы во многихъ мѣстахъ надъ другой.
        Такъ какъ такія рамки служатъ для вставленія въ нихъ фотографическихъ портретовъ и ставятъ ихъ на столь, то для этого съ обратной стороны прикрѣпляютъ на петляхъ одну или двѣ подпорки (рис. 41). Для этого берутся подходящія по длинѣ палочки; одна сторона выстрагивается гладко, а другая обдѣлывается на подобіе коры дерева. Верхній широкій конецъ обрѣзаютъ наискось и снабжаютъ шарнирной петлей; другая половина петли привинчивается къ задней сторонѣ рамки.
        Когда работающій достаточно освоится съ техникой вырѣзыванія листьевъ, можно перейти къвырѣзыванію болѣе трудныхъ формъ и болѣе тонкихъ вѣтвей и листочковъ, требующихъ тщательной и изящной работы.
        При всѣхъ подобныхъ работахъ необходимо имѣть передъ глазами или готовый образецъ или же рисунокъ съ ясно обозначенными главными очертаніями контура. Если рисунокъ очень малъ противъ размѣровъ предполагаемаго издѣлія, то его надо или нарисовать вновь или же фотографировать на тонкой бумагѣ, а затѣмъ сдѣлать переводъ на дерево обыкновеннымъ способомъ черезъ копировальную бумагу.
         На рис. 42 представлена рамка для туалетнаго зеркала. Внутренній ободокъ, въ который должно быть вдѣлано. самое зеркало, вырѣзанъ въ видѣ двухъ переплетенныхъ вѣтвей; его вырѣзаютъ отдѣльно и прикрѣпляютъ къ наружной рамѣ винтами АА, по одному съ каждой стороны, тамъ гдѣ края внутренней рамки соприкасаются съ краями наружной рамки, такъ что зеркальце можетъ поворачиваться на винтахъ и принимать любой уголъ наклоненія. Рамку можно вырѣзать изъ любого дерева съ красивой древесиной; чаще всего дѣлаютъ ее орѣховой; высота рамки дѣлается 10 — 12 дюймовъ. Съ задней стороны рамки привертываются ножки совершенно такія же, какъ на рис. 41. Такую рамку необходимо осторожно и тщательно прочистить напильникомъ, главнымъ образомъ, внѣшнія очертанія листьевъ, почти не касаясь внутреннихъ. Послѣдніе должны быть вырѣзаны правильно и безъ прочистки напильникомъ, а только дѣйствуя одними рѣзцами.
        На рис. 43 показанъ весьма недурный образецъ креста, съ наложенными на него вѣтками изъ плюща.
        Крестъ дѣлаютъ изъ двухъ планочекъ, гладко выстроганныхъ, врѣзанныхъ одна на другую подъ прямымъ угломъ и склеенныхъ столярнымъ клеемъ.
        Вѣтки изъ плюща сначала выпиливаются лобзикомъ, а затѣмъ ьырѣзаются, обдѣлываются рѣзцами и наклеиваются на крестъ столярнымъ клеемъ. Для большей же прочности соединенія можно ихъ, кромѣ того, прикрѣпить тонкими шпильками, помѣщая шпильки въ углубленныхъ мѣстахъ. Дырочки для нихъ накалываютъ шиломъ, дѣлая это очень осторожно, чтобы не расколоть листочка.
        Крестъ дѣлаютъ обыкновенно изъ темнаго дерева, а листья и вѣтки изъ другого, что будетъ много красивѣе и изящнѣе, чѣмъ если все это будетъ одноцвѣтнымъ.
        Кресту придаютъ нѣсколько выпуклую форму, отчего рисунокъ выступаетъ рельефнѣе. Наружный ободокъ креста не долженъ имѣть острыхъ реберъ; ихъ дѣлаютъ нѣсколько скругленными, что можно сдѣлать подчисткой обыкно веннымъ столярнымъ напильникомъ безъ срѣзыванія ножемъ или рѣзцомъ.
        Кромѣ назван ныхъ листьевъ и вѣтвей, приведенныхъ въ предыдущихъ примѣрахъ, можно вырѣзать и другія вещи, съ листьями другихъ растеній, что уже не составитъ большого труда, если передъ глазами работающаго имѣются натуральныя листья того растенія, которое хотятъ изобразить на данной вещи.
        Приведемъ еще примѣръ вырѣзыванія вѣтвей съ листьями образующими красивую гирлянду.
        Берутъ липовую или грушевую дощечку толщиною около 1 1/2 дюйма и гладко выстрагиваютъ ее съ обѣихъ сторонъ; на одной изъ нихъ наносятъ рисунокъ карандашемъ, какъ показано на рис. 44 и выпиливаютъ внѣшнія очертанія лобзикомъ, такъ что получается вѣтвь съ листьями въ грубыхъ острыхъ очертаніяхъ. Вырѣзая вѣтвь, надобно держать ее не въ рукѣ, а прикрѣпить къ куску доски, которую можно было бы укрѣпить на рабочемъ столѣ. Для этой цѣли лучше всего сдѣлать себѣ слѣдующее маленькое приспособление. Въ серединѣ куска доски толщиною въ 3 дюйма и величиною въ квадратный футъ, просверливается отверстіе, въ которомъ укрѣпляется толстый желѣзный винтъ въ 3 дюйма длиною; головка его погружается нѣсколько въ самую доску и углубленіе покрывается кусочкомъ дерева, чтобы инструменты не портились отъ желѣза. Этотъ винтъ продѣвается въ дыру на верстакѣ и съ нижней стороны завинчивается гайкою. Тогда легко поворачивать доску и давать ей разныя положенія. Если нужно дѣлать рѣзьбу изъ тонкихъ пластинокъ или, какъ въ данномъ случаѣ, надобно вырѣзать очень сложный предметъ съ многими вѣтвями и листьями, которые легко ломаются, то всего лучше приклеить его къ дощечкѣ, привинчиваемой какъ было только что сказано. Дѣлать это надо такъ, чтобы работу легко можно было снять со стола. Для этого приклеиваютъ сначала къ доскѣ листъ толстой писчей бумаги, а къ нему уже самый предметъ. Тогда все получитъ видъ, показанный на рис. 45. Рис. 45.
        Прежде всего вырѣзаютъ контуры листьевъ, лежащихъ выше всѣхъ, а затѣмъ середину. Кривые инструменты, изгибы которыхъ соотвѣтствуютъ каждой части рѣзьбы, наставляютъ почти вертикально и вбиваютъ на 1/8 дюйма ударомъ маленькой деревянной колотушки.
        Затѣмъ инструментъ наставляютъ наискось передъ контурами и дерево вырѣзается такъ, чтобы средній листъ лежалъ свободно въ чашеобразномъ углубленіи, образованномъ листьями, расположенными вокругъ. Послѣдніе рѣжутъ по контурамъ тамъ, гдѣ они находятся по близости отъ ниже лежащей вѣтви. Затѣмъ обдѣлываютъ поверхность листа, причемъ листы должны получить извѣстный наклонъ. Они должны быть углубленными посрединѣ или быть высокими на одномъ краю и низкими въ другомъ. Нѣкоторые листочки, какъ напр. лежащіе надъ вѣткой, можно приподнять по срединѣ и опустить по краямъ. Также точно и зубцы листьевъ можно направить къ верху или къ низу, смотря по удобству.
        Вѣтви вырѣзаютъ также, придавая имъ свободные и естественные изгибы. Почти вся эта работа производится самыми большими, болѣе или менѣе изогнутыми инструментами смѣло и сильно. Рукоятку инструмента держать въ правей рукѣ и рѣжутъ справа на лѣво. Чтобы не повредить лѣвой рукѣ во время работы, нужно принять за правило, держать указательный и средній пальцы лѣвой руки на инструментѣ. При грубомъ обдѣлываніи, для неопытнаго, работа облегчается предварительною отмѣткою на поверхности рѣзьбы краснымъ мѣломъ мѣстъ, которыя останутся, и синимъ тѣхъ, которыя должны быть срѣзаны.
        Когда самая грубая работа выполнена, нужно все тщательно отдѣлать острыми инструментами. Все выглаживается и отдѣлывается такъ, чтобы поверхность листьевъ имѣла возможно болѣе красивый и естественный видъ. Для этого употребляютъ болѣе или менѣе изогнутые инструменты согласно съ болѣе или менѣе изогнутою формой поверхности. Надо всегда стараться рѣзать вдоль волоконъ дерева, такъ какъ поверхность легко выходить неровной при рѣзьбѣ волоконъ. Затѣмъ карандашемъ намѣчаютъ жилки листа чистыми правильными линіями и вырѣзываютъ ихъ съ помощью инструмента, имѣющаго V-образное остріе. Вѣтви вырѣзаютъ также, со вкусомъ, главную вѣтвь дѣлаютъ толще всего, боковыя —тоньше. Все должно имѣть красивые и естественные изгибы, а также гладко отдѣланную поверхность. Рис.46 изображаетъ почти готовую работу. Ее остается еще выгладить напильникомъ и песочной бумагой. Послѣ употребленія пе
        Рис. 46.
        сочной бумаги нужно остерегаться дотрагиваться до работы инструментами, потому что они тупятся отъ мелкаго песка, остающагося на поверхности дерева. Послѣ этого рѣзьбу снимаютъ съ доски, для чего плоскимъ ножомъ осторожно срѣзаютъ бумагу, къ которой работа приклеена; въ заключеніе острымъ ножемъ подрѣзаютъ всѣ края листьевъ съ нижней стороны, гдѣ они могутъ быть видны, отчего все получаетъ болѣе легкій и свѣжій видь. Тоже дѣлаютъ съ вѣтвью, гдѣ она поднимается. Работа теперь готова и можетъ быть прибита къ крышкѣ ящика или шкатулки, представляя довольно красивое украшеніе.
        Точно такимъ же способомъ рѣжутъ всевозможныя розетки и другія мелкія украшенія, которыя непосредственно наклеиваются на плоскіе срѣзы боковъ точенныхъ издѣлій. Приведемъ нѣсколько образцовъ такихъ работъ. На рис. 47 показана часть точеной колонки, средина которой срѣзана въ видѣ четырехгранной призмы, каждая грань которой украшена рѣзной рамкой. Уголки каждой грани инкрустированы *) разноцвѣтнымъ деревомъ, костью или металломъ.
        *) Подъ названіемъ инкрустаціи надо понимать фигурный наклейныя вставки, образующія мозаичный узоръ. Инкрустировать моижно не только различными породами красивыхъ цвѣтныхъ файерокъ, но также костью, перламутомъ, черепахой и металлами.
        Рис. 47. Рис. 48.
        На рис. 48 представлена также часть колонки, средину которой сначала вытачиваютъ въ видѣ шара, а затѣмъ на двухъ противоположныхъ другъ другу, плоско срѣзанныхъ бокахъ вырѣзана цвѣточная звѣздочка. Звѣздочка эта окаймлена кольцомъ выточеннымъ изъ фанерки, такъ что звѣздочка кажется углубленной.
        Работа эта, какъ видно, очень проста и легка, надо только умѣть удачно гармонировать цвѣта дерева розетки и фанернаго ободка. Но и кромѣ сочетания цвѣтовъ дерева необходимы также чистота и рельефность работы.
        На рис. 49 представлена толстая ножка для рояля или письменнаго стола покрытая сплошь разными украшеніями. Здѣсь мы видимъ примѣръ рѣзьбы на выпуклой поверхности.
        Украшенія аа можно сдѣлать отдѣльно и наклеить готовыми на соотвѣтственныхъ мѣстахъ въ вырѣзанныхъ для того гнѣздахъ. Это конечно проще, но тогда работа будетъ грубѣе, а потому лучше вырѣзать непосредственно на выпуклой поверхности.
        Преимущество послѣдняго способа заключается еще въ большей прочности работы и сохранении одного оттѣнка дерева, ибо одна и та же доска въ своихъ разныхъ частяхъ можетъ имѣть различный оттѣнокъ.
        Украшёнія вв представляютъ простыя искривленныя канавки. Большую трудность въ исполненіи представляютъ городки с, хотя на видъ они кажутся очень простыми. Трудность эта заключается въ томъ, что сосѣдніе зубчики должны быть совершенно сходны одинъ съ другимъ.
        Число городковъ, ихъ ширина и мѣсто, гдѣ они должны быть вырѣзаны, опредѣляется какимъ либо размѣточнымъ приборомъ.
        Рѣзныя работы часто бываютъ тѣсно связаны съ инкрустаціей, именно тогда, когда фонъ вещи съ рѣзными украшеніями хотятъ сдѣлать болѣе красивымъ и богатымъ. Такъ инкрустація сургучемъ, перламутромъ, слоновою костью, металлами и черепахой составляетъ какъ бы переходъ къ рѣзнымъ украшеніямъ. Въ самомъ дѣлѣ, если желаютъ на общемъ деревянномъ фонѣ украшенія сдѣлать перламутровую звѣздочку, то окажется, что ее нельзя выпилить вмѣстѣ съ прочими фанерками уже потому, что невозможно достать пластинку надлежащей величины. Положимъ даже, что такая пластинка изготовлена посредствомъ цѣлаго ряда склеекъ, все же разница твердости между деревомъ и перламутромъ сдѣлаетъ совмѣстную выпиловку затруднительной и не вполнѣ удачной. Есть еще и другія наиболѣе существенныя неудобства: это — невозможность приклеить перламутръ къ дереву обыкновеннымъ клеемъ и слишкомъ большой зазоръ отъ прохода пилочки.
        Все это заставляетъ насъ для исполненія такой инкрустаціонной работы избрать другой путь, именно поступить такъ: сдѣлавъ предварительную выпиловку и сборку, оставляютъ незанятыми мѣста, назначенныя для перламутра. Приладка перламутровыхъ вставочекъ къ ихъ гнѣздамъ производится соотвѣтствующими долотами различной формы. (Окончаліе въ слѣдующѣмь номерѣ).

RTF: Труд и Забава. 1906. № 23
https://yadi.sk/i/pQ9XPSMQuBO2LQ

#нэдб #журнал #труд #забава #резьба #дерево #баламутчума
#баламутчуманэдб #баламутчумажурнал #баламутчуматруд #баламутчумазабава #баламутчумарезьба #баламутчумадерево



Tags: #баламутчума, #баламутчумадерево, #баламутчумажурнал, #баламутчумазабава, #баламутчуманэдб, #баламутчумарезьба, #баламутчуматруд, #дерево, #журнал, #забава, #нэдб, #резьба, #труд
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments