Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

ДАНИЯ. НРАВЫ И ОБЫЧАИ ЮТЛАНДЦЕВЪ


        ДАНИЯ. НРАВЫ И ОБЫЧАИ ЮТЛАНДЦЕВЪ
        Жизнь народа и его характеръ. — Женщины и мужчины. — Ихъ внѣшній видъ, одежда и образованіе. — Жилище. — Религія. — Земледѣліе и положеніе земледѣльческаго класса. — Скотоводство. — Рыбная ловля и другіе источники пропитанія. — Внѣшній видъ ютландскихъ городовъ.— Пища ютландцевъ. — Свадьба. — Конституція страны.

        Датскія владѣнія въ Европѣ занимаютъ сѣверную половину Ютландскаго полуострова и прилегающіе къ нему острова; кромѣ того къ европейскимъ же владѣніямъ относятся острова Фарерскіе и Исландія. Но они такъ удалены отъ метрополіи, что имѣютъ совершенно особый характеръ. Въ началѣ нынѣшняго столѣтія владѣнія Даніи были гораздо обширнѣе. Ей принадлежали: Норвегія, весь Ютландскій полуостровъ, островъ Гельголандъ и довольно многочисленный колоніи въ различныхъ частяхъ свѣта. Но въ 1814 г. Данія лишилась Норвегіи; по парижскому миру островъ Гельголандъ остался за Англіею; затѣмъ въ 1846 г. она уступила Англіи свои индѣйскія колоніи, а въ 1850 г. колоніи на берегу Африки. Наконецъ въ 1864 г. она лишилась Лауенбурга, Шлезвига и Голштиніи. Населеніе Даніи въ 1870 г. считалось въ 1.784,741 человѣкъ, a вмѣстѣ съ колоніями безъ малаго 2 милліона жителей.
        Ютландія населена менѣе другихъ частей королевства. Это слабое населеніе Ютландіи отчасти происходитъ отъ того, что западная ея часть представляетъ неплодородную пустыню и болото, и также отъ того, что Данія, хотя и заботилась о Ютландіи въ послѣднія десятилѣтія, но остальная Европа не обращала на нее никакого вниманія. Хотя попытки правительства заселить въ прошломъ столѣтіи ютландскія степи нѣмецкими колонистами почти совсѣмъ не удались, тѣмъ не менѣе между ютландскими землевладѣльцами въ настоящее время довольно часто можно встрѣтить нѣмцевъ родомъ изъ Голштиніи и Мекленбурга. Ютландцы ведутъ очень замкнутую жизнь и только жители городовъ восточнаго ютландскаго побережья имѣютъ болѣе оживленное сношеніе съ жителями острововъ. Рѣдко можно встретить ютландца, который побывалъ дальше Копенгагена или Гамбурга. Эта замкнутость сохранила населеніе Ютландіи во всей его первобытной простотѣ и не измѣнила его честнаго характера, который вездѣ поражаетъ иностранца.
        Въ Ютландіи почти вездѣ большая разница между жителями городовъ и деревень. Между тѣмъ какъ крестьяне деревень обыкновенно высоки ростомъ, худощавы, съ приподнятыми плечами, угловаты въ своихъ движеніяхъ, жители городовъ большею частью средняго роста, коренасты и, несмотря на это, съ живыми и ловкими движеніями. Точно также и жительницы ютландскихъ городовъ отличаются большею красотою и граціею, чѣмъ жительницы деревень. Крестьянскія дѣвушки особенно отличаются отъ горожанокъ неуклюжимъ станомъ и тяжелой, медленной походкой. Несмотря на то, что во всѣхъ деревенскихъ школахъ вмѣстѣ съ науками занимаются и гимнастикой, рѣдко кто изъ молодыхъ работниковъ можетъ легко вскочить на лошадь. Поэтому на деревенскихъ дворахъ вы часто видите пни, вбитые въ землю, которые помогаютъ влѣзать на коня. Впрочемъ этой неловкости деревенскихъ жителей нечего удивляться: они съ ранняго дѣтства носятъ тяжелые деревянные башмаки, которые имѣютъ большое вліяніе не только на походку, но и на всю фигуру датчанина.Туловище ихъ уже въ молодости принимаетъ какое-то наклонное положеніе впередъ, а руки, нѣсколько согнутыя, висятъ, какъ сучковатыя палки по бокамъ. Особенно поражаетъ поза ютландскаго крестьянина, когда онъ стоитъ. Всѣ они, когда останавливаются по дорогѣ и разговариваютъ съ товарищами, стоятъ, широко разставивъ ноги, положивъ руки въ карманы штановъ, такъ что локти торчатъ въ стороны, точно ручки котла.
        Что касается внѣшности ютландцевъ обоего пола, то относительно этого слѣдуетъ замѣтить такую характерную черту; въ южной Ютландіи, даже и въ деревняхъ, люди весьма красивы, но чѣмъ далѣе къ сѣверу, тѣмъ болѣе пропадаетъ красота формъ, тѣмъ менѣе встрѣчаете вы красивыхъ людей. Встрѣтить на сѣверѣ Ютландіи красиваго парня или дѣвушку большая рѣдкость, да и то обыкновенно оказывается, что красавица не постоянная жительница сѣвера: или мать ея вышла замужъ за сѣверянина, или ее обстоятельства заставили поселиться здѣсь.
        Что касаетсяодежды ютландцевъ, то она вездѣ говоритъ о благосостояніи народа. Въ высшихъ сословіяхъ не замѣтно особой роскоши, но за то и на самыхъ бѣдныхъ рабочихъ вы никогда не увидите нищенскихъ лохмотьевъ или даже грязнаго платья: мужчины и женщины самыхъ нисщихъ классовъ всегда одѣваются чисто, тщательно и даже съ большимъ вкусомъ. Всѣ непремѣнно въ чулкахъ и башмакахъ, хотя въ деревняхъ носятъ деревянные башмаки. На югѣ и въ среднейчасти Ютландіи почти совсѣмъ не носятъ національной одежды. Шерстяное платье и деревянные башмаки — вотъ единственныйна циональный костюмъ, который заставляютъ носить сырой климатъ и болотистая почва страны. Въ сѣверныхъ мѣстностяхъ большая часть крестьянъ носитъ короткую куртку съ блестящими пуговицами, плисовые штаны до колѣнъ, высокіе бѣлые чулки и башмаки съ пряжками. Если ютландецъ можетъ не носить деревянныхъ башмаковъ, на немъ непремѣнно надѣты черные башмаки съ металлическими пряжками и высокіе бѣлые чулки. На головѣ крестьяне во всей Ютландіи носятъ цилиндръ, который они часто не снимаютъ даже и въ комнатѣ. Еще рѣже женщины носятъ національную одежду. Только въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Ютландіи, при самомъ разнообразномъ платьѣ, непремѣнно одѣтъ оригинальный бѣлый чепчикъсъ большими крыльями по обѣ стороны головы. Настоящая національная датская одежда женщинъ сохраниласьтолько на немногихъ островахъ и въ очень немногихъ мѣстностяхъ Ютландіи: ее не носятъ потому, что такой національный костюмъ стоитъ очень дорого. Вотъ каковъ этотъ національный датскій костюмъ: широкое черное платье спереди и кругомъ на подолѣ богатоукрашено розетками или серебряными украшеніями въ видѣ монетъ. Голова и шея покрываются большимъ бѣлымъ платкомъ, обшитымъ тонкими кружевами, изъ котораго выглядываетъ только лицо. Изъ подъ платка на груди видно ожерелье. Нынче обыкновенная одежда женщинъ въ деревняхъ — длинныя шерстяныя юбки, корсажъ съ длинными рукавами, который часто бываете краснаго цвѣта, высокія шляпы, мало чѣмъ отличающіяся отъ мужскихъ цилиндровъ, и деревянные башмаки. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ женщины носятъ бѣлый чепчикъ съ большими крыльями по обѣ стороны головы, тамъ эти шляпы, почти совершенно мужскія, одѣваютъ поверхъ такого чепчика. Во время работы онѣ надѣваютъ высокіе передники, закрывающее грудь, а на руки полотняные рукава. Матерію для своихъ нарядовъ женщины обыкновенно сами прядутъ, ткутъ и красятъ.
        Въ Ютландіи вы рѣдко встрѣтите постройки красивой архитектуры; только немногіе рыцарскіе замки имѣютъ величественный видъ, вслѣдствіе своей древностии величины. Дома въ городахъ большею частью состоять изъ одного этажа, рѣдко изъ двухъ; они почти всѣ очень стары, и каждое семейство обыкновенно занимаетъ отдѣльный домикъ. Изъ общественныхъ зданій болѣе другихъ бросаются въ глаза школы, такъ какъ на образованіе народа въ этой странѣ обращено серьезное вниманіе. Несмотря на то, что дома ютландцевъ въ одинъ этажъ и что они не отличаются особеннымъ блескомъ по внѣшности, они живутъ съ болышшъ комфортомъ, чѣмъ гдѣ бы то ни было. Какъ и всѣ скандинавскіе народы, ютландское семействоникогда не удовлетворяется одной комнатой. Самые бѣдные люди живутъ въ двухъ, трехъ комнатахъ. Рояли встрѣчаются у самыхъ богатыхъ людей, a фортепіано чрезвычайно плохи и старомодны. Вообще музыка и искуство болѣе всего отстали въ Даніи. Изъ книгъ у ютландцевъ, кромѣ датскихъ, вы обыкновенно встрѣтите и нѣсколько нѣмецкихъ, такъ какъ каждый маломальски образованный человѣкъ отлично знаетъ этотъ языкъ. Шляпы и пальто висятъ въ сѣняхъ, которыя рѣдко у кого запираются днемъ на запоръ и никто не опасается, что черезъ открытую дверь войдетъ воръ. При всеобщемъ благосостоаніи и прекрасныхъ законахъ о бѣдныхъ, воровство здѣсь такъ же мало извѣстно, какъ и нищенство.
        Въ деревняхъ жилища очень различны: старинные дома деревянные, изъ бревенъ, выкрашены красною краской и сильно напоминаютъ жилища въ Швеціи. Даже и въ тѣхъ жилищахъ, которыя выстроены за послѣдніе 10-20 лѣтъ заново, мы нерѣдко встрѣчаемъ соломенную крышу. Въ плодородныхъ прибрежныхъ полосахъ крестьянскіе дворы обыкновенно образуютъ деревню, но въ срединѣ страны и въ особенности въ степяхъ дворы лежатъ отдѣльно. Главный характеръ крестьянскихъ дворовъ четыреугольная форма. Сторона, обращенная на улицу, имѣетъ ворота, а по обѣ стороны амбары; прямо напротивъ находится жилой домъ, а боковыя пристройки — хлѣва, конюшни и жилища работниковъ. Въ жилищахъ ютландцевъ обыкновенно тотъ недостатокъ, что солнце рѣдко можете проникать въ комнаты дома и онѣ отъ этого нерѣдко сыры и душны, но за то, даже въ самыхъ бѣдныхъ крестьянскихъ домахъ, нѣсколько комнатъ. Во многихъ мѣстностяхъ постели устроены въ стѣнѣ посредствомъ выдвижныхъ досокъ. Когда ютландецъсобирается спать, а это обыкновенно бываетъ два раза въ сутки — послѣ обѣда и ночью, онъ выдвигаете изъ стѣны постель и, когда просыпается, снова вдвигаетъ ее въ стѣну. Наволочекъ здѣсь не существуете, а подушку и перину просто покрываютъ простыней.
        Ютландцы не особенно живаго характера: они медленны, задумчивы, почти всѣ грамотны, а большая часть получила даже въ школѣ основательныя знанія обо всемъ, что касается законовъ страны, ея исторіи и настоящаго положенія дѣлъ въ другихъ государствахъ. Почти всѣ крестьяне здѣсь читаютъ газеты и живо интересуются всѣмъ, что происходитъ въ засѣданіяхъ палатъ. Несмотря на свою медленность, ютландецъ самый трудолюбивый человѣкъ въ мірѣ. Всякую работу онъ исполняетъ съ необыкновеннымъ терпѣніемъ и добросовѣстностыо и умѣетъ во время удалить нужду отъ своего семейства.
        Въ Даніи полнѣйшая вѣротерпимость. Господствующею религіею признается лютеранская. Ютландецъчеловѣкъ религіозный: онъ свято соблюдаете праздники и по воскресепьямъ вы напрасно будете искать въ Ютландіи открытыхъ лавокъ. Къ лютеранскому вѣроисповѣданію въ 1870 г. принадлежало 99 1/5% всего населенія; 15,963 ч. не исповѣдывали господствующей религіи. Между ними болѣе другихъ было евреевъ и затѣмъ католиковъ. Мормоны много пропагандировали для своей секты и нѣсколько лѣтъ тому назадъ 400 ютландцевъ и между ними особенно много дѣвушекъ сѣли на корабли въ Альборгѣ, чтобы съ мормонами отправиться въ Америку. Но эта убыль скоро пополнится, такъ какъ всюду въ деревняхъ и городахъ Ютландіи родится много дѣтей и между ними особенно много дѣвочекъ.
        Мы уже нѣсколько разъ говорили о занятіяхъ датчанъ, но не нужно думать, что они болѣе всего занимаются выдѣлкою горшковъ и работою деревннныхъ башмаковъ. Главнымъ источникомъ пропитанія ютландцевъ служатъ земледѣліе, скотоводство, продажа произведеній сельскаго хозяйства и рыбная ловля. Промышленность не пріобрѣла еще въ этой странѣ своего настоящаго значенія и даже фабрикація горшковъ и деревянныхъ башмаковъ, спеціально принадлежащая Ютландіи, въ настоящее время производится такъ же, какъ и нѣсколько столѣтій тому назадъ.
        Географическое положеніе и суровый климатъ Даніи, казалось бы, предназначили этому государству быть страной торговой и прежде всего страной морской торговли; между тѣмъ статистическія данныя показываютъ, что едва 30% населенія Даніи ищутъ средствъ къ своему существованиевъ водахъ океана, тогда какъ 50% занимаются земледѣліемъ и скотоводствомъ. Несмотря на то, что отъ Даніи въ прошлое десятилѣтіе были отняты земли, лежащія къ югу отъ Ютландіи, и несмотря на разорительныя войны съ Пруссіею, земледѣліе страны не только не упало, но напротивъ того продолжало развиваться, какъ развивается оно и въ настоящее время!
        Такимъ образомъ земледѣліе и скотоводство являются двумя важнѣйшими промыслами Даніи, которая свои продукты сбываетъ преимущественно въ Англію. Сельское хозяйство Даніи находится въ самомъ цвѣтущимъ положеніи, чему весьма много способствуютъ выгодныя условія землевладѣнія. Большинство земель раздѣлено на небольшіе участки и находится въ рукахъ крестьянъ-собственниковъ,число которыхъ въ послѣдніе годы быстро возростаетъ. Почти вездѣ сѣютъ рожь, ячмень, овесъ и пшеницу; гораздо рѣже — картофель, такъ какъ его обработка въ Ютландіи сдѣлалась извѣстною только въ прошломъ столѣтіи и къ тому же болѣзнь его здѣсь проявлялась такъ часто и съ такою силою, что многіе боятся даромъ затратить свой трудъ.
        Въ послѣднее время начали обращать серьезное вниманіе на улучшеніе положенія земледѣльческаго класса. Многіе изъ богатыхъ землевладѣльцевъ устраиваютъ образцовый избы, основываютъ благотворительныя и вспомогательныя общества, — но разумѣется эти филантропическія затѣи не могутъ дать особенно плодотворныхъ результатовъ. Впрочемъ датскій крестьянинъ находится въ неизмѣримо лучшемъ положеніи не только чѣмъ его англійскій собратъ, гдѣ положеніе земледѣльческаго класса уже изъ рукъ вонъ плохо, но и лучше, чѣмъ во многихъ другихъ странахъ.
        Что же касается до развитія и образованія въ этомъ классѣ общества, то оно здѣсь лучше, чѣмъ гдѣ бы то ни было. Крестьянскія дѣти въ Даніи обязаны съ 7-ми лѣтняго возраста посѣщать школу, гдѣ они обучаются до 15 лѣтъ. Выйти изъ школы раньше этого срока дозволяется только въ томъ случаѣ, когда ученикъ докажетъ, что онъ успѣлъ основательно ознакомиться съ полнымъ школьнымъ курсомъ въ болѣе короткій срокъ. Въ первые три года школьнаго обученія занятія происходятъ лѣтомъ по 4, а зимою по 2 дня въ недѣлю; въ послѣдующіе же 5 лѣтъ еженедѣльно бываете только по два класса. Когда дѣти не являются въ школу, родители должны внести штрафъ въ 2 1/4 коп. сер. за каждый манкированный день если не представятъ доказательствъ, что неявка произошла по уважительной причинѣ.
        Скотоводство въ Ютдандіи въ настоящее время играетъ еще болѣе важную роль, чѣмъ земледѣліе; разводятъ лошадей, рогатый скотъ, овецъ, свиней. Ютландскія лошади очень велики, сильны и пользуются извѣстностью. Разведенiе рогатаго скота идетъ успѣшно во всей странѣ; овцеводство болѣе всего распространеновъ Ютландіи, степии тощіе луга которой очень удобны для этого. Скотъ день и ночь проводитъ здѣсь на пастбищахъ, при этомъ каждое животное обыкновенно привязано къ одному какому нибудь мѣсту.Три раза въ день перемѣняютъ мѣсто, чтобы оно всегда могло находить себѣ пищу.
        Болѣе всего ютландецъ любитъ свою лошадь: онъ бережетъ ее, какъ свое собственное дитя, постоянно посматриваетъ, чтобы ясли были чисты, какъ колыбель ребенка, и чтобы она всегда имѣла довольно корму. Во время путешествія онъ прежде всего заботится о своей лошади: онъ никогда не начнетъ пить, ѣсть, отдыхать, прежде чѣмъ не устроитъ все, что нужно для нея. При ѣздѣ онъ никогда не употребляетъ кнута, и потому датчане острововъ смѣются надъ ютландцами, надъ ихъ любовью къ лошадямъ, доходящей до смѣшнаго, и надъ ихъ черепашьей ѣздой, изъ боязни замучить лошадь.
        Большія выгоды отъ молочнаго хозяйства заставляютъ датскихъ фермеровъ все болѣе уменьшать размѣры хлѣбныхъ запашекъ и взамѣнъ того увеличивать скотоводство для продажи мяса и выдѣлки масла и сыра, на томъ основаніи, что, при возростающей цѣнѣ на нихъ, можно получить больше барыша, чѣмъ отъ продуктовъ хлѣбопашества. Правда, съ 1851 г. цѣнность хлѣба значительно возросла, но въ то же время еще болѣе возвысилась цѣна масла, мяса и прочихъ животныхъ продуктовъ. Датское масло въ сильномъ спросѣ на англійскихъ и шотландскихъ рынкахъ. Оно вывозится въ Ньюкэстль, Ливерпуль, Манчестеръ и даже въ Лондонъ, гдѣ съ давняго времени зимою все чаще и чаще получаютъ большія партіи этого масла. До 70-го года масла изъ Даніи вывозили ежегодно около 40,000 бочекъ, но въ 1871 г. стали вывозить уже болѣе 68,000 бочекъ. Правда за эти послѣдніе годы вывозъ барановъ и крупнаго рогатаго скота нѣсколько уменьшился, но за то прусско-французская война значительно оживила торговлю лошадьми и дала возможность датчанамъ сбыть ихъ въ огромномъ количествѣ; въ то же время усилились заказы на битое мясо, что съ избыткомъ вознаградило датскихъ скотоводовъ за уменьшившееся требованіе на живой рогатый скотъ. Такъ какъ требованіе мяса и масла на англійскихъ рынкахъ все увеличивается, a цѣны на эти продукты возвышаются, то можно смѣло сказать, что, при постоянномъ улучшеніи средствъ сообщенія, производство мяса и масла сдѣлается скоро самыми главными отраслями сельско-хозяйственной промышленности.
        Значительная часть жителей занята на берегахъ рыбною ловлею. Кромѣ сельдей въ Лимъ-фіордѣ въ ютландскихъ водахъ ловятъ макрель, навагу и угрей. Промышленность Даніи, какъ мы уже говорили, не велика и, за исключеніемъ Копенгагена, не имѣетъ большаго значенія. Изъ промышленныхъ занятій болѣе всего рабочихъ рукъ занято фабрикаціею чугунныхъ издѣлій въ Альборгѣ, изготовленіемъ перчатокъ, и датскіе перчатки и кожи пользуются нѣкоторою извѣстностыо и за границей. На островѣ Борнгольмѣ, въ Ренне, занимаются приготовленіемъ часовъ. Корабль, нагруженный часами, разбился здѣсь въ 1750 г. и это послужило поводомъ здѣшнимъ жителямъ заниматься этою работою.
        Согласно съ слабымъ процвѣтаніемъ промышленности въ Даніи въ этой странѣ и мало городовъ; но тѣ города, которые существуютъ, производятъ хорошее впечатлѣніе, хотя они по большей части древніе. Въ нихъ широкія, чистыя улицы, прекрасная мостовая и даже самый маленькій городъ непремѣнно освѣщенъ газомъ. Древность городовъ нельзя опредѣлить точно, но большая часть ихъ названій указываете на ихъ происхожденіе, такъ напр. Альборгъ, Скандерборгъ и т. п. указываютъ происхожденіе ихъ отъ старыхъ замковъ. Города, названіе которыхъ оканчивается на кьебнтъ, призошли вслѣдствіе необходимости производить въ этихъ мѣстахъ торговлю и обмѣнъ товаровъ. Другіе города получили свое названіе отъ мѣстоположенія; если названіе оканчивается на неся, какъ напр. Горзенесъ (въ настоящее время Горзенсъ), то это показываетъ положеніе города на мысѣ. Окончаніе на осе, какъ напр. Рандросъ, Ааросъ (теперь Рандерсъ, Ааргусъ), указываетъ, что городъ расположенъ на устьѣ рѣки; окончаніе на ёръ — его подоженіе на дюнахъ и т. п.
        Пища ютландцевъ, также какъ и жижище, показываетъ благосостояніе народа: она болѣе, чѣмъ гдѣ бы то ни было, состоитъ изъ мяса, но они также много употребляютъ рыбы, риса и яицъ. Каша — національное блюдо датчанъ: ее не только ежедневно употребляютъ бѣдняки, но вы встрѣтите ее и на столѣ зажиточныхъ людей, сваренную до красна и поданную со сливками, особенно если она приготовлена съ малиной. Очень распространено здѣсь также желе изъ ревеня, которое ѣдятъ также со сливками. Окорока и колбасы здѣсь приготовляютъ изъ баранины. Къ обѣду подаютъ не только хорошій ржаной хлѣбъ, но даже у крестьянъ вы встрѣчаете также и бѣлый. Чай общій напитокъ и даже у самаго бѣднаго крестьянина вы найдете его, хотя и не высшаго достоинства Прежде чѣмъ сѣсть за столъ ютландцы возбуждаютъ свой аппетитъ рюмкой водки, но они гораздо умѣреннѣе шведовъ и норвежцевъ въ употребленіи спиртныхъ напитковъ. Правда, люди пожилые имѣютъ привычку выпить на ночь, передъ сномъ стаканъ грогу, но встрѣтить здѣсь пьянаго большая рѣдкость. Вина въ Ютландіи употребляютъ французскія и испанскія; пиво, за исключеніемъ англійскаго эля и портера, очень легкое и крестьяне сами варятъ его изъ ячменя, но ни по цвѣту, ни по вкусу вы не назовете его пивомъ. Вообще ютландцы болѣе любятъ поѣсть, чѣмъ выпить. По такъ какъ въ этой странѣ существуетъ чрезвычайно мало народныхъ праздниковъ, то эта любовь къ ѣдѣ проявляется во всей силѣ во время свадебъ, который справляютъ здѣсь съ большимъ блескомъ.
        Когда ютландскій крестьянинъ рѣшился жениться, онъ уже за 8 дней посылаетъ кого нибудь изъ молодыхъ людей приглашать гостей. Молодой человѣкъ, явившійся приглашать на свадьбу, долженъ твердо знать наизустъ, что говорить въ такихъ случаяхъ. Изъ опасенія что нибудь забыть или сконфузиться, онъ записываетъ необходимую тираду на особую бумажку, которую и прикалываетъ внутри своей шляпы, и не разъ заглядываетъ въ нее, прежде чѣмъ войти въ домъ. Разъ онъ уже рѣшаетса взойти, онъ говоритъ безъ запинки: «Триединому Богу и творцу вселенной угодно было пробудить любовь между молодымъ человѣкомъ (его имя) и между богобоязненной дѣвицей такой то. Они рѣшились соединиться бракомъ посредствомъ божественнаго вѣнчанія, которое и назначили въ субботу, въ церкви такой то... Поэтому они обращаются къ тебѣ съ просьбою, чтобы ты съ своими дѣтьми и со всѣмъ своимъ семействоиъ почтить отца невѣсты». Каждое приглашенное семейство посылаетъ въ домъ невѣсты ко дню свадьбы какой нибудь подарокъ: нѣсколько паръ куръ, большой кусокъ масла, окорокъ и т. п. Въ определенный день, обыкновенно въ субботу, гости въ лучшихъ нарядахъ собираются въ домъ невѣсты, гдѣ каждаго изъ нихъ встрѣчаютъ на дворѣ музыкою. Когда всѣ собрались — завтракаютъ, а потомъ ѣдутъ въ церковь. Впереди ѣдутъ верхомъ нѣсколько молодыхъ людей, а за ними музыканты. Женихъ и невѣста съ ихъ спутниками встрѣчаются обыкновенно у церкви, при этомъ женихъ обязанъ быть на мѣстѣ первый. Когда такимъ образомъ женихъ и невѣста достигли церкви, тогда музыка идетъ впереди невѣсты и сопровождаетъ ее вмѣстѣ съ ея спутницами отъ воротъ кладбища до церковныхъ дверей; потомъ музыка возвращается, чтобы такимъ образомъ проводить жениха съ сопровождающими его мужчинами. Послѣ вѣнчанія все общество отправляется въ домъ невѣсты, гдѣ уже накрытъ столъ и ихъ обильно угощаютъ супомъ, мясомъ, рыбой, ветчиной и непремѣнно кашей и пирожнымъ. Послѣ обѣда танцуютъ до поздней ночи, въ заключеніе всѣ хоромъ поютъ псаломъ и затѣмъ гостей снова приглашаютъ явиться на другое утро. Почти каждая свадьба продолжается три и четыре дня и при этомъ танцы составляютъ существеннѣйшую часть всѣхъ свадебныхъ пиршествъ. Въ первый день свадьбы невѣста должна прежде всего протанцовать со всѣми дѣвушками, затѣмъ она снимаетъ свадебный вѣнокъ и надѣваетъ чепчикъ, танцуетъ со всѣми женщинами, и такимъ образомъ какъ бы переходитъ изъ общества дѣвушекъ въ общество женщинъ.
        Нынѣшній король Даніи Христіанъ 9 наслѣдовалъ королю Фридриху 7 въ 1863 г. Страна пользуется либеральною конституціею съ 1849 г. и окончательно дополненной въ 1866 г. Законодательная власть принадлежитъ риксдагу, состоящему изъ ландстинга, т.е. верхней, и фолькетинга, т. е. нижней палаты. Обѣ эти палаты состоятъ изъ выборныхъ на срокъ членовъ, и право выбирать, какъ въ первую, такъ и во вторую палату, въ одинаковой степени принадлежитъ всѣмъ датчанамъ безъ всякихъ условій ценза. Избирателями не могутъ быть только люди, имущество которыхъ находится подъ опекой, не прожившіе года въ той общинѣ, гдѣ они находятся во время выборовъ, нищіе и всѣ находящееся въ домашнемъ услуженіи. Каждый избиратель долженъ быть не моложе 30-ти лѣтъ, но депутатомъ въ фолькстингъ можетъ быть избранъ гражданинъ 25 ти лѣтняго возраста; членъ ландстинга долженъ быть не моложе 41 года. Разница между этими обоими тингами состоитъ только въ томъ, что членомъ ландстинга можетъ быть выбранъ только тотъ, кто имѣетъ ежегоднаго доходу 1,600 р. с. или платитъ 270 р. с. прямыхъ налоговъ. Кромѣ того избраніе въ ландстингъ происходитъ такимъ образомъ, что сначала выбираются избиратели, и потомъ они уже выбираютъ представителей; въ члены фолькетинга прямо выбираетъ весь народъ. По датской конституціи граждане пользуются полнѣйшею свободой и равенствомъ. Не только сословныя права, но даже титулы и ранги отмѣнены, a маіораты запрещены. Граждане имѣютъ право составлять ассоціаціи и собирать митинги, не испрашивая на это предварительнаго разрѣшенія. Свобода книгопечатанія вполнѣ гарантирована. Жилище неприкосновенно: обыскъ можетъ быть произведенъ только по приговору судьи. Наконецъ датская конституція признаетъ право гражданина на помощь со стороны государства, если онъ не въ состояние прокормить себя и свою семью. Дѣти, родители которыхъ не въ состояние доставить имъ воспитаиіе, получаютъ даровое образованіе въ общественныхъ школахъ.
        Датская конституція 1849 г. особенно замѣчательна прежде всего потому, что она не была вынуждена никакими обстоятельствами, а была дарована народу королемъ Фридрихомъ 7, который получилъ отъ своихъ предковъ неограниченную власть. За 50 лѣтъ до этой конституціи въ странѣ былъ изданъ варварскій законъ, по которому смертной казни подвергался каждый, кто печатно осмѣлился бы совѣтовать измѣненіе неограниченной формы правленія. Тотъ, кто устно или письменно порицалъ способъ управлеиія государствомъ или какія нибудь дѣйствія правительства, того ссылали въ вѣчную каторжную работу. Но датскій народъ, подобно норвежскому, сильно проникнута демократическимъ духомъ; даже среди духовенства не мало людей съ республиканскими принципами. Аристократическіе обычаи и понятія сохраняются только въ очень небольшомъ кругу высшаго дворянства, да и то это происходить потому, что у всѣхъ у нихъ помѣстья находятся въ прежнихъ нѣмецкихъ областяхъ Даніи и они говорились съ нѣмецкими баронами. Но природный датчанинъ — непремѣнно демократъ. Покойный король Фридрихъ 7 искренно раздѣлялъ всѣ симпатіи своего народа. Къ тому же на него имѣли сильное вліяніе идеи, выработанный французскою революціею 89 и 91 годовъ, и онъ былъ въ полномъ смыслѣ демократъ, какъ въ политикѣ, такъ и въ своей частной жизни. Онъ не имѣлъ двора, терпѣть не могъ высшаго круга, который съ своей стороны никогда не могъ простить ему этого. До смерти этого короля (1863 г.) Дапія сохраняла свои прежніе размѣры, побѣдоносно выдержала борьбу съ Германiей и, несмотря на затруднительный обстоятельства, достигла высокаго процвѣтанія. Тѣмъ не менѣе нѣмецкое населеніе и полунѣмецкая аристократія Даніи ненавидѣли короля, а правительства Германіи были враждебны и ему, и всему датскому пароду прежде всего вслѣдствіе демократическаго духа страны. Нѣмецкое дворянство въ Голштиніи взволновалось противъ Даніи за ея констнтуцію. Оно покойно жило во время неограниченная датскаго правленія, но ему ненавистна была конституция, которая не признавала его феодальныхъ правъ, не выдѣляла для дворянства особой камеры, уничтожала титулы, иривплегіи и маіораты. Но, повторяемъ, любовь народа къ королю дала ему возможность сохранить цѣлость Даніи до его смерти; но при новомъ королѣ германскія державы ослабили демократическую Данію почти до ничтожества и отняли у нея нѣмецкія области. Вмѣстѣ съ этимъ наступила и реакція: образованная часть общества, ожившая во время Фридриха 7-го подъ вліяніемъ новыхъ идей, теперь все болѣе отстаетъ отъ прогрессивнаго европейскаго движенія. Громадное большинство его проникнуто въ настоящее время самыми устарѣлыми взглядами и гонитъ всякую свѣжую мысль, высказанную въ печати, такъ что литература и журналистика этой страны, за весьма немногими исключеніями, служатъ вѣрнымъ отраженіемъ реакціоннаго настроенія самого общества.

Жизнь европейских народов. Т.2. Водовозова Елизавета Николаевна. 1878. Стр. 538-545 (603-611)
http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/34232#page/603/mode/2up

ДОК: Дания - Ютландия. Нравы и обычаи жителей
https://yadi.sk/i/jVPNkpbm08asSg

#нэдб #водовозова #жизньевропейскихнародов #дания #пень #чепчик #башмак #постель #сон #земледелие #пропитание #скотоводство #школа #образование #овцеводство #конь #масло #молоко #город #свадьба #фолькетинга #баламутчума
#баламутчуманэдб #баламутчумаводовозова #баламутчумажизньевропейскихнародов #баламутчумадания #баламутчумадания #баламутчумапень #баламутчумачепчик #баламутчумабашмак #баламутчумапостель #баламутчумасон #баламутчумаземледелие #баламутчумапропитание
Tags: #баламутчума, #баламутчумабашмак, #баламутчумаводовозова, #баламутчумадания, #баламутчумажизньевропейскихнародов, #баламутчумаземледелие, #баламутчуманэдб, #баламутчумапень, #баламутчумапостель, #баламутчумапропитаниеМетки, #баламутчумасон, #баламутчумачепчик, #башмак, #водовозова, #город, #дания, #жизньевропейскихнародов, #земледелие, #конь, #масло, #молоко, #нэдб, #образование, #овцеводство, #пень, #постель, #пропитание, #свадьба, #скотоводство, #сон, #фолькетинга, #чепчик, #школа, Водовозова, НЭДБ, Свадьба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments