Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Categories:

Русский север. Путешествие на Кольский. Часть 1








































    Русский север. Путешествие на Кольский. Часть 1
    И вот, наконец, нахожусь в самолете, который должен доставить пассажиров из аэропорта «Домодедово» в город Мурманск. Расселись по местам, ждем взлета, но тут пилот объявляет по громкой связи, что сотрудниками аэропорта перепутан багаж и что нам загрузили чей-то чужой, поэтому нам необходимо ещё немного подождать пока багаж разгрузят, найдут наш и погрузят на борт самолета. По салону пронесся нервный смешок пассажиров и почти каждый второй понадеялся, что его-то чемодан долетит.
    Перелет длился около двух с половиной часов. И в два часа ночи самолет приземлился в аэропорте «Мурманск». Пока ожидали багаж, с трепетом и надеждой, я наблюдала за прилетевшими. Часть пассажиров были местные, а вот гости, в большинстве держали удочки (зачехленные спиннинги). Создавалось впечатление, что попала на слет рыбаков. Видимо есть причины для появления такого количества любителей тихой охоты.
    Вскоре все разошлись, и я осталась сидеть одна, в пустом зале. Мне пообещали прислать телефон такси которым можно воспользоваться, но забыли об этом, поэтому я воспользовалась номером, который был на одной рекламе в зале прилета. Машин поблизости не было, обещали прислать из города, а до него — тридцать с небольшим километров. Снова ждать, похоже, это становится привычкой. И только к окончанию четвертого часа утра я прибыла в гостиницу. За стойкой никого не было, вокруг царил полумрак. На диванчике расположился какой-то мужчина, который встал при моем появлении и поинтересовался о моем имени. Оказалось на стойке лежит для меня записка и ключ от номера. Не забыли! Теперь и я могу, наконец, поспать — 27 часов дороги утомили окончательно.
    День отдыха и акклиматизации и конечно просмотр местных новостей, ведь надо понять, чем живет город. В середине дня связалась с ребятами, которые мне организовывают первую часть путешествий по Кольскому полуострову. И следующий день начался с мелкого моросящего дождика и экскурсии по городу-герою Мурманску.
    Столица заполярья растянулась почти на двадцать километров вдоль каменистого берега Кольского залива. И заканчивает свои границы в пятидесяти километрах от выхода в открытое море.
    Официальная дата основания 4 октября или 21 сентября по старому стилю 1916 года. В этот день на одном из холмов был заложен храм, в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Это был последний город, заложенный во времена Российской Империи и получивший название Романов-на-Мурмане.
    А через несколько месяцев 3 апреля 1917 года, после Февральской революции город получил свое нынешнее название – Мурманск. Но молодой город встать на ноги не успел, началась гражданская война. Битвы за город были тяжелые. Свои против своих,массированное участие иностранных войск. Белые против красных.
    К февралю 1920, когда советская власть окончательно утвердилась на берегах залива, жителей города осталось меньше двух тысяч человек. Мир, наконец, пришел на эту землю. И город стал стремительно развиваться. Мурманск превратился в базу для Северного флота, стал грузовым и рыболовецким портом. И уже к началу сороковых годов население выросло в шестьдесят раз.
    Его местоположение, важность и стратегическое назначение трудно было переоценить. Это понимали и в СССР, и за пределами его. Поэтому, а возможно и не только, когда разрабатывался план «Барбаросса» Мурманск был внесен в список как одна из первых целей наряду с Москвой, Ленинградом и Киевом.
    История Великой Отечественной Войны стала отдельной книгой в жизни мурманчан. Здесь её следы можно найти повсюду. В памятниках, в земле, в людях…
    А иногда даже кажется, что она продолжает быть, где-то параллельно с давно уже мирным временем. Общаясь с людьми, становиться понятно и очевидно, насколько здесь высок уровень патриотизма, любви к своей Родине, к её истории.
    «И если тяжело придётся,
    Когда в тиски зажмёт беда,
    Железо, может быть, согнётся,
    Но наши люди —
    Никогда!»
    Эти строчки до сих пор, здесь, не потеряли своей актуальности. Они просто такие и есть – жители русского севера, в суровом Кольском заполярье.
    Первым делом мы отправились к памятнику «Алеша».
    Официальное его название: Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» Он был открыт в октябре 1974 года, а 9 мая 1975 в мемориальном комплексе прошло торжественное перезахоронение останков Неизвестного солдата и был зажжен Вечный огонь.
    Высота памятника 7 метров, а всего монумента 35,5. Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои.
    Небо немного просветлело. Дождик моросить перестал. Мы спокойно шли, Кирилл (гид) рассказывал об истории и жизни Кольского полуострова, о Мурманске о том что было до него.
    А сам город раскинулся внизу, будний день в разгаре, в порту кипит работа.
    На дворе первые дни сентября, а здесь уже в разгаре золотая осень.
    А дальше мемориал «Морякам, погибшим в мирное время» открытий в октябре 2002 года. Центром комплекса является шестигранная башня-маяк.
    Внутри на стенах расположены пять мраморных плит: «Морякам транспортного и ледокольного флотов, погибшим в мирное время», «Морякам рыбопромыслового флота, погибшим в мирное время», «Морякам-подводникам ВМФ России, погибшим в мирное время», «Морякам-надводникам ВМФ России, погибшим в мирное время», «Лётчикам морской авиации ВМФ России, погибшим в мирное время».
    А под ними журналы со списками погибших. Чтобы помнили, каждого.
    Там же, за небольшим столиком сидит хранительница этого музея, которая расскажет про любую из этих трагедий.
    А 15 июня 2009 года рядом с маяком установлена рубка атомной подводной лодки «Курск», которая сама стала памятником подводникам, утонувшим вместе с ней, в результате катастрофы в Баренцевом море, в 175 км от Североморска на глубине 108 метров 12 августа 2000 года.
    Здесь мы несколько задержались, разговаривая с хранительницей музея. Столько всего хотелось спросить. Но тут вспомнили, что скоро начнется экскурсия на ледоколе «Ленин», и поспешили туда.
    По времени мы чуть-чуть опоздали. У трапа стоял вахтенный и по рации сделал запрос, можно ли пустить ещё двоих. Нам поступило разрешение подняться. Вахтенный довел нас до палубы, но стоило только сделать шаг, как прогремела команда заслушать инструкции. «Не смотря на то, что ледокол не является действующим судном, морские правила здесь действовать не перестали, а это значит, где написано или нарисовано «сюда ходить нельзя» — значит, сюда ходить НЕЛЬЗЯ! «И ещё», продолжал «генеральский» голос вахтенного, «У нас на флоте, на порог не наступают, кто наступает на порог, тот бьётся головой!» «Вот теперь можно идти, гид уже начал рассказ, и он два раза повторять не станет».
    Такое предисловие, надо сказать, создало определенный настрой, с ним и пошли.
    Экскурсия длилась один час и началась (для нас) с музыкального салона, где стоял концертный рояль, столы и кресла, привинченные к полу.
    Атомный ледокол «Ленин» является первым на земле надводным судном с силовой ядерной установкой. Он верой и правдой прослужил 30 лет под руководством Министерства морского флота СССР. За это время он прошел 654400 миль (это 1053154 км) – что фактически, больше 26 раз обогнул земной шар.
    Посмотрели столовую экипажа, турбогенераторное (машинное) отделение.
    Где для получения представления, один из генераторов запустили, на самых малых скоростях. Звук был очень серьезный. А если на полную мощность, да с топливом?! Как тут вообще можно было находиться?!
    Показали через стекло место расположения ядерного реактора
    комнаты отдыха
    Медсанчасть
    каюту капитана
    капитанский мостик
    и многое другое.
    «Ленин» это легендарное судно.
    Построенное по последнему слову науки и техники тех лет. Он поставил не один мировой рекорд! Прослужил на пять лет дольше положенного и мог бы послужить ещё, стоя у причала, и снабжая светом и теплом солидную часть Мурманска, но тут уже вмешались другие силы и хотели вообще его разобрать на металлолом. Но ветераны атомного флота и простые жители города отстояли его.
    За долгое время бездействия и тяжёлые времена перестройки, ледокол сильно пострадал. Но всё-таки нашлись и люди и возможности. Судно восстановили и 3 декабря 2009 года, в день 50-летия отечественного атомного ледокольного флота, на ледоколе "Ленин" был открыт музей. Теперь там есть и особый зал с применением IT-технологий, где можно самому себе устроить экскурсию, какую хочешь.
    Посещение закончилось. Мы вышли на улицу, немного прогулялись по набережной и решили посмотреть на Мурманск с другой стороны залива.
    Здесь тоже есть мемориалы.
    Вечный огонь и отсюда видно.
    У пристани стоит авианосный крейсер.
    И город, как на ладони.
***
    Русский север. Путешествие на Кольский. Часть 1
ДОК: Русский север. Путешествие на Кольский. Часть 1.
ТУРБИНА:
турбина,Мурманск,Кольский,Север,баламутчума
Tags: #баламутчума, #баламутчумакольский, #баламутчумамурманск, #баламутчумасевер, #баламутчумасевертурбина, #баламутчуматурбина, #кольский, #мурманск, #север, Кольский, Мурманск, Север, баламутчума, турбина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments