Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ



























      Предисловие.

      По окончании войны проведенный Сталиным анализ показал: наши потери были бы много меньше, умей мы рассуждать последовательно. А переполнили чашу терпения Сталина заседания Совета министров, где он, к ужасу своему, увидел, что члены правительства не слышат друг друга (ну точно как наши современные кнопкодавы). И тогда по указанию отца народов логику вернули в школы.
      ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.
      В соответствии с этим постановлением в 1947–1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах.
      И вот тут то начинается самое интересное. Хотя после войны логике и стали учить в школе, но заменили великолепный еще царский учебник Поварнина новым. Школьникам преподавали новую науку не привыкшие к точности математики, а учителя литературы. Не мытьем так катаньем превращали людей в «совков».
      Сталинской логики хватало на то, чтобы вести страну вперед, задавая в ней наивысшую в мире производительность труда. Однако, вождь всех народов слишком доверился придворным философам и совершенно не контролировал их. Образец танка или очередного самолета он отбирал лично, тщательно сопоставляя со старой техникой. А в этом случае таких сопоставлений не произвел, нарушив принятый им же порядок. С одной стороны поручение Сталина было выполнено — логику вернули в школьную программу, а с другой стороны — уровень преподавания сводил саму идею на ноль. Лжеученые продолжали портить головы людям.
      Сталин умер весной 1953 года, а уже первого сентября школьники не обнаружили в расписании предмета «логика».

***

      Глава 1

      ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ
      
      § I. Логика мышления и наука логика
      
      В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление.
      Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.
      Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».
      Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.
      Таким образом, следует различать: 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику. (Наименование «логика» происходит от древнегреческого слова «логос», что значит «мышление», «мысль», а также «слово, в котором выражена мысль»).
      
      Кратко науку логику можно определить так:
      Логика есть наука о законах и формах правильного
      построения мыслей.
      
      § 2. Логические законы и формы
      
      Л о г и ч е с к и е законы. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления.
      Эти качества имеют значение законов правильного мышления.
      Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказывается побеждённым в споре, дискуссии.
      Приведём пример.
      Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения.
      Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:
      
      — Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему убеждений нет?
      — Нет — и не существует.
      — Это ваше убеждение?
      — Да.
      — Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.
      Все в комнате улыбнулись и переглянулись.
      
      Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пигасов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное.
      Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях.
      Логика имеет своей задачей изучение законов правильного построения мыслей и логических форм.
      Л о г и ч е с к а я форма — это структура, строение наших мыслей.
      Возьмём для примера две такие мысли:
      
      Медь — проводник электричества.
      Пшеница — растение семейства злаковых.
      
      Каждая из этих мыслей представляет собой отражение в нашем мышлении определённых фактов действительности.
      Так как факты эти различны, то и содержание мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это, в обоих случаях мы видим общее строение, единую структуру этих мыслей.
      Наука логика, исследуя логические формы, отвлекается от конкретного содержания той или иной мысли.
      Рассматривая приведённые примеры, логика интересуется не свойствами меди (ими занимается физика) и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых (это область ботаники). Логику интересует структура мысли.
      Возьмём ещё для примера два таких рассуждения:
      
      Все граждане СССР имеют право на образование. Все звёзды являются раскаленными газовыми шарами.
      Мы — граждане СССР. Сириус — звезда.
      Следовательно, мы имеем право на образование. Следовательно, Сириус — раскалённый газовый шар.
      
      Содержание этих двух рассуждений разное, но ход мыслей в обоих примерах одинаков. В первом случае мы мыслим о нашем праве на образование, закреплённом в Конституции СССР. Во втором случае мы мыслим о структуре Сириуса, которую он имеет, как и всякая звезда.
      Однако, являясь разными по содержанию, эти два рассуждения сходны между собой в отношении своего строения. Логическая форма этих рассуждений одинакова: от общего положения мы идём к частному выводу.
      Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются в неправильные формы, то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно.
      Сравним два следующих рассуждения:
      
      Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
      Город Игарка находится за полярным кругом.
      Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
      Ленинград не находится за полярным кругом.
      
      Следовательно, в Игарке бывают белые ночи. Следовательно, в Ленинграде не бывает белых ночей.
      
      В первом случае вывод и ход рассуждений правильный.
      Во втором случае, несмотря на правильность исходных положений, заключение получилось ошибочным: известно, что в Ленинграде бывают белые ночи. Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неправильную логическую форму.
      (Неправильность этой формы рассуждения будет разъяснена в главе VIII.)
      Таким образом, логика изучает формы мышления. Но это не значит, что логика не интересуется содержанием мышления. Изучение формы мысли вне связи с содержанием не имело бы для нас никакого смысла. Однако изучение её в связи с содержанием не означает, что мы не можем в необходимых случаях в целях изучения мысленно отвлекать эту форму.
      Логические законы и формы, т. е. законы и формы правильного построения мыслей, являются общечеловеческими.
      Это значит, что люди различных эпох и стран независимо от своей классовой и национальной принадлежности строили и строят свои рассуждения по одним и тем же логическим законам, мыслили и мыслят в одних и тех же логических формах. Если бы не было единых и обязательных для всех людей логических законов и форм, то люди не понимали бы друг друга.
      Человеческое мышление развивается, изменяется, т. е. становится более совершенным. Но изменение форм мышления в течение длительного времени мало заметно.
      Логические формы и законы обладают устойчивостью, постоянством.
      
      § 3. О материалистическом понимании мышления
      
      Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса различаются в философии два направления — материалистическое и идеалистическое.
      Последовательное, единственно научное разрешение вопроса о материи и сознании, о материи и мышлении, об источнике наших ощущений, представлений, понятий даётся лишь марксистским философским материализмом, разработанным великими учителями трудящегося человечества К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и И. В. Сталиным.
      В противоположность идеализму, утверждающему, что материальный мир существует лишь в нашем мышлении, сознании, материализм исходит из того, что источником ощущений, представлений, понятий, мышления, сознания является материя. Материя первична, а мышление, сознание вторично.
      Мышление — это свойство высокоорганизованной материи, а именно — свойство мозга. Мышление не существует и не может существовать само по себе. Оно является отображением материального мира в человеческой голове.
      Мышление возникло и развивается в процессе общественно-трудовой деятельности людей. В самом деле, психические процессы свойственны и животным, но мышление присуще только человеку. Объяснение этого мы находим в труде. Животные не производят орудий труда.
      Они лишь пассивно приспособляются к природе. Человек же активно преобразовывает природу, приспособляет её при помощи орудий труда к своим потребностям. В процессе производства человек ставит конкретные цели, обдумывает пути и способы их осуществления.
      Деятельность человека требовала от него всё более глубокого осмысливания связей и отношений между предметами и явлениями внешнего мира. «Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека».
      Практика, трудовая деятельность, является и мерилом истинности наших знаний о законах природы и общественной жизни.
      
      § 4. Мышление и язык
      
      Мышление развивалось вместе с языком, с которым оно неразрывно связано. Только язык делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе.
      «Язык, — говорит И. В. Сталин, — есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания. Будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе.
      На всех этапах развития человеческого общества язык был единственным средством общения людей. Язык даёт людям возможность понять друг друга и организовать совместные действия в борьбе с силами природы, наладить производство материальных благ. Без языка, который понятен всем членам общества, невозможно само существование общества.
      Язык сыграл огромную роль в развитии мышления человека, язык явился одной из тех сил, которые помогли выделиться человеку из животного мира.
      Без материальной языковой оболочки мысль не могла бы ни возникнуть, ни существовать. Какие бы мысли ни появлялись в голове человека, они всегда облечены в слова, в языковые термины и фразы. «Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной материн» — не существует» (Сталин).
      
      § 5. Значение логики
      
      Можно логично рассуждать и не зная науки логики, так же, например, как можно практически владеть языком, не изучив грамматики. Но как изучение грамматики повышает культуру нашей устной и письменной речи, так и изучение науки логики повышает культуру нашего мышления.
      Чтобы научиться стройно и последовательно излагать свои мысли, правильно пользоваться логическими формами, надо знать науку логику.
      Выдающийся русский мыслитель революционер-демократ А. И. Герцен настоятельно советовал изучать логику.
      Известный русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что основания разумной речи находятся в логическом мышлении.
      Знаменитый русский учёный К. А. Тимирязев считал прямой обязанностью каждого гражданина развивать в себе способность к логическому мышлению.
      Основоположники марксизма-ленинизма, раскрыв истинную природу форм и законов мышления, наиболее глубоко показали их значение в нашем познании внешнего мира.
      Все произведения основоположников марксистско-ленинского учения являются блестящими образцами логического мышления.
      Выступая на вечере кремлёвских курсантов в январе 1924 года, И. В. Сталин говорил о необычайной силе убеждения, простоте и ясности речей В. И. Ленина.
      «Меня пленила, — говорил И. В. Сталин, — та непреодолимая сила логики в речах Ленина, которая несколько сухо, но зато основательно овладевает аудиторией, постепенно электризует её и потом берёт её в плен, как говорят, без остатка. Я помню, как говорили тогда многие из делегатов:
      «Логика в речах Ленина — это какие-то всесильные щупальцы, которые охватывают тебя со всех сторон клещами и из объятий которых нет мочи вырваться: либо сдавайся, либо решайся на полный провал».
      О силе логики, о непоколебимой последовательности в мыслях и действиях И. В. Сталина писал А. И. Микоян:
      «У Сталина железная логика. С непоколебимой последовательностью одно положение вытекает из другого, одно обосновывает другое, ничего разбросанного в мыслях и действиях...»
      Необычайная сила убеждения, логичность и ясность речей В. И. Ленина и И. В. Сталина являются выражением того глубокого смысла, богатства содержания, которое заложено в этих речах.
      Содержание мыслей, конкретные знания всегда являются главным, основным в правильном мышлении. Поэтому не следует думать, что с помощью одной только логики можно научиться правильно мыслить. Логика не может заменить фактических знаний, которые приобретаются путём изучения других наук, путём активного участия в производственной и общественной работе.
      Изучение логики оказывает большую помощь в процессе овладения новыми знаниями. Логика помогает скорее и глубже понять содержание учебного материала, подготовиться к урокам, решить задачи, стройно и последовательно изложить свои мысли — в устной или письменной форме — и обосновать свои рассуждения. Логика помогает найти и выделить главное, основное в изучаемом материале, лучше усвоить его содержание.
      Советские люди, вооружённые передовой марксистско-ленинской теорией и сознанием правоты дела Ленина — Сталина, выходят победителями из ответственных и сложных дискуссий с представителями зарубежной «науки» и дипломатии. Яркий пример этого — блестящие выступления советских делегатов на международных конференциях и совещаниях. Эти выступления являются образцом не только глубокого знания существа обсуждаемых вопросов, но и образцом неотразимой логики.
      Процесс постепенного перехода от социализма к коммунизму требует от всех советских людей высокого идейного уровня и широкого кругозора. Естественно, что в наши дни роль логики как науки о законах и формах правильного построения мыслей неизмеримо возрастает.
      

      ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
      1. Что такое правильное мышление?
      2. Какие два значения имеет слово «логика»?
      3. Что является предметом логики?
      4. В чём ошибочность идеалистического взгляда на мышление?
      5. Изложите материалистическое решение вопроса о мышлении.
      С. В чём выражается связь мышления с языком?
      7. Для чего необходимо изучать логику?

***

      ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ

      По окончании войны проведенный Сталиным анализ показал: наши потери были бы много меньше, умей мы рассуждать последовательно. А переполнили чашу терпения Сталина заседания Совета министров, где он, к ужасу своему, увидел, что члены правительства не слышат друг друга (ну точно как наши современные кнопкодавы). И тогда по указанию отца народов логику вернули в школы.
      ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.
      В соответствии с этим постановлением в 1947–1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах.
      И вот тут то начинается самое интересное. Хотя после войны логике и стали учить в школе, но заменили великолепный еще царский учебник Поварнина новым. Школьникам преподавали новую науку не привыкшие к точности математики, а учителя литературы. Не мытьем так катаньем превращали людей в «совков».
      Сталинской логики хватало на то, чтобы вести страну вперед, задавая в ней наивысшую в мире производительность труда. Однако, вождь всех народов слишком доверился придворным философам и совершенно не контролировал их. Образец танка или очередного самолета он отбирал лично, тщательно сопоставляя со старой техникой. А в этом случае таких сопоставлений не произвел, нарушив принятый им же порядок. С одной стороны поручение Сталина было выполнено — логику вернули в школьную программу, а с другой стороны — уровень преподавания сводил саму идею на ноль. Лжеученые продолжали портить головы людям.
      Сталин умер весной 1953 года, а уже первого сентября школьники не обнаружили в расписании предмета «логика».

PDF С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954
https://cloud.mail.ru/public/Ggkn/ns8WQmBGF
ДОК: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
[Spoiler (click to open)]логика,Виноградов,Кузьмин,предмет,задачи,наука,баламутчума
#книга #логика #виноградов #предмет #задачи #наука
#баламутчума #баламутчумакнига #баламутчумалогика #баламутчумавиноградов #баламутчумапредмет #баламутчумазадачи #баламутчуманаука
Tags: #баламутчума, #баламутчумавиноградов, #баламутчумазадачи, #баламутчумакнига, #баламутчумалогика, #баламутчуманаука, #баламутчумапредмет, #виноградов, #задачи, #книга, #логика, #наука, #предмет, Виноградов, Кузьмин, баламутчума, задачи, логика, наука, предмет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments