Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Category:

Голубой властелин и его верноподданные













       В МИРЕ СТАРЫХ И НОВЫХ МУЗ ДВУЛИКИЙ ВОЛШЕБНИК
       В. АЗАРИН, сценарист Центрального телевидения СССР

       Голубой властелин и его верноподданные
       Известно ли вам, что телевизионные башни — самые высокие сооружения в мире?
       Мозаика фактов
       СЕГОДНЯ ТЕЛЕВИДЕНИЕ представляет для нас не бог весть уж какое откровение. Мы попросту не задумываемся над влиянием его на нашу жизнь, над изменениями, которое оно внесло.
       А задуматься, пожалуй, следовало бы...
       ...Однажды летним вечером я пошел, как обычно, прогуляться по своей улице. Это старая улица в Замоскворечье. Она не так уж изменилась за последние годы, разве кое-где в переулках снесли ветхие дома да с мостовой сняли трамвайные рельсы.
       Помню, такими вот теплыми вечерами у каждого из домов сидели люди и толковали о чем-то своем. Группки соединялись и распадались, то и дело вспыхивали споры, словом, люди общались!
       Теперь улица была пустынной. Из раскрытых окон доносились обрывки разговоров и музыка.
       Сколько тысяч, да что там — миллионов людей сидело перед экранами, одновременно вздыхая, смеясь, волнуясь... И в то же время сколько в этот вечер не прочитано книг, сколько не встречено друзей...
       Вот эта двуединость, соединение, и вместе с тем разобщение людей — одна из основных особенностей телевидения. Телевидение наложило определенный отпечаток на характер взаимоотношений между людьми всех возрастов. Оно повлияло и на их восприятие искусства.
       Один знакомый актер рассказал мне такой случай.
       Шел спектакль в детском театре. Он был интересным, даже захватывающим. По ходу действия ребята вскакивали со своих мест, смеялись, кричали полюбившимся героям, как это бывает, в минуту опасности: «Берегись!»
       Но вот представление закончилось. Опустился занавес.
       И... в полной тишине юные зрители поднялись и покинули зрительный зал.
       — Как? Без аплодисментов? — спросил я своего собеседника.
       — Именно! И не потому, что ребятам не понравился спектакль... Поражаться тут нечему. Это — влияние телевидения.
       Рисунки В. Малахова.
       — Все очень просто. Если раньше телевизор смотрели как спектакль, то теперь спектакль смотрят иногда как телевизор. Закончилось действие, повернута ручка, погас экран, и можно идти играть в футбол.
       При всей своей насыщенности информацией телевидение не требует от зрителя, если он сам к тому не расположен, почти никаких эмоциональных усилий.
       Люди старшего и даже среднего поколения наверняка помнят, каким праздником было для любого из них каждое посещение кино, не говоря уже о театре. Нынче наши сыновья и дочери относятся к искусству как к чему-то весьма будничному.
       — Сегодня по телеку картина такая-то или спектакль такой-то...
       Искусство кажется им легкодоступным и утрачивает для них свою неповторимую ценность.
       КОГДА ОТКРЫВАТЬ ОКНО!
       Телевидение любят называть «окном в мир». Определение это стало уже словесным штампом. Тем не менее оно в общем верно отражает существо дела. Поток информации, струящийся к нам через окошко полированного ящика, поистине безграничен...
       Трудно представить себе человека, который бы решил прочесть все существующие на свете книги. Дело даже не в физической невозможности подобной процедуры, а в ее абсолютной безсмысленности.
       Однако известно немало случаев, когда дети смотрят передачи «от корки до корки». Иные родители даже рады: «Не мешает, не путается под ногами, сидит себе потихонечку в уголке...» Я уже не говорю о вреде такой перегрузки для детской психики — это вопрос медицины. Но знаю точно, когда я пишу сценарий какой-либо передачи, то обязательно представляю себе аудиторию, которой она адресована. И аудитория эта не может, не должна быть универсальной.
       С книгами дело обстоит проще: детским чтением руководят библиотекари, педагоги, вдумчивые родители.
       А кто руководит детским «смотрением»?
       Нет, я не имею в виду передач, перед началом которых диктор объявляет: «Детям до 16 лет смотреть не рекомендуется». Тут вопрос ясен. Но даже специальные программы для детей распределены по рубрикам не зря.
       Есть, например, в программах Центрального телевидения передачи «Школы начинающего спортсмена». Их пользу, в особенности для сельских ребят, трудно переоценить. Но так ли уж необходимо всем юным зрителям смотреть все передачи цикла? Мой десятилетний сын, к примеру, занимается фигурным катанием на коньках. Передачи «Школы», имеющие отношение к этому виду спорта, я не только разрешаю, но настоятельно рекомендую ему. Каюсь, я даже позволил мальчику отправиться позже спать, чтобы досмотреть «взрослый» репортаж с соревнований на первенство по фигурному катанию.
       Конечно, есть ряд программ, которые интересны всем категориям зрителей. Я имею в виду передачи познавательного характера, репортажи и т. п. И все же большинство программ рассчитано на свою, определенную аудиторию.
       Если телевидение — окно в мир, то и реальное окно мы открываем лишь на столько времени, чтобы получить новую порцию свежего воздуха...
       «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ» — НЕ ТОЛЬКО В КИБЕРНЕТИКЕ!
       Телевидение нередко ругают. Иногда справедливо, чаще — нет. Любят повторять:
       — Раньше передачи были интереснее.
       Это — типичный психологический самообман. Просто на заре развития телевизионной техники поражающим казался сам факт появления в жилище движущейся и говорящей картинки. Сегодня этим никого не удивишь, произошла своеобразная «адаптация восприятия». Качество передач улучшается, но если происходит это в арифметической прогрессии, то требования зрителей к телевизионным программам увеличиваются в прогрессии геометрической. И часто зрители бывают правы.
       У нас еще, увы, немало безадресных, неглубоких по мысли, серых по форме передач. Но у работников студий есть... ну, не то чтобы оправдание, а, если хотите, смягчающее вину обстоятельство. Авторы театральной постановки, кинофильма всегда могут сесть в зрительный зал, чтобы почувствовать «живое дыхание аудитории». Они могут проверить свои впечатления многократно, на разной публике. Существуют, наконец, клубы любителей кино и театра. Даже писатели, общающиеся с читателем «один на один», все же встречаются иногда с массой своих «потребителей» на конференциях, которые часто и охотно устраивают библиотеки и школы.
       А телевидение? Куда «сесть» сценаристу, режиссеру, оператору, даже если передача заранее отснята на пленку? Разве что к собственному телевизору. К тому же передача, как правило, «выстреливается» в эфир единожды. А конференции юных телезрителей — явление чрезвычайно редкое. Словом, беда телевидения заключается в том, что оно работает без «обратной связи».
       Помню, народный артист СССР Сергей Владимирович Образцов говорил:
       — Представьте себе будущее. Я выступаю в телевизионной студии. И в ней — не только передающие камеры. На стене перед моими глазами — большой экран, на котором я вижу своих зрителей. Я не «выступаю», а разговариваю с людьми, смотрю им в глаза, слышу их дыхание. Потом экран переносит меня из Москвы в Таллин, а оттуда в Тбилиси. За один вечер я смогу пообщаться с тысячами своих зрителей...
       Что ж, в наше время вполне возможная перспектива! Но пока — всего лишь перспектива.
       А настоящее?
       Мне известны попытки создать «институты общественного мнения» по вопросам телевидения вообще и детского вещания в частности. Занимаются проблемой «телевидение — зритель» и некоторые научные работники.
       Но все это не выходит за пределы отдельных разрозненных усилий.
       Необходима система, которой пока нет.
       И нужно начинать с практических мер.
       Ну, скажем, обсуждение в школе телевизионной программы, которую передавали накануне... Создание «Клуба друзей телевидения» и в школах и в Домах пионеров, где регулярно собираются юные критики — «телеведы», обсуждают передачи, связываются с сотрудниками детских редакций студий... Беседы родителей с работниками студии и со своими детьми, конечно. Организация в самих студиях при детских редакциях методических отделов, изучающих и систематизирующих зрительские отклики, пожелания, предложения, вырабатывающих рекомендации для творческих работников...
       Восприятие искусства — это всегда творческий процесс, это удивление, исключающее автоматизм привычки.
       Опасность выработки автоматизма в восприятии искусства возникает там, где отсутствует сознательный отбор художественных произведений.

(В оригинальных рисунках присутствует диверсия: курение и разврат).

***

Голубой властелин и его верноподданные

В МИРЕ СТАРЫХ И НОВЫХ МУЗ ДВУЛИКИЙ ВОЛШЕБНИК
В. АЗАРИН, сценарист Центрального телевидения СССР.

ДОК: Голубой властелин и его верноподданные
https://yadi.sk/i/TukUXtXggW9pmg
НЭДБ:Детская литература. 1966. № 2. Стр.50
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46607#page/49/mode/2up

[Spoiler (click to open)]НЭДБ,детская,литература,голубой,телевизор,телевидение,Азарин,баламутчума,
#нэдб #детская #литература #голубой #телевизор #телевидение #азарин #баламутчума
#баламутчуманэдб #баламутчумадетская #баламутчумалитература #баламутчумаголубой #баламутчумателевизор #баламутчумателевидение #баламутчумаазарин
Tags: #азарин, #баламутчума, #баламутчумаазарин, #баламутчумаголубой, #баламутчумадетская, #баламутчумалитература, #баламутчуманэдб, #баламутчумателевидение, #баламутчумателевизор, #голубой, #детская, #литература, #нэдб, #телевидение, #телевизор, Азарин, НЭДБ, баламутчума, голубой, детская, литература, телевидение, телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments