Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Categories:

Мужские имена на Б. Именослов. Казаков В.С. (Текст)


МУЖСКИЕ ИМЕНА
      Б
      Бава, медлительный
      Багоня, багульник
      Багро, значение неясно, возможно от «багровый»
      Бажан, обожаемый, желанный: от «бажати» - желать
      Бажен, то же
      Байко, говорун
      Бакан, багровая краска из червеца,
      Бакота, шутник
      Бакула, то же
      Бакуня, краснобай
      Балда, дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз-нечный молот. Богатырь из русской сказки.
      Балован, избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач
      Баломир, по смыслу подходит «народный целитель»
      Балосын, сын врача
      Балуй, гриб
      Балша, уменьшительное от имён с основой «Бало»
      Баран, баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропейских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овечка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предполагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источниках.
      Барвин, крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.
      Барма, бормотун. Имя русского зодчего 16 века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.
      Барним, (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним первый - западно-поморский князь.
      Басенок, сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.
      Баско, красавчик
      Баташ, от «батать» - качать ногами
      Батура, упрямец (рязанский говор)
      Батяшка, возможно, то же, что и Баташ. «Батеншка ТАБО тверга сеста лясы а егуншти остасе шася на гдь степ земе (Батяшка отверг их в то лето и гунны остались на готской земле)» (ВК 2-6.б).
      Бахарь, сказочник, врун
      Баян, рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.
      Бдигост, высматривающий гостей
      Бедислав, бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в 9 в.
      Бежан, бегающий
      Безгнев, безгневный
      Бездруг, без друзей
      Безман, значение неясно
      Безмест, значение неясно
      Безнос, безносый
      Безобраз, безобразный
      Безпрем, неизменный
      Безрук, безрукий
      Безсон, бессонный
      Белеут, язь (рыба). Один из воевод князя Владимира Андреевича, брата Дмитрия Донского («Сказание о Мамаевом побоище»).
      Велик, белый, беловолосый
      Белимир, белый (свешенный) мир
      Беловолод, «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Святославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.
      Беловук, белый волк, сербское имя
      Белоглав, с белой головой, седой
      Белоглаз, значение не совсем ясно
      Белогор, белая (свещенная) гора
      Белогость, свещенный гость
      Белогуб, имеющий белые (бесцветные) губы
      Белозер, кречет (птица)
      Белозор, белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза
      Белослав, белый (свещенный) и славный
      Белота, белый
      Белотур, белый тур
      Белоус, имеющий белые ус
      Белый волк, белые волки считаются воплощением духов.
      Белый Полянин, сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.
      Белояр, «свещенная ярость». Родоначальник князей Белояров. «а несще древне она бя род Белиаров сыльнымь. егуншти госте оденища се ЗА муже Белияруг (А ещё раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровы-лы...;» (ВК 1.9.6).
      Беляй, светлый, белый
      Беляк, белый
      Белян, белый
      Бень, вилы: возможно, «острый», злой человек
      Берест, берестяной т   Берестень, берестяной
      Беривой, значение неясно, невозможно определить значение основы «бер». (От блога: «Бер» это от бурый, иначе медведь, отсюда БЕРЛОГА – Га это путь; ЛО это лежбище; т.е. БЕРЛОГА это путь к лежбищу медведя)
      Беридраг, значение неясно
      Беримир, значение неясно
      Берислав, значение неясно
      Бермята, тяжёлый; от «беремя» - тяжесть
      Берн, бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята
      Берсень, крыжовник
      Веско, возможно, от «бес» - злой дух
      Бессон, бессонный
      Бестуж, бесстыдный: от «стоуж» - стыд
      Бивой, бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.
      Билуг, сокращение от Белогость (по мнению Гедеонова). Пишется Billug (нем. латинояз. источник) - имя вендского князя
      Билюд, бьющий людей
      Благиня, добряк
      Благовест, добрая весть
      Благодар, добрый (благой) дар
      Благолюб, любящий добро (благо)
      Благомил, тот, кому мило благо (добро)
      Благомир, добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну приготовления сурьи (сурыни). (ВК 3.22)
      Благород, благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».
      Благослав, славный добротою, славящий благо
      Благота, благостный
      Благохран, хранящий добро (благо)
      Благояр, благой и ярый
      Блажен, блаженный
      Блажибор, значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бороться».
      Блажимир, значение неясно
      Блажислав, значение неясно. Возможно, «довольный своей славой».
      Блажко, уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»
      Блазн, соблазн
      Блестан, блистающий
      Блестовит, от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)
      Ближика, родственный
      Близбор, значение неясно
      Близгост, значение неясно
      Близна, рубец от раны
      Близомир, значение неясно
      Блин, блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.
      Блуд, блудливый. Но, возможно, что от германского слова «кровь» (a blood - англ., Blut - нем.). Воевода Ярополка I Святославовича (961-980) великого князя киевского (972-980), предав-ший своего князя Владимиру Святославовичу. «И послл Блудъ кт» Во-лоднмеру, сице ГЛАГОЛЯ: «ЯКО свысться МЫСЛЬ ТВОЯ, ЯКО приведу къ тове Ярсполкд, и пристрой увити м>> «ц приде Ярополк'ь к Володимеру, яко поле-Звв*ь двери, и подъястд и два Вдрягд мечьми под'ь плзусе, Блудъ же зд-таори двери и не ДА по немт. ити своимъ: и тдко увьент» высть Ярополк'ь». Так, с помощью предателя Блуда, Владимир расправился со своим братом Ярополком, законным правителем государства.
      Блюд, блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка (Блуда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».
      Бобр, бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна душам 100 праведников» (Авеста).
      Бобрец, бобровый, подобный бобру. «Се во воиводо Бовриеце вед-й*теи русе до Голыне, по смрте оврятщь чин Перунь хрявре гординстве (И вот воевода Бобрец повёл русских в Голунь и обрёл после смерти чин в храбром войске Перуна)» (ВК 1.8а)
      Боброк, то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.
      Бобрыня, то же, что и Бобрец
      Бобырь, от «бобровать» - бродить по воде или болоту. Или же рыба - пескарь Бова, значение неясно. Уменьшительное Бовша. Богдан, данный богами. Известный полководец Богдан ХмельйяЦкий носил церковное имя Зиновий. А ведь Зиновия Хмельницкого не знает никто. Все знают славянское имя полководца. Но к 16-17 векам под влиянием греко-кафолической (православной) Церкви, презрительно относившейся ко всему Славянскому, исконное имена перестали считать именами. Дьячки писали: «Казак Богдан, а имя ему бог весть». «Богдашками» называли некрещёных младенцев обоего полу. Уменьшительное Божко. Богдан Лютич - сербский витязь, похитивший крылья у Вилы и заставивший её сделаться своею женой.
      Боговед, ведающий богов Боговит, от «боги» и «вит» - витать, обитать
      Боговлад, владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога
      Богодей, от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.
      Боголеп, угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами
      Богомил, милый богам. Верховный Жрец словен в конце 10 в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрыни и Путяты. Согласно исследованиям О.И.Рапова, крещение новгородцев началось 29 августа 990 года, в пятницу. (Рапов О.М. Русская церковь в 9 - первой трети 7 вв, с.271). Вот что расска-зывает Иоакимовская летопись о крещении новгородцев: «В Новго-роде людие, уведдвше еже Доврыня идет креститн я, учинишд вече и зд-кляшдся вси не пустити во грдд и не ддтн ндолы опровергнута И егдд при-идохом, они, рдзметдвше мост великий, нзыдошд с оружием, и дсче Докрыня пресчением и лдгодными словы увесчевля их, овдче они ни слышдти хо-тяху и вывесше 2 порокд (метательные орудия) великие со множеством кдмения, постдвишд нд мосту, яко нд сусчне врдги своя. Высший же ндд жрецы СЛАВЯН Богомил, слддкоречид рдди ндречен Соловей, вельми претя люду покоритися. Мы же стояхом нд торговой стороне (где было множе-ство людей. - В.К.), ходихомпоторжисчАмиулицАм,учАхомлюди, елико мождхом. Но ГИБЛЮСЧИМ в нечестии слово крестное, яко АПОСТОЛ рек, явися Безумием и ОБМАНОМ. И тдко превыхом ДВА дни, неколико сот крестя. ТОГДА тысецкий новгородский угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше НАМ помрети, неже коги НАША ддти НА поругдние". Ндрод же оныя стрдны, рдзскирепев, дом ДОБРЫНИН рдзоришд, имение рдзгрдБишд, жену и неких от сродник (родственников) его ИЗЕИШД. Тысецкий же ВЛАДИМИРОВ Путятд, яко муж смысленный и хрдврый, уготовдв лодид, изБрдв от ростовцев 500 муж, нос-чию перевезеся выше грддд нд ону стрдну и вшед во грдд, никому же посте-регшу, вси во видевши чдяху своих воев БЫТН (т.е. новгородцы приняли их за своих, - В.К.). Он же дошед до дворд У^оняевд, ондго и других пе" редних мужей ят и двие ПОСЛА К Доврыне зд реку. Людие же стрдны оные, услышдв сие, соврАшдя до 5000, оступишд Путяту, и высть междо ими сечд злд. Некия шедше церковь Преоврдження господня рдзметдшд и домы ХРИСТИАН грдкляху (в Новгороде, как и в других городах Руси, за долгое время до крещения стояли совершенно спокойно христи-анские церкви, которые никто не трогал. Сказывался «сатанизм» «диких славян». Но вот, дождавшись прихода карательных войск Добрыни и Путяты, христиане ударили в спину защищающимся новгородцам, что, естественно, вызвало справедливый гнев горожан. - В.К.) Даже НА рдзсвитднии Доврыня со всеми сусчими при нем приспе и повеле у врегд некие домы зджесчи (ни дать, ни взять, «свет христианства», - В.К.), чимлюди пдче устрдшени Еывше, вежлху огнь тушити; и двие престд сечь, ТОГДА преднии мужи, пришедше к Доврыне, просишд мирд.
      Доврыня же, соврд вой, здпрети грдБление и двие идолы сокруши, деревянные сожгошд, д кдменнни, нзломдв, в реку вергошд (в XX веке христиане почему-то очень обижались, когда то же самое с их церквями делали большевики. Как аукнется, так и откликнется, - В.К.); и БЫСТЬ нечестивым печаль великд. Мужи и жены, видевше тое, с воплем великим и слездмн просясче ЗА ня, ЯКО ЗА сусчие их БОГИ. Доврыня же, нд-смехляся, им весчд: "что, везумнии, сожллеете о тех, которые севя ОБОРОНИТЬ не могут, кую пользу вы от них ЧАЯТЬ можете" (теми же словами увещевали верующих большевики, когда жгли иконы в 20-х годах прошлого века, - В.К.). И ПОСЛА всюду, ОБЪЯВЛЯЯ, ЧТОБ ШЛИ КО кресче-нию. Воровей же ПОСАДНИК, СЫН СТОЯНОВ, иже при Влддимире ВОСПИТАН Н ве вельми слддкоречив, сей иде нд торжисче и пдче всех увесчд. Идошд мнози, д не хотясчих креститися воины влдчдху и кресчдху (таким образом, убедительно доказывалась правота христианства - В.К.), мужи выше МОСТА, Д жены ниже МОСТА. .. И тдко крестя, Путятд иде ко Киеву. Сего для людие поносят Новгородцев: "Путятд крести мечем, л Доврыня огнём" ».
      Но, может быть, так было только в Новгороде?
      Отнюдь! «Сии шедше по земли с вельможи и вой Владимировыми, учаху люд и кресчаху всюду стами и тысячами, колико где прилучися, асче людие неверный вельми о том скорбяху и ропта-ху, но отрицатися воев ради не смяху (отрекаться не смели при виде воинов, - В.К.)». В сущности, при таком подходе, «воев ради не смяху», можно ввести не только христианство, но и что угодно, от иудаизма до капитализма. Что же касается христианства, то оно везде вводилось таким образом, «огнём и мечем».
      Богомол, молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».
      Богомяк, от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)
      Богород, рождённый после просьбы к богам
      Богувид, тот, кого видит (замечает) бог
      Богужив, тот, кто жив благодаря богу
      Богуместь, мстящий за бога
      Богумил, милый богу
      Богумир, в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - прародитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, полян, северян, русов) (ВК 1.9а)
      Богун, «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.
      Богурад, радеющий за Бога
      Богуслав, славящий Бога
      Богухвал, хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.
      Богуш, уменьшительное от имён с основой «Бог»
      Богша, сокращение от имен с основой «Бог». Золотокузнец Бог-ша (7 в.): сделал крест «св. Евфросинии Полоцкой» (РИ, с. 153)
(Окончание следует)

***

      Мужские имена на Б. Именослов. Казаков В.С.
     
      Что означает Ваше имя? Не каждый из вас, дорогие читатели, сможет ответить на этот вопрос. Большинство современных имён было заимствовано в 9-13 веках вместе с христианством. Эти инородные имена были объявлены «правильными», «настоящими» и занесены в «святцы». После насаждения христианства на Руси разрешалось давать имена только через церковь, при крещении. Несмотря на то, что имена эти давались почти тысячелетие, они до сих пор остаются чуждыми для нашего народа: ведь они возникли на иноземной почве и были искусственно пересажены на славянскую землю. Привычные теперь имена Иван, Семён, Михаил - были так же непривычны для слуха наших предков, как сейчас для нас звучат имена Матомба, Нгхуру-Нгхоро и другие.
      Однако с церковью спорить было опасно (до 14 века за испечённый блин могли сжечь на костре, а в 16 веке жгли за такой ещё пустяк, как чтение иностранных книг), поэтому наши бедные прапрабабушки и прапрадедушки, старательно выговаривая диковинные имена, искажали их до неузнаваемости. Так Иоханаан превратился в Иоанна, а затем - в Ивана. Шимон стал Семёном, а Иулиания - Ульяной. Так впоследствии русские переделали немецкую фамилию Кос фон Дален в Козлодавлев, а Погенкампф - в Поганкин. Насильно обращенный в христианство народ тяжело расставался со своими, славянскими именами, поэтому в летописях и указах нередко можно встретить такие упоминания, как «Боярин Феодор, зовомый Дорога», «...именем Милонег, Пётр по крещенью» и т.д. С 17 века славянские имена начинают терять своё значение, превращаясь в прозвища, пока, наконец, не исчезают из употребления.

ДОК: Именослов. МУЖСКИЕ ИМЕНА. Б
Balamut-Chuma
bchumagugl@mail.ru
PDF:Именослов. Казаков В.С.
[Spoiler (click to open)]именослов,Казаков,имена,имя,баламутчума
#именослов #имена #казаков #баламутчума
#баламутчумаименослов #баламутчумаимена #баламутчумаказаков
Tags: #баламутчума, #баламутчумаимена, #баламутчумаименослов, #баламутчумаказаков, #имена, #именослов, #казаков, Казаков, имена, именослов, имя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments