Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Коляда, Святки, Сочельник. Часть 2. (Текст. Окончание)



  Жизнь европейских народов. Т. 2
     Водовозова Елизавета Николаевна
     Дата: 1878
     Стр.:482
(Окончание)
      Въ 11 часовъ, когда все уже устали, садятся за ужинъ, предъ которымъ всегда читаютъ молитву. Чемъ богаче хозяинъ, темъ более различныхъ яствъ увидите вы за столомъ. Но богатъ онъ или беденъ, у него непременно за этимъ ужиномъ свиная голова и столъ непременно украшенъ продолговатымъ короваемъ, называемымъ «lui Gait» или «рождественскiй вепрь», вероятно въ память вепря, некогда приносимаго въ жертву богу Фрею. Тамъ и здесь на столе груды «lui Brôcl», т. е. большихъ и толстыхъ ржаныхъ лепешекь, специально испеченныхъ къ этому празднику. Эти лепешки и продолговатый коровай должны оставаться на столе нетронутыми до окончаиія праздника, посде чего они делаются какъ бы освященными и ихъ употребляютъ при разныхъ напастяхъ. На столъ во время этого ужина раскладываютъ деньги, разставляютъ серебрянныя чарки и всю лучшую посуду крестьянина, не для того только, чтобы почтить наступающій высокоторжественный праздникъ, но для того, чтобы «рождественски огонь» сохранилъ эти вещи въ продолженіе года и умножилъ ихъ. Во время этого ужина очень долго сидятъ: много подаютъ кушаній, а въ особенности эля и картофельной шведской водки. После ужина опять возобновляются танцы, игры и гаданія. На сколько веселятся крестьяне въ подобныхъ случаяхъ, достаточно видно изъ припева старой песни: «У крестьянъ законъ и обычай пить всю эту ночь на пролеть, пить и забывать все горе, забывать, что ждетъ его завтра». (Оп-па, якобы, "старой песни"? "Пить всю ночь на пролет?". Спаивание народа - это откровенная диверсия)
       Прежде чемъ идти спать, хозяйка ставите на столъ закрытый кувшинъ «Angla ôl», т. е. «эль для угощенія ангеловъ». Она не забываете также и «старика домоваго», «Tomte Gubbe». Этотъ домовой, по понятіямъ шведовъ, живетъ среди людей и если, онъ поселится въ какомъ нибудь доме, где встречаетъ ласковый пріемъ, то онъ охраняетъ его всеми силами. Чтобы задобрить его и заручиться его покровительствомъ, ему оставляютъ на ночь «рождественскую кашу», немного табаку или что нибудь изъ одежды; все это кладутъ на очагъ или на полъ житницы, такъ какъ предполагаютъ, что эти места наиболее посещаются домовыми. Такого домоваго шведъ представляетъ себе не иначе, какъ маленькаго роста, но въ то же время онъ непременно старикъ. Одевается онъ въ серый камзолъ изъ домашней шерстяной матеріи, носить панталоны до коленъ, грубые башмаки и ходить всегда въ красномъ ночномъ колпаке. Онъ приносить большое счастье семейству, въ которомъ поселится, но для того, чтобы ему понравиться, нужно соблюдать величайшую бережливость и опрятность и неусыпно ухаживать за домашними животными. Домовой любить, чтобы въ доме былъ за всемъ хорошій уходъ, но домашнія животныя находятся подъ его особымъ покровительствомъ. Онъ очень трудолюбивъ, и впродолженіи лета и осеннихъ месяцевъ люди нередко видятъ, какъ онъ относить на место поднятый съ земли колосъ или соломинку. Въ этихъ случаяхъ онъ идетъ очень медленно и, сделавъ несколько шаговъ, останавливается, чтобы перевести духъ, какъ будто несетъ величайшую тяжесть. Говорятъ, что одинъ крестьянинъ, встретивъ жившаго у него «Tomte Gubbe» съ такой легкой ношей, грубо заметилъ ему: «Какая польза изъ того, что ты принесешь мне такую безделицу?» Этотъ вопросъ такъ оскорбплъ домоваго, что онъ вскоре после того переселилсявъ другое место. Крестьянинъ, жившій до этого въ полномъ довольстве, теперь впалъ въ нищету, между темъ какъ бедный бобыль, въ домъ котораго переселился домовой, быстро разбогателъ. Изъ всего этого видно, что «Tomte Gubbe» играетъважную роль въ жизни шведа. По его понятіямъ, когда человекъ рубить дрова, то онъ держитъ топоръ, но срубаетъ дерево домовой. Когда лошадь или другое домашнее животное имеетъ хорошій видъ, то все это приписываютъ маленькому человечку.
       Съ Рождественской ночью связано и множество другихъ предразсудковъ. Вся семья должна спать въ эту ночь подъ одной кровлей, a дети на постели изъ «рождественской соломы», потому что младенецъ Іисусъ лежалъ на соломе во время пребыванія своего въ Виѳлееме. (Праздник языческий, причем тут "иисус"? Явная христианская цензура). Передъ сномъ башмаки всего семейства должны быть собраны и поставлены въ одно место, чтобы между ними господствовало.единодушіе. Если къ утру одинъ изъ башмаковъ окажется лежащимъ на полу, то это верный признакъ, что въ теченіи года будете покойникъ въ доме. Огарки «рождественскихъ свечей» тщательно сберегаютъ до следующаго Рождества, потому что они имеютъ особенно целительное свойство: быстро вылечиваютъ растрескавшіяся руки, ноги, губы и больное вымя коровы. Въ Рождественскую ночь бродить много злыхъ духовъ. Въ пустынныхъ и поросшихъ верескомъ местахъ можно видеть въ эту ночь ведьмъ, едущихъ на волкахъ, свиньяхъ, метлахъ и т. п. Оне отправляются на веселый шабашъ, который устраиваютъвъ пещерахъ горъ, где оне пляшутъ, поютъ и бражничаютъ всю ночь.
       Въ некоторыхъ местностяхъ Швеціи въ Рождественскую ночь съ незапамятныхъ временъ существуетъ обычай отправляться въ таинственное путешествіе, во время котораго человекъ увидитъ и услышите то, чего никогда не увидитъ и не услышитъ въ другое время. Но прежде чемъ отправиться въ такое путешествіе, необходимо приготовить себя надлежащимъ образомъ. Отправляющейся еще за день или за два до этого не долженъ принимать пищи, не долженъ видеть дневнаго света и никакого живаго существа и провести время въ совершенномъ посте и уединеніи до той самой минуты, когда онъ начнетъ свое странствоваиіе. Для этого одни изъ такихъ путешественниковъ еще за три дня прячутся въ темный погребъ; другіе за день или за два зарываются на сеновале въ сене; некоторые читаютъ достаточнымъ, если они будутъ воздерживаться отъ пищи въ продолженіи одного дня, но какой бы искусъ они на себя ни наложили, во время поста никто изъ нихъ не долженъ видеть огня или по крайней мере, видеть только тотъ огонь, который добудетъ посредствомъ своего кремня и огнива. Иначе можетъ произойти великое горе.
       Человекъ, решившійся отправиться въ такое путешествіе, не долженъ никому говорить объ этомъ; когда онъ выйдете на дорогу, онъ не долженъ оглядываться назадъ, замечать поклоны знакомыхъ, отвечать на вопросы. Еще пущая беда ждетъ его, если онъ, увидевъ или услышавъ что нибудь необычайное, засмеется или испугается. Что бы онъ ни встретилъ, онъ долженъ продолжать свой путь степенно и въ глубочайшемъ молчаніи.
       Странникъ обыкновенно отправляется изъ дому задолго до полуночи и долженъ возвратиться до заутрени. (5 час – Заутра,  звездное утешение росы, из 16 часового дня, 1:30 - 3:00). Онъ прежде всего отправляется къ кладбищу, и если въ скоромъ времени случится какая нибудь зараза или моръ, то онъ увидитъ здесь работающихъ могилыциковъ и похоронныя процессы. Подходя къ какому нибудъ дому, странникъ долженъ тихонько постучать въ дверь спросить: «умретъ ли здесь кто нибудь?» И если въ доме находится человекъ, которому суждено умереть, то онъ самъ даетъ на это утвердительный ответъ. Если же смерть не посетитъ жилище въ теченіи года, то ему ответятъ «нетъ» и это случается безразлично, снята или бодрствуютъ находящееся въ доме люди.
       Во время странствовапія въ эту ночь придется увидеть удивительный вещи. Если следующая жатва будетъ обильная, то странникъ услышитъ звукъ серпа или косы, какъ это бываете во время жатвы и косьбы; увидитъ крошечныхъ людей, несущихъ съ полей большіе снопы хлеба, мышей, влекущихъ возы, тяжело нагруженные сеномъ и т. п. Но если, напротивъ, жатва будетъ скудная, то на поляхъ онъ увидитъ мало народу; небольшіе снопы, пустые возы, запряженные волами, и жнецовъ, печально сидящихъ у дороги. Если стране грозить война, то изъ лесу будетъ раздаваться звукъ топора, по дороге будутъ разъезжать взадъ и впередъ вооруженные люди и издали будетъ доноситься жалобный крикъ зуекъ.
       Если человекъ въ теченіи семи летъ каждый годъ отправлялся въ такое путешествіе, то въ последнюю ночь, на седьмой годъ, онъ увидитъ человека верхомъ, у котораго изо рта пышетъ огненное пламя и который въ зубахъ держитъ руническую(!) таблицу; если онъ на столько ловокъ и смелъ, что бросится на наездника и вырвете у него таблицу, то сделается такимъ мудрымъ, что въ состояніи будетъ отвечать на всякій предложенный ему вопросъ, а также видеть, что делается на 18 футовъ подъ землею. Если онъ будетъ продолжать свои странствованія, то на девятый годъ, поздно ночью на кладбище, онъ увидитъ множество карликовъ съ заколдованными шапками. (Эти шапки бываютъ двухъ родовъ: одна делаетъ невидимкою человека, который ее носить, другая, напротивъ того, делаетъ видимымъ для человека, носящаго ее, все то, что невидимо для другихъ). Эти крошечныя существа бегаютъ, играютъ и выкидываютъ между собой до того смешныя штуки, что трудно удержаться отъ смеха. Но если странникъ разсмеется, все труды его пропадаютъ даромъ. Если карликамъ не удастся разсмешить странника, то они стараются испугать его страшными виденіями. Когда человекъ остается ко всему равнодушнымъ, т. е. ничто въ міре не можете устрашить или разсмешить его, то передъ заутреней карлики удаляются и одинъ изъ нихъ оставляетъ на месте заколдованную шапку. Человекъ, получившій такимъ образомъ руническую таблицу и заколдованную шапку, становится великимъ «ведупомъ»; все скрытыя вещи открыты ему и онъ не имеетъ надобности пускаться вновь въ такое таинственное и тяжелое странствованіе.
       Почти повсеместно въ Швеціи и Норвегіи распространено верованіе, что мертвые встаютъ въ это время изъ могилы и посещаютъ свои бывшія жилища. Вследствіе этого наиболее трусливые стараются быть дома въ эту ночь и затягиваютъ танцы и игры до самаго поздняго часу, чтобы остаться наедине съ собою уже въ то время, когда мертвецы не могутъ ходить.
       Въ Рождество всякій считаетъ своею обязанностью быть у заутрени, которая начинается очень рано утромъ, а въ иныхъ местахъ даже за несколько часовъ до разсвета. Въ земледельческихъ округахъ жители отправляются въ церковь съ горящими факелами въ рукахъ, что производить особенно живописное зрелище тамъ, где несколько семействъ идутъ вместе. Недалеко отъ церкви они сбрасываютъ свои факела въ одну кучу и изъ этого образуется яркій костеръ, освещающій не только церковный стены, но и всю окружащую местность. Внутренность церкви ярко освещена, потому что кроме многочисленныхъ восковыхъ свечей у алтаря, кафедры и въ канделябрахъ, у каждой скамьи горитъ несколько свечей. Полъ церкви устланъ ветками можжевельника или ельникомъ. Богослуженіе въ этотъ день совершается почти точно такъ же, какъ и въ обыкновенное время, только духовенство въ торжественномъ облаченіи, въ длинныхъ широкихъ белыхъ(!) ризахъ съ большимъ золотымъ крестомъ на спйне. (Вообще-то, это меч, который новые "волхвы" - бывшие ученики, стали выдавать за "крест").
       После церкви шведы проводятъ очень скромно первый день, исключительно въ своей семье, въ чтеніи религіозныхъ книгъ и въ пеніи псалмовъ.
       Двадцать шестаго Декабря, въ день Св. Стефана, мужчины и женщины собираются въ «Lek Stuga», домъ, который содержится подпиской и где чрезвычайно весело проводятъ время въ танцахъ, играхъ и увеселеніяхъ, подобныхъ темъ, какіе были у насъ описаны. Впрочемъ эти забавы въ день Св. Стефана начинаются несколько иначе, чемъ накануне Рождества. Вотъ какъ это происходило еще несколько летъ тому назадъ въ восточной Готландіи. Четыре молодыя девушки въ беломъ, съ венцами на головахъ изъ блестокъ и мишуры, а часто просто и въ бумажныхъ венцахъ, входятъ въ комнату; две изъ нихъ несутъ угощеніе, a две другія маленькую елочку, которая воткнута въ чанъ съ землею и украшена множествомъ зажженыхъ свечей, пестрыми лентами и т. п. Эту елку ставятъ посреди комнаты, четыре девушки становятся вокругъ и начинаютъ петь: «Во славу нашему хозяину и хозяйке; здесь явился горящій кустъ; его несутъ надъ собою две девушки, — девушки нашей родной деревни. Теперь кустъ этотъ ростетъ безъ корня, съ зеленой верхушкой и ветвями. Господь да благословить нашего хозяина и хозяйку и ниспошлетъ имъ всякое благополучіе».
       Накануне новаго года вся семья собирается обедать въ кухне, поэтому она вычищена въ этотъ день и убрана, какъ только возможно. Однако, собравшись, никто не садится за столъ, а каждый, одинъ за другимъ, обмакиваетъ свой кусокъ «рождественскаго хлеба> въ огромную кострюлю, въ которой варится на огне свинина — очень жирное кушанье, которое шведы такъ любятъ. Думаютъ, что этотъ обычай очень древній и установленъ въ память кабана (или вепря), котораго приносили въ жертву богу Фрею, когда жрецы, какъ и при другихъ жертвенныхъ празднествахъ, варили мясо заколотыхъ жертвъ въ огромныхъ котлахъ, прежде чемъ раздавать его народу. (Вот поэтому и спрашивается, коль этот праздник древний, причем тут вставки про "иисуса"?)
       Нарожденіе новаго месяца «Nyet» въ новомъ году съ незапамятныхъ временъ обращало на себя особенное вниманіе народа и потому съ нимъ связано множество различныхъ предзнаменованій. До самаго последняго времени можно было видеть людей съ глазами, обращенными къ вновь народившемуся месяцу (Nyet) и повторяющихъ слова несомненно очень древняго происхожденія: «Добро пожаловать, новый король. Добро пожаловать, господинъ, — съ зерномъ и плодами, со свининой и мясомъ, съ хорошимъ осеннимъ урожаемъ». (Господин, от ГД с тильдой, что означает глаголящий о совершенном деянии, т.е. говорящий о событии, котоырм был свидетелем, а христиане это слово выдвают уже как владелец рабов)
       Тринадцатый день после Рождества совпадаетъ съ шестымъ январемъ и установленъ въ память явленія звезды на востоке и поклоненія Спасителю трехъ царей. Въ католическія времена этотъ праздникъ встречали съ большимъ торжествомъ и различными церемоніями и процессіями. Три священника, въ царскихъ одеждахъ отправлялись процессіей въ церковь, въ сопровожденіи многочисленной свиты, несшей предварительно собранные подарки. Входя въ храмъ, одинъ изъ священниковъ указывалъ жезломъ на звезду, давая этимъ знать, что именно тутъ нужно поклониться Спасителю. И надъ алтаремъ действительно виднелась звезда, съ большимъ искуствомъ и блескомъ освещенная восковыми свечами. «Кого вы ищите?» спрашивали вошедшихъ стоящіе тутъ два священника. «Новорожденнаго младенца Іисуса», было имъ ответомъ. Затемъ отдергивали занавесъ, за которымъ былъ младенецъ, и все падали передъ нимъ ницъ въ знакъ поклоненія и подносили ему дары.
       Мало по малу этотъ древній обычай  католической церкви на столько изменился, что священники, вместо того, чтобы собирать даяніе прихожанъ въ церкви, завели, такой порядокъ, что стали сами въ полномъ облаченіи ходить въ дома прихожанъ и собирать деньги. (Если это "древний обычай", опять, причем тут "иисус"?) Обычай древней католической церкви, поклоненіе волхвовъ, переняли впоследствіи школьники. Въ настоящее время они ходятъ съ Виѳлеемской звездой не только на двенадцатый день Рождества, но каждый день впродолженіи всехъ святокъ до 13-го января.
       Вотъ какъ это теперь происходить въ Швеціи. «Stjeru Gossar», такъ называютъ юношей, которые обходятъ деревню съ «Виѳлеемской звездой». Ихъ бываете человекъ 5, 6. Трое изъ нихъ изображают трехъ царей или волхвовъ съ востока. Они одеты въ белую длинную одежду, доходящую до земли, которая перехвачена красной лентой. Черезъ правое плечо одета тоже лента, но уже другаго цвета; лентой перевязана и правая рука. На голове бумажные венцы изъ золотой и серебрянной бумаги. Четвертый юноша, звезда царь, одетъ такимъже образомъ, только его головной уборъ более высокъ и блестящъ, чемъ у остальныхъ. Какъ показываетеназваніе, онъ несетъ«Виѳлеемскую звезду». Эта «Виѳлеемская звезда» ничто иное, какъ фонарь въ форме шестиугольной (?!!) звезды;  онъ сделанъ изъ разноцветной бумаги и освещенъ одной или несколькими восковыми свечами. Эта звезда надета надлинную палку и устроена такимъ образомъ, что можетъ постоянно оборачиваться кругомъ. Пятый юноша изображаетъ Іуду, — въ рукахъ у него кошелекъ. Онъ наряженъ въ звериную шкуру, мехомъ вверхъ, а на голове у него рогатая шапка изъ черной бумаги. Шестой мальчикъ изображаетъ царя Ирода. Онъ съ большой развевающейся бородой, съ деревяннымъ мечемъ, привешеннымъ сбоку, и въ двуконечной шапке изъ белой бумаги. Мальчики, одетые такимъ образомъ, странствуютъизъ дома въ домъ и входя каждый разъ затягиваютъ хоромъ песнь: «Добрый вечерь, господа и госпожи; хозяииъ съ хозяюшкой, будьте веселы; радостнаго Рождества жедаемъ мы вамъ; Господь да оградить васъ отъ всякаго зла въ этотъ день».
       Затемъ мальчики продолжаютъ свое пеніе, при чемъ въ плохихъ стихахъ разсказываютъ о томъ, какъ Марія отправилась въ Виѳлеемъ, какъ родила божественнаго младенца, какъ волхвы представили свои дары и т. п. ("в плохих стихах", хотите? Не успели сочинить стихи, переделали текст, который был в древние времена).
       Когда мальчики пропели въ стихахъ все разсказы священной исторіи изъ времени рожденія Спасителя, тогда Іуда обходить присутствующихъ, собирая деньги, хлебъ, свечи и все, что ему дадутъ на «Виѳлеемскую звезду». После этого мальчики затягиваютъ хоромъ прощальную песнь: «Спасибо, добрые люди, за ваши дары; всякій милостивый даръ будетъ отмеченъ на небе; веселаго Рождества желаемъ мы вамъ; добрая ночь, добрая ночь и большимъ, и малымъ».
       Въ числе различныхъ увеселеній, которыми забавляется народъ 6-го января, существуетъ оригинальный обычай въ Далекарліи, въ приходе Лима. Обычай этотъ называется: «взять себе крещенскую жену». Когда вся компанія соберется въ «Let Stuga», о которой было говорено выше, то вдругъ во время танцевъ музыка внезапно прекращается, запираютъ двери и выбираютъ изъ среды собравшихся двухъ распорядителей игры. Эти распорядители приказывают женщинамъ встать въ кругъ, а мужчинамъ разместиться рядами у стены. По данному знаку музыка начинаетъ играть и снова начинаются танцы. Черезъ несколько минуть распорядитель громкимъ голосомъ приглашаете всехъ присутствующихъ мужчинъ, какъ женатыхъ, такъ и холостыхъ, «выбрать себе жену среди танцующихъ женщинъ». Тогда завязывается настоящая схватка между мужчинами, изъ которыхъ некоторые желаютъ овладеть одной и той же женщиной или девушкой. Когда выборъ сделанъ, каждый изъ мужчинъ обязанъ обнять и поцеловать свою временную подругу и протанцовать съ нею. После этой пляски брачный союзъ расторгается и возобновляются обычные танцы съ прежнимъ весельемъ. Та женщина, которая никемъ не будетъ выбрана въ этотъ вечеръ въ «крещенскія жены», въ теченіи всего года подвергаетсяизъ за этого упрекамъ и насмешкамъ своихъ знакомыхъ. (Понимаете, в чем суть этой навязанной традиции? Разврат один из видов вырождения народа. Одной из причин падения Рима был разврат.)


***

      Коляда, Святки, Сочельник. Часть 2.

       ...Земля у нас ещё находится на рубеже Светлых и Тёмных Сил, поэтому звёздные врата закрыты. На Кавказе было два комплекса. Один комплекс засыпал Перун, когда освобождал из плена людей, захваченных обманом, которых увели в пекло. Он что сделал? Открыл врата Междумирья, спустился в пекло, освободил оттуда всех и засыпал вход во Врата Междумирья горами Кавказскими. И заметьте, когда это было? Если перевести на современное летоисчисление, то это было 24 декабря. То есть в День Перемен он освободил из плена. Дальше что было? Каждый из них встречал родственников, поэтому с 3-го января и будет Неделя Памяти Праотцов, память о том, что наши Предки освободились из плена, которых обманом туда попали или их похитили. И они вернулись. Но вместе с теми, кто вышел из пекла, а там же всякая нечисть, и нечисть вышла и пыталась проникнуть в дома. А люди радовались возвращению Предков, и они от нечисти откупались плюшками, блинами.
       В доме радость - Предки вернулись. А отсюда и Праздник Калядки, когда одеваются в ряженных, и ходят по домам, как бы нечисть - и угощают сладостями.
       А что делал Перун? Он потом ходил по Земле и всю нечисть уничтожал. И как только он последнюю нечисть уничтожил, он свой меч сияющий вонзил в землю.

    Източник: Вспомним забытое Часть I.
https://cloud.mail.ru/public/HKzz/rsjC1hbWs

ДОК: Коляда. Водовозова. Часть 2
https://yadi.sk/i/e5v0YebSIAg9LQ

[Spoiler (click to open)]#коляда #святки #сочельник #вспомним #забытое #новый #баламутчума
#баламутчумаколяда #баламутчумасвятки #баламутчумасочельник #баламутчумавспомним #баламутчумазабытое #баламутчумановый
Tags: #баламутчума, #баламутчумавспомним, #баламутчумазабытое, #баламутчумаколяда, #баламутчумановый, #баламутчумасвятки, #баламутчумасочельник, #вспомним, #забытое, #коляда, #новый, #святки, #сочельник, Врата, Кавказ, Коляда, Перун, Святки, Сочельник, баламутчума, междумирья
Subscribe

  • Путешествие на Луну. Глава 11. Ле-Фор Жорж

    ПУТЕШЕСТВІЕ НА ЛУНУ. Ле-Фор, Жорж. Въ невесомыхъ мірахъ. ПУТЕШЕСТВIЕ НА ЛУНУ. НЕОБЫКНОВЕННЫЯ ПРИКЛЮЧЕНIЯ РУССКАГО УЧЕНАГО. С.-ПЕТЕРБУРГ Ъ. И з д…

  • Италия называлась ФЕТАЛИЯ.

    Италия называлась ФЕТАЛИЯ. "Бяху же и иные мнози, пріидоша ко царемъ на помощь ото многъ островъ, и отъ суша, и отъ воскраи сущихъ моря,…

  • Вильгельм Телль

    Вильгельм Телль Издатель: Москва : Диафильм Дата: 1977 Иллюстратор: Безбородов К. Объём: 1 дф. (48 кд.)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments