Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Categories:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ЛОГИКА. 1954. (Текст)

      Глава 4

       ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

       § I. Сущность определения понятия

       Определение понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается содержание понятия.
       Раскрыть содержание понятия — это значит указать его существенные признаки.
       Определением понятия называется также результат указанного действия.
       Каждый предмет имеет бесконечное число признаков, и пытаться указать все признаки предмета невозможно.
       Определение содержит в себе лишь такие признаки, которые, являясь существенными, отграничивают понятие от других понятий.
       В определении выражается в сжатой форме основное знание о предметах. Следовательно, определение понятия (есть определение тех предметов, на которые распространяется данное понятие. Определяя, например, понятие «трактор», мы определяем те тракторы, которые имеются в действительности.
       Определим, например, понятие «ромб».
       Для этого прежде всего укажем ближайший род:
       ромб — это параллелограм. Но, кроме ромба, есть и другие виды параллелограмов. Поэтому необходимо ещё указать в определении такой признак ромба, который отличает его от других видов параллелограмов, т. е. указать видовое отличие: равенство сторон. В результате получается:
       ромб — это параллелограм, все стороны которого равны друг другу.
       Это и будет определение понятия «ромб».
       По своему строению определение состоит из двух Основных частей: определяемого понятия и определяющего понятия.
       Так, в нашем примере понятие «ромб» было определяемым, а понятие «параллелограм, все стороны которого равны друг другу» было определяющим. Определяющее понятие указывает на ближайший род определяемого и на его видовое отличие.
       Состав определения схематически можно изобразить таким образом: «вид» есть «род и видовое отличие».
       Например: «газогенератор (вид) есть аппарат (род), превращающий твёрдое топливо в газообразное» (видовое отличие).
       Видовое отличие не всегда выражается одним признаком.
       Таких признаков может быть несколько. Совокупность их представляет видовое отличие.
       Например: «Антарктика — это часть света, включающая материк Антарктиду и окружающие моря и острова».
       В этом определении родовым понятием будет «часть света», а видовое отличие выражено тремя признаками: «включающая материк Антарктиду», «включающая окружающие моря», «включающая окружающие острова».
       Классическим образцом определения является определение нации, которое дал И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».
       В этом определении указаны все необходимые признаки нации. Ближайший род в этом определении — «общность людей», а все остальные признаки, отличающие нацию от коллектива, общественных организаций, класса и др., являются видовым отличием. Все эти признаки выражают коренные свойства нации.
       Определив нацию, И. В. Сталин далее пишет:
       «Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией...
       Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию».

       § 2. Правила определения
       
       Чтобы определить понятие, необходимо, конечно, прежде всего иметь знание о существенных признаках тех предметов, на которые это понятие распространяется.
       Человек, который не знает, например, что такое «материализм», не сможет определить понятие «материализм если даже он хорошо усвоил все правила определения.
       Однако, зная о материализме, но не зная способов определения, легко можно допустить ошибку в определении.
       Существует четыре правила определения.
       1. Определение должно быть соразмерным.
       Это значит, что определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объёму.
       Возьмём для примера определение понятия «квадрат»: «квадрат есть равносторонний прямоугольник».
       Это определение соразмерное, так как определяемое понятие «квадрат» и определяющее «квадрат есть равносторонний прямоугольник» являются тождественными понятиями, т. е. имеют один и тот же объём.
       Но если бы мы, определяя понятие «квадрат», ограничились указанием одного родового признака «квадрат есть прямоугольник», то такое определение было бы слишком широким по объёму; кроме квадратов, есть и другие прямоугольники, поэтому понятия «квадрат» и «прямоугольник» не тождественны.
       Слишком широкое определение получится и в том случае, если в качестве видового отличия приведено недостаточное количество признаков. Возьмём следующее определение:
       «Конденсатор есть прибор, служащий для накопления электрической энергии».
       Хотя в этом определении указаны и род, и видовое отличие, но с помощью такого определения мы не отличим конденсатора от аккумулятора.
       Необходимо в качестве видового отличия указать ещё на некоторые признаки, характерные только для конденсатора.
       Итак, слишком широкое определение есть неточное, неправильное определение.
       Неточным, неправильным является и слишком узкое определение.
       Например, в определении «линза есть оптическое стекло, ограниченное двумя выпуклыми поверхностями» указаны рол и видовое отличие, однако такое определение относится не ко всякой линзе, а только к разновидности линз — к лупе. Следовательно, объём определяющего понятия уже объёма определяемого. Правило соразмерности нарушено — определение линзы дано неверно.
       Слишком узким будет и такое определение: «Астрономия есть наука о звёздах». В этом определении видовое отличие не исчерпывает предмета науки астрономии, так как астрономия есть наука не только о звёздах, но и о всех небесных телах.
       2. Определение не должно делать круга.
       Нарушение этого правила состоит в том, что в качестве определяющего берётся такое понятие, которое само можно понять только посредством определяемого. Например: «Что такое противоречие в рассуждении? Это такое противоречие, которое представляет собой нарушение логичности мышления». Такое определение — пример круга в определении, так как «нарушение логичности мышления» не может быть понято без указания на «противоречие в рассуждении».
       Ошибка «круг в определении» иногда принимает форму тавтологии.
       Возьмём такой пример:
       «Существенные признаки предмета — это такие признаки, которые являются существенными для предмета».
       Или: «Смешное — это то, что вызывает смех».
       3. Определение не должно быть отрицательным.
       Определение должно указывать на то, что представляет собой предмет, а не на то, чем не является предмет.
       Поэтому такое определение, как «свет есть отсутствие темноты», не может дать никакого знания о природе света.
       Однако в некоторых случаях определение может содержать в себе отрицание. Например, в определении инертных газов (аргон, неон и др.) указывается их химическая неактивность.
       Отрицательные определения употребляются также в тех случаях, когда определяемым является отрицательное понятие. Например: «Иррациональное число — это число, которое несоизмеримо ни с единицей, ни с её частями».
       4. Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений.
       К числу последних выражений относятся: «архитектура есть окаменевшая музыка», «лев есть царь зверей» и т. д.
       Иногда определение не получает необходимой ясности и чёткости, становится громоздким оттого, что в него включаются лишние слова, хотя указанное выше правило соразмерности может при этом не нарушаться.
       Например, совершенно ненужной была бы последняя часть фразы (начиная со слова «которое») в следующем определении: «Магнитная индукция — это возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле, которое вызывает в них явление магнетизма, т. е. намагничивает их». Определение получилось громоздким и запутанным, так как в него включены лишние слова.
       Вполне достаточно было бы определить магнитную индукцию как «возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле». Конечно, это определение не исчерпывает всего содержания понятия магнитной индукции. Но, во-первых, не требуется, чтобы всякое определение всегда содержало в себе все признаки понятия, а, во-вторых, лишние слова (в неправильном определении) нашего знания расширить не могут.
       Определение должно быть точным, ясным и по возможности настолько кратким, насколько краткость определения не мешает необходимой его полноте.

       § 3. Генетическое определение

       Слово «генезис» означает «происхождение».
       Генетическое определение — это такой вид определения, который указывает на происхождение определяемого предмета.
       Например:
       «Шар есть геометрическое тело, образованное вращением круга около его диаметра».
       Другие примеры: «Окружность — это замкнутая кривая, которая образуется движением на плоскости точки, сохраняющей равное расстояние от центра». Или: «Окружность — это замкнутая кривая, все точки которой находятся на равном расстоянии от центра». Первое определение генетическое, второе — негенетическое.
       Таким образом, генетическое определение также содержит в себе указание на ближайший род и видовое отличие.
       Оно подчиняется всем правилам негенетического определения и отличается от него лишь характером своего содержания.
       Генетическое определение применяется в тех случаях, когда бывает необходимо указать на происхождение интересующего нас предмета.

       § 4. Номинальное определение

       От определения понятия следует отличать так называемое номинальное определение, т. е. разъяснение смысла слова, имени, выражающего данное понятие.
       Например: «Генезис — это значит происхождение, источник».
       Номинальное определение не представляет собой определения понятий, следовательно, предметов, отражением которых являются понятия. Номинальное определение лишь по форме может иногда совпадать с определением понятий. Так как оно не раскрывает содержания понятия, а только выясняет смысл слова, то важно уметь отличать определение понятия от номинального определения, чтобы не подменять одно другим.
       Сравним два вида определений:
       1) Номинальное определение: «Атом — значит неделимый».
       2) Определение понятия: «Атом — это мельчайшая частица вещества, состоящая из ядра и электронов».
       В первом определении лишь разъясняется значение слова. Это значение не соответствует современному знанию об атомах, оно устарело. Во втором определении раскрываются существенные признаки атома.
       Номинальные определения бывают необходимы в известных случаях, особенно в отношении заимствованных слов, однако они не могут заменить собой определений понятий.

       § 5. Значение определений

       Определить понятие — значит вскрыть его содержание, т. е. указать существенные признаки, которые являются отражением коренных свойств предметов. Однако в определении почти никогда не указываются все существенные признаки, так как это оказывается невозможным.
       Понятие богаче по содержанию, чем определение.
       Определение сужает понятие, на что указывает и само слово «определение»; определить — значит поставить предел, указать границы, сузить содержание понятия.
       Отсюда следует, что для того чтобы иметь понятие о том или ином предмете, недостаточно знать определение такого понятия. Поэтому при проработке учебного материала нельзя ограничиваться заучиванием одних определений.
       Определения в этом случае лишь помогают понять и лучше запомнить проработанный материал.
       В научном исследовании нередко применяются «предварительные определения». Такие определения даются в начале исследования, когда объект ещё не изучен и понятие о нём ещё не оформилось. Цель предварительного определения — выделить объект исследования, указать его примерные границы, насколько это возможно в условиях неполного знания о нём.
       Но главное назначение определений — это подытожить результаты исследования, закрепить в краткой форме добытые знания. В определении закрепляются самые основные признаки понятия.
       Определения понятий нельзя рассматривать как нечто раз навсегда установленное и неизменное. По мере углубления и расширения наших знаний о предметах, явлениях действительности определения понятий изменяются, они становятся более полными и более точно отражают сущность предметов.

       § 6. Приёмы, заменяющие определение

       При определении понятия мы указываем его ближайший род и видовое отличие. Однако не каждое понятие имеет род и не для каждого понятия мы можем указать видовое отличие.
       Поэтому не каждое понятие можно определить указанным выше способом. Нельзя, например, определить категории («сущность», «бытие» и др.), так как категории являются предельно широкими понятиями, т. е. для них не существует более широких (родовых) понятий (см. стр. 26).
       Через ближайший род и видовое отличие нельзя определить также некоторые понятия, отражающие элементарные свойства вещей. Для таких понятий трудно указать видовое отличие. Например: «прямой», «сухость», «желтизна» и др.
       Но и в тех случаях, когда мы можем определить понятие, мы не ограничиваемся одним определением. Существуют логические приёмы, которые могут дополнить определение. Среди таких приёмов отметим следующие пять: указание, описание, характеристика, сравнение, различение.
       Эти приёмы имеют и самостоятельное назначение.
       Ими часто пользуются для того, чтобы дать представление о предмете, подчеркнуть те или иные свойства предмета, выделить предмет по какому-либо признаку и т. п.
       1. У к а з а н и е . Указание — самый простой приём ознакомления с предметом, который непосредственно нами воспринимается.
       Например, желая ознакомить кого-нибудь с данным цветом, формой, звуком и пр., мы указываем на этот цвет или воспроизводим данный звук.
       Указание не может, разумеется, дать понятия о предмете, оно даёт лишь индивидуальное представление. Указание — это первая ступень в объяснении свойств предметов.
       2. О п и с а н и е . Описание представляет собой перечисление ряда признаков единичного предмета (например, описание Бородинского поля Л. Толстым или Сормова М. Горьким), вида какого-либо животного или растения.
       Например, С. Аксаков так описывал лебедя: «Белый, как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по темносиней, гладкой поверхности воды».
       Может быть описание процесса, например, общественного события, физического явления, химической реакции и пр.
       Цель описания — указать наиболее точно и полно признаки предмета.
       3. Х а р а к т е р и с т и к а . В характеристике указываются некоторые отличительные признаки предмета. Может быть характеристика единичного предмета мысли (например, такого-то ученика) и характеристика общего явления (например, «признаком волевых действий человека является преодоление им препятствий»).
       Цель характеристики — подчеркнуть, что предмет обладает или не обладает такими-то определёнными признаками.
       4. С р а в н е н и е . Сравнение по своей внешней форме нередко бывает похоже на определение, однако сравнение нельзя смешивать с определением.
       Сравнение предполагает наличие двух предметов мысли, из которых один поясняется с помощью другого. Например: «Дети — цветы жизни». Разумеется, никак нельзя предположить, что в этом сравнении понятие «цветы» будет родом по отношению к понятию «дети». Цветы сами по себе вообще не являются признаком, присущим детям. Но образное сравнение детей с цветами даёт возможность понять присущие детям свойства (красота, нежность и др.).
       Другие примеры: «Ленинград — колыбель революции», «Писатели — инженеры человеческих душ».
       5. Р а з л и ч е н и е . Различение — это разновидность сравнения.
       При различении, как и при сравнении, мы мысленно сопоставляем два предмета, но указываем не на сходство, а па различие.
       Например: «Водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает».
(Окончание следует)

***


      ЛОГИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

      С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954.

      По окончании войны проведенный Сталиным анализ показал: наши потери были бы много меньше, умей мы рассуждать последовательно. А переполнили чашу терпения Сталина заседания Совета министров, где он, к ужасу своему, увидел, что члены правительства не слышат друг друга (ну точно как наши современные кнопкодавы). И тогда по указанию отца народов логику вернули в школы.
      ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.
      В соответствии с этим постановлением в 1947–1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах.
      И вот тут то начинается самое интересное. Хотя после войны логике и стали учить в школе, но заменили великолепный еще царский учебник Поварнина новым. Школьникам преподавали новую науку не привыкшие к точности математики, а учителя литературы. Не мытьем так катаньем превращали людей в «совков».
      Сталинской логики хватало на то, чтобы вести страну вперед, задавая в ней наивысшую в мире производительность труда. Однако, вождь всех народов слишком доверился придворным философам и совершенно не контролировал их. Образец танка или очередного самолета он отбирал лично, тщательно сопоставляя со старой техникой. А в этом случае таких сопоставлений не произвел, нарушив принятый им же порядок. С одной стороны поручение Сталина было выполнено — логику вернули в школьную программу, а с другой стороны — уровень преподавания сводил саму идею на ноль. Лжеученые продолжали портить головы людям.
      Сталин умер весной 1953 года, а уже первого сентября школьники не обнаружили в расписании предмета «логика».

PDF С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954
https://cloud.mail.ru/public/Ggkn/ns8WQmBGF
ДОК: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
https://cloud.mail.ru/public/KoSc/smJ1iaN5i
[Spoiler (click to open)]
Tags: #баламутчума, #баламутчумавиноградов, #баламутчумаделение, #баламутчумакнига, #баламутчумалогика, #баламутчумаопределение, #баламутчумапонятие, #виноградов, #деление, #логика, #определение, #понятие, Виноградов, Кузьмин, деление, логика, определение, понятие
Subscribe

  • Путешествие на Луну. Глава 11. Ле-Фор Жорж

    ПУТЕШЕСТВІЕ НА ЛУНУ. Ле-Фор, Жорж. Въ невесомыхъ мірахъ. ПУТЕШЕСТВIЕ НА ЛУНУ. НЕОБЫКНОВЕННЫЯ ПРИКЛЮЧЕНIЯ РУССКАГО УЧЕНАГО. С.-ПЕТЕРБУРГ Ъ. И з д…

  • Сапёр. (Затейник. 1941. № 01)

    Сапер Н. Дилакторская Рисунка В. Константинова Двенадцать дней тому назад Я был на фронт сапером взят. Громит врага артиллерист, Как…

  • Операция "Петр великий"

    Операция "Петр великий" История Петра Великого Издатель: Санкт-Петербург : Тип. М.О. Вольфа Дата: 1875 Иллюстратор: Пилатти Генрих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments