Баламут Чума (balamut4uma) wrote,
Баламут Чума
balamut4uma

Categories:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ЛОГИКА. 1954. (Текст)

    Глава 4

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
(Окончание)

      § 7. Сущность деления понятия

       Деление понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается объём понятия.
       Раскрыть объём понятия — это значит указать видовые понятия, соподчинённые делимому понятию.
       Например, требуется произвести деление понятия «ученики нашего класса» по признаку национальности. Выяснив вопрос о национальной принадлежности учеников нашей группы, мы констатируем, что все они делятся на русских, украинцев и грузин.
       Производя деление понятия, мы мысленно разделяем по определённому признаку тот класс предметов, отражением которого является делимое понятие.
       Делимое понятие есть родовое понятие. В результате деления получаются видовые понятия, которые называются членами деления.
       Признак, по которому производится деление, называется основанием деления.
       В приведённом выше примере понятие «ученики нашей группы» — делимое понятие, основание деления — признак национальности, а члены деления — видовые понятия, которые получились в результате деления.
       В качестве основания деления можно было взять и другой признак (например, возрастной), и тогда, естественно, мы имели бы другие члены деления.
       Те понятия, которые получаются в результате деления (т.е. члены деления), можно снова делить по какому-либо основанию, а вновь полученные понятия вновь делить.
       Таким образом, получается сложная система понятий: так, в зоологии все позвоночные делятся на виды позвоночных; затем, например, птицы делятся на виды птиц и т. д.
       Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдение правил деления.

       § 8. Правила деления

       Если наше знание об объёме делимого понятия неполно или неверно, то соответственно и деление будет неполным или неверным, и правила деления не смогут помочь нам в этом случае, но знание правил и умение применить их является необходимым, когда мы ясно представляем, какие именно виды входят в объём делимого понятия.
       Знание правил деления в этом случае предохранит нас от ошибки.
       Всего правил деления четыре.
       1. Деление должно быть соразмерным.
       Это значит, что члены деления должны в совокупности равняться объёму делимого понятия. При правильном делении не может быть такого положения, чтобы сумма членов деления была больше или меньше объёма делимого понятия.
       Так, если при делении объёма понятия «треугольник» взять в качестве основания отношение сторон треугольника по величине, то правильное деление представится в следующем виде:
разносторонний

       Треугольник               
       равносторонний
       равнобедренный

       В результате нарушения этого правила возможна одна из двух ошибок: или деление будет чрезмерно широким, или слишком узким.
       Например, деление понятия «учащиеся» было бы чрезмерно широким и потому ошибочным, если бы мы, кроме учеников начальной и средней школы, студентов и других учащихся, указали бы ещё и дошкольников.
       Деление понятия «учащиеся» было бы слишком узким если бы мы не указали каких-либо учащихся (например, учащихся курсов).
       2. Деление должно производиться по одному основанию и притом существенному.
       Чтобы произвести деление понятий, можно взять в качестве основания любой признак из числа тех, которые входят в содержание делимого понятия.
       Так, объём понятия «река» можно разделить следующим образом: 1) судоходная и несудоходная (основание — пригодность реки для судоходства); 2) быстрая и тихая (основание — скорость течения воды в реке); 3) мелкая и глубокая (основание — глубина реки) и т. д.
       Но какой бы признак мы ни взяли для разделения понятия, мы не должны менять этот признак в процессе деления. Разумеется при этом, что в основание делимого понятия мы можем взять только существенный признак.
       Было бы нарушением указанного правила, если бы мы понятие «население города» разделили так: мужчины, женщины и старики. Здесь смешаны два признака: признак пола и признак возрастной.
       Было бы также ошибочным брать в качестве основания для деления какой-нибудь случайный признак, например делить людей на грустных и весёлых.
       Правило относительно основания деления есть важнейшее правило деления. Большинство ошибок в делении связано с нарушением этого правила.
       3. Члены деления должны исключать друг друга.
       Это правило вытекает из предыдущего: если основание деления выдержано, то и члены деления будут исключать друг друга, если же не выдержано, то члены деления будут перекрещиваться, следовательно, деление будет неправильным.
       Пример неправильного деления понятия: «Зубы делятся на резцы, клыки, коренные и молочные». Здесь члены деления не исключают друг друга, потому что в основу деления положены разные признаки.
       4. Деление не должно делать скачка.
       Это значит, что при делении понятия необходимо брать ближайшие виды, а не отдалённые. Было бы неправильным деление природы на животных, растения и минералы.
       Необходимо сначала разделить понятие «природа» на «органическую природу» и «неорганическую природу», а затем уже производить дальнейшее деление, в противном случае получается скачок в делении.

       § 9. Дихотомическое деление

       Дихотомическое, т. е. двучленное, деление состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два противоречащих понятия.
       Например: «Все книги могут быть или учебниками, или не учебниками». Это деление отвечает всем правилам деления: оно соразмерно, имеет одно основание, члены деления исключают друг друга, скачка в делении нет.
       Его можно продолжать дальше: «Все не учебники делятся на беллетристику и не беллетристику», «Вся не беллетристика делится на технические и не технические книги» и т. д.
       Особенность дихотомического деления состоит в том, что мы, производя деление, можем не знать всех видов делимого понятия. Бывает, что для нас важно выделить лишь некоторые виды, нам известные, и мы можем дихотомическое деление применять и в том случае, когда нас не интересует объём второго понятия.
       Дихотомическим делением часто пользуются и в теоретической, и в практической деятельности.
       Например, химик, исследуя свойства металлов, делит все элементы на металлы и не металлы. Состав группы не металлов его может в данном случае не интересовать.
       Работник в области народного образования может мысленно разделить взрослое население района на имеющих детей школьного возраста и не имеющих таких детей.
       Дальнейшее подразделение будет касаться только первой группы, поскольку только она в данном случае будет представлять интерес.

       § 10. Приёмы, сходные с делением

       Наряду с делением понятий мы пользуемся в практике мышления некоторыми логическими приёмами, которые внешне сходны с делением, но по существу отличны от него.
       1. Р а с ч л е н е н и е  ц е л о г о на части. Например:
       «Месяц январь состоит из четырёх недель и трёх дней», «Поезд состоит из паровоза, вагонов и платформ».
       В этих примерах речь идёт не о видах и роде, а о частях и целом. Месяц, конечно, не является родовым понятием по отношению к неделям и дням, а неделя и день — это не виды месяца, а его части; поезд не является родовым понятием по отношению к вагонам, а вагон — это не вид поезда, а часть его.
       Другие примеры членения: дерево — ветки, ствол, листья, корни; квартира — комнаты; здание — крыша, стены, окна.
       2. Р а с п о л о ж е н и е мыслей по определённому плану. Планы мероприятий, планы сочинений, оглавления в книгах — всё это не будет делением понятий, так как во всех этих случаях нет отношения, какое существует между видами и родом.

       §11. Классификация

       Производя деление понятий, мы тем самым мысленно делим на группы те предметы, к которым относятся делимые понятия. Одним из видов мысленного деления предметов на группы является классификация.
       Классификацией называется система расположения предметов по классам на основании сходства этих предметов внутри класса и их отличия от предметов других классов.
       Примером классификации может служить «Периодическая система элементов», созданная великим русским учёным Д. И. Менделеевым (1834—1907). Менделеев расположил элементы в порядке возрастания их атомных весов и по признаку однотипности химических качеств.
       Классификация элементов и открытый Менделеевым периодический закон дали возможность великому химику предсказать существование ряда неизвестных элементов.
       Каждый элемент в «Периодической системе» имеет свои особые признаки и отличается ими от других элементов.
       В выборе основания классификации проявилась гениальность Менделеева, так как принятое им основание сыграло решающую роль в создании «Периодической системы».
       Этот факт подчёркивает важность значения для классификации правильно выбранного основания.
       Если за основание классификации принимается существенный признак предметов, то такая классификация может иметь научное и практическое значение: она даст возможность обнаружить закономерности, которым подчиняются предметы, явления, как это мы видели на примере классификации, предложенной Менделеевым.
       Классификацию, в основе которой находится коренной признак предметов, выражающий их природу, принято называть естественной классификацией.
       Примером естественной классификации (кроме «Периодической системы») может служить классификация животных в современной зоологии.
       Если за основу классификации берётся признак, не выражающий природы классифицируемых предметов, то такая классификация называется искусственной.
       Примером такой классификации является алфавитный список учеников данного класса. Разумеется, та или иная начальная буква фамилии никакого отношения к коренным свойствам ученика не имеет. Однако этот случайный признак бывает полезно использовать в практических целях, в целях простого удобства — отсюда возникает потребность расположить фамилии учеников в алфавитном порядке.
       Классификация (естественная или искусственная) подчиняется всем правилам деления: она должна проводиться по одному основанию, члены её должны исключать друг друга, совокупность всех её членов должна исчерпывать собой весь данный класс, внутри классификации не должно быть неоправданных скачков.
       Классификация помогает найти в изучаемых явлениях определённый порядок, систему их взаимных связей, помогает охватить изучаемые явления, предметы в целом.
       Классификация имеет важное положительное значение для запоминания изучаемых явлений, предметов.



       ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

       1. Что такое определение понятия?
       2. Укажите составные части определения.
       3. Назовите правила определения. (Дайте примеры на каждое правило)
       4. Что такое генетическое определение? (Дайте пример.)
       5. Что такое номинальное определение? (Дайте пример.)
       6. Какое значение имеют определения?
       7. Укажите приёмы, сходные с определением.
       8. Что такое деление понятия? Укажите правила деления.
       9. Что такое дихотомическое деление?
       10. Какое имеется различие между «делением» понятия и «мысленным расчленением» предмета? (Приведите пример расчленения.)
       11. Укажите приёмы, сходные с делением.
       12. Что такое классификация?
       13. Какое различие имеется между естественной и искусственной классификацией?

***


     ЛОГИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

     С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954.

     По окончании войны проведенный Сталиным анализ показал: наши потери были бы много меньше, умей мы рассуждать последовательно. А переполнили чашу терпения Сталина заседания Совета министров, где он, к ужасу своему, увидел, что члены правительства не слышат друг друга (ну точно как наши современные кнопкодавы). И тогда по указанию отца народов логику вернули в школы.
     ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.
     В соответствии с этим постановлением в 1947–1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах.
     И вот тут то начинается самое интересное. Хотя после войны логике и стали учить в школе, но заменили великолепный еще царский учебник Поварнина новым. Школьникам преподавали новую науку не привыкшие к точности математики, а учителя литературы. Не мытьем так катаньем превращали людей в «совков».
     Сталинской логики хватало на то, чтобы вести страну вперед, задавая в ней наивысшую в мире производительность труда. Однако, вождь всех народов слишком доверился придворным философам и совершенно не контролировал их. Образец танка или очередного самолета он отбирал лично, тщательно сопоставляя со старой техникой. А в этом случае таких сопоставлений не произвел, нарушив принятый им же порядок. С одной стороны поручение Сталина было выполнено — логику вернули в школьную программу, а с другой стороны — уровень преподавания сводил саму идею на ноль. Лжеученые продолжали портить головы людям.
     Сталин умер весной 1953 года, а уже первого сентября школьники не обнаружили в расписании предмета «логика».

PDF С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН. ЛОГИКА. 1954
https://cloud.mail.ru/public/Ggkn/ns8WQmBGF
ДОК: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
https://cloud.mail.ru/public/KoSc/smJ1iaN5i
[Spoiler (click to open)]
Tags: #баламутчума, #баламутчумавиноградов, #баламутчумаделение, #баламутчумакнига, #баламутчумалогика, #баламутчумаопределение, #баламутчумапонятие, #виноградов, #деление, #логика, #определение, #понятие, Виноградов, Кузьмин, деление, логика, определение, понятие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments